Презентация, доклад по литературе к уроку Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (10 класс)

Содержание

Цель: Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность определить особенности тематики и изобразительных средств сказок.

Слайд 1 Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия

№ 3» г. Хабаровска Шестакова Лариса Николаевна
Проблематика  и поэтика сказок  М.Е.Салтыкова-Щедрина Учитель русского языка и

Слайд 2Цель:
Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность определить особенности

тематики и изобразительных средств сказок.
Цель: Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность определить особенности тематики и изобразительных средств сказок.

Слайд 3Задачи:
Познакомиться с новыми фактами биографии писателя;
Вспомнить основные понятия темы «Художественные особенности

русской народной и авторской сказок»;
Определить основные проблемы сказок Салтыкова-Щедрина;
Найти приемы сатирического изображения действительности;
Составить характеристику героев произведения.

Задачи:Познакомиться с новыми фактами биографии писателя;Вспомнить основные понятия темы «Художественные особенности русской народной и авторской  сказок»;Определить

Слайд 4
Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе

Н. Некрасов
Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе

Слайд 5А.И.Куприн «Исполин»
       Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам

молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.

«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и…
Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями…»





А.И.Куприн «Исполин»      		Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил

Слайд 6 У Салтыкова-Щедрина есть

сказка-элегия "Приключение с Крамольниковым". В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем - и о муках русского подневольного литератора. "Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности".
У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия

Слайд 7

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин"

Слайд 8«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из

книг великого русского сатирика.
Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.
«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился

Слайд 9 Целый ряд причин побудил

Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.
Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая

Слайд 11 В жанре сказки наиболее ярко

проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.
О чем же учил думать "детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин? 
"Дети изрядного возраста" должны возмужать и перестать быть детьми.
В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской

Слайд 12 Писатель по существу создал новый жанр — политическую

сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.
Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.
Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй

Слайд 13Каковы же объекты сатиры
М.Е. Салтыкова-Щедрина?

правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная

(либеральная) интеллигенция;
бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
бездуховность.
Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина?правительственные круги и господствующее сословие;обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;бесправное положение народа в России,

Слайд 14Сатирические приемы, используемые в сказках писателем:
а) Разные способы смеха:
ирония - осмеяние, имеющее

двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.
Сатирические приемы, используемые в сказках писателем:а) Разные способы смеха:ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не

Слайд 15б) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой.

в) "Эзопов

язык" - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.

г) Гипербола - чрезмерное преувеличение.
б) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. в)

Слайд 16
Проблематика сказки (объект сатиры)

Реалии времени

Сатирические приемы

Проблематика сказки (объект сатиры)Реалии времениСатирические приемы

Слайд 17

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.
Почти во всех сказках образ народа-мужика

Слайд 18 Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход,

стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.
Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках.

Слайд 19Особенности образов сказки:

Образы-символы;
Своеобразие животных;
Близость к народным сказкам;
Сатирические приемы, использованные автором;
Особенности композиции:

вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер;
Соединение фольклорного, фантастического и реального.
Особенности образов сказки:Образы-символы;Своеобразие животных;Близость к народным сказкам;Сатирические приемы, использованные автором;Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер;Соединение фольклорного,

Слайд 21 "Сказки" - это своеобразный итог художественной

деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок - 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.

Слайд 22 Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое

воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.
Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...
Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы

Слайд 23
Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей

карающею лирой.
Н.Некрасов
Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.					Н.Некрасов

Слайд 24Домашнее задание:
Анализ сказки (по группам)
Примерный план анализа сказки
Основная тема

сказки (о чем?).
Главная мысль сказки (зачем?).
Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам.
Сатирические приемы, использованные автором.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
Соединение фольклорного, фантастического и реального
Домашнее задание:Анализ сказки (по группам)  Примерный план анализа сказкиОсновная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?).

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть