Слайд 1
Проблематика
и поэтика сказок
М.Е.Салтыкова-Щедрина
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия
№ 3» г. Хабаровска Шестакова Лариса Николаевна
Слайд 2Цель:
Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность определить особенности
тематики и изобразительных средств сказок.
Слайд 3Задачи:
Познакомиться с новыми фактами биографии писателя;
Вспомнить основные понятия темы «Художественные особенности
русской народной и авторской сказок»;
Определить основные проблемы сказок Салтыкова-Щедрина;
Найти приемы сатирического изображения действительности;
Составить характеристику героев произведения.
Слайд 4
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе
Н. Некрасов
Слайд 5А.И.Куприн «Исполин»
Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам
молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.
«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и…
Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями…»
Слайд 6 У Салтыкова-Щедрина есть
сказка-элегия "Приключение с Крамольниковым". В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем - и о муках русского подневольного литератора. "Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности".
Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин"
Слайд 8«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из
книг великого русского сатирика.
Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.
Слайд 9 Целый ряд причин побудил
Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.
Слайд 11 В жанре сказки наиболее ярко
проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.
О чем же учил думать "детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин?
"Дети изрядного возраста" должны возмужать и перестать быть детьми.
Слайд 12
Писатель по существу создал новый жанр — политическую
сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.
Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.
Слайд 13Каковы же объекты сатиры
М.Е. Салтыкова-Щедрина?
правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная
(либеральная) интеллигенция;
бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
бездуховность.
Слайд 14Сатирические приемы, используемые в сказках писателем:
а) Разные способы смеха:
ирония - осмеяние, имеющее
двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.
Слайд 15б) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой.
в) "Эзопов
язык" - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.
г) Гипербола - чрезмерное преувеличение.
Слайд 16
Проблематика сказки (объект сатиры)
Реалии времени
Сатирические приемы
Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.
Слайд 18 Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход,
стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.
Слайд 19Особенности образов сказки:
Образы-символы;
Своеобразие животных;
Близость к народным сказкам;
Сатирические приемы, использованные автором;
Особенности композиции:
вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер;
Соединение фольклорного, фантастического и реального.
Слайд 21 "Сказки" - это своеобразный итог художественной
деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок - 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.
Слайд 22 Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое
воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.
Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...
Слайд 23
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей
карающею лирой.
Н.Некрасов
Слайд 24Домашнее задание:
Анализ сказки (по группам)
Примерный план анализа сказки
Основная тема
сказки (о чем?).
Главная мысль сказки (зачем?).
Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
Сатирические приемы, использованные автором.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
Соединение фольклорного, фантастического и реального