Презентация, доклад Классицизм как литературное направление.

Содержание

Классици́зм  (фр.  classicisme, от  лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – XIX вв.

Слайд 1Презентация Классицизм как литературное направление

Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Презентация Классицизм как литературное направление

Слайд 4
Классици́зм  (фр.  classicisme, от  лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление

в европейской культуре XVII – XIX вв.

Классици́зм   (фр.  classicisme, от  лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – XIX

Слайд 7Классицизм   от фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый.


Классицизм   от фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый.

Слайд 9В Европе- XVII -начало XIX века/
Конец XVII века период упадка.
Классицизм возродился

в эпоху Просвещения — Вольтер, М. Шенье и др.

В Европе- XVII -начало XIX века/Конец XVII века период упадка.Классицизм возродился в эпоху Просвещения — Вольтер, М.

Слайд 10Классицизм – литературный стиль, который был выработан во Франции
в 17

в.
Он получил свое распространение в Европе в 17-19 вв
Классицизм – литературный стиль, который был выработан во Франции в 17 в. Он получил свое распространение в

Слайд 12Во многом классицизм опирался на античное искусство ( Аристотель, Гораций), взяв

его за идеальный  эстетический образец, «золотой век».
Во многом классицизм опирался на античное искусство ( Аристотель, Гораций), взяв его за идеальный  эстетический образец, «золотой

Слайд 14Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса.

Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса.

Слайд 15Направление, обратившееся к античности как идеальному образцу, тесно связано с эпохой

Просвещения.
Направление, обратившееся к античности как идеальному образцу, тесно связано с эпохой Просвещения.

Слайд 17В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии

Декарта.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта.

Слайд 19Основателем поэтики классицизма считается француз  Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка

и стиха и разработавший поэтические каноны.

Основателем поэтики классицизма считается француз  Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны.

Слайд 21Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным

предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями.

Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между

Слайд 25Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен ),
сатира

( Н. Буало),
комедия (Ж. Б. Мольер 1622—1673).

Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен ), сатира ( Н. Буало), комедия (Ж. Б.

Слайд 28Н. Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик

классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате « Поэтическое искусство».
Н. Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном

Слайд 31Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп,

сделавшие основной формой английской поэзии александрины.
Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины.

Слайд 33Для английской прозы эпохи классицизма
(Д. Аддисон, Д. Свифт) также характерен латинизированный

синтаксис.

Для английской прозы эпохи классицизма (Д. Аддисон, Д. Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Слайд 35Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения.

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения.

Слайд 36
Творчество Вольтера (1694 - 1778)  направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета,

наполнено пафосом свободы.

Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.

Творчество Вольтера (1694 - 1778)  направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится

Слайд 39С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон,

С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон,

Слайд 40вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста
Д. Босуэлла,


историка  Э. Гиббона,
вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Д. Босуэлла,

Слайд 41и актёра Д. Гаррика.

и актёра Д. Гаррика.

Слайд 42Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один

день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).
Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте)

Слайд 43Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих

канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и

Слайд 44Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он

стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты,

Слайд 45Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно - воспитательной функции искусства.

Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно - воспитательной функции искусства.

Слайд 46Основываясь на идеях рационализма и разумности, оно стремилось к выражению общественного

содержания, к становлению иерархии литературных жанров.

Основываясь на идеях рационализма и разумности, оно стремилось к выражению общественного содержания, к становлению иерархии литературных жанров.

Слайд 47Мировые представители классицизма –

Ж. Расин,

Мировые представители классицизма –

Слайд 48Ж. Б. Мольер,

Ж. Б. Мольер,

Слайд 49П. Корнель,

П. Корнель,

Слайд 50Ж. Лафонтен,

Ж. Лафонтен,

Слайд 51Ф. Ларошфуко,

Ф. Ларошфуко,

Слайд 52Н. Буало,

Н. Буало,

Слайд 53Ж. Лабрюйр,

Ж. Лабрюйр,

Слайд 54И. Гете.

И. Гете.

Слайд 55 В театральном искусстве идеями классицизма прониклись
А. Лекен,


Э. Рашель,



В театральном искусстве идеями классицизма прониклись А. Лекен, Э. Рашель,

Слайд 56 Ф. Тальма,




И.

Дмитриевский.


Ф. Тальма,     И. Дмитриевский.

Слайд 57Представители русской литературы. Произведения.
А. Д. Кантемир - сатира «На хулящих учение»,

басни.

Представители русской литературы. Произведения.А. Д. Кантемир - сатира «На хулящих учение», басни.

Слайд 58В.К.Тредиаковский - роман
«Езда в остров Любви» , стихотворения.

В.К.Тредиаковский - роман «Езда в остров Любви» , стихотворения.

Слайд 59М. В. Ломоносов - стихотворение
«Разговор с Анакреоном»,
«Ода на день

восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»

М. В. Ломоносов - стихотворение «Разговор с Анакреоном», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны,

Слайд 61А. П. Сумароков - трагедии
«Хорев», «Синав и Трувор».

А. П. Сумароков - трагедии «Хорев», «Синав и Трувор».

Слайд 63Я. Б. Княжнин -

трагедии «Дидона», «Росслав».

Я. Б. Княжнин -          трагедии «Дидона», «Росслав».

Слайд 65Г. Р. Державин - ода «Фелица».

Г. Р. Державин - ода «Фелица».

Слайд 66Представители мировой литературы.

Представители мировой литературы.

Слайд 67П. Корнель - трагедии
«Сид», «Гораций», «Цинна».

П. Корнель - трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна».

Слайд 68Ж. Расин - трагедии
«Федра», «Митридат»

Ж. Расин - трагедии «Федра», «Митридат»

Слайд 69М. Ф. Вольтер - трагедии
«Брут», «Танкред»

М. Ф. Вольтер - трагедии «Брут», «Танкред»

Слайд 70Ж. Б. Мольер - комедии
«Тартюф», «Мещанин в дворянстве».

Ж. Б. Мольер - комедии «Тартюф», «Мещанин в дворянстве».

Слайд 73Н. Буало - трактат в стихах
«Поэтическое искусство»

Н. Буало - трактат в стихах «Поэтическое искусство»

Слайд 74Ж. Лафонтен - басни.

Ж. Лафонтен - басни.

Слайд 75Особенности классицизма.
Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.

Особенности классицизма.Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.

Слайд 76Опора на античное искусство (отсюда название стиля), в основе которого лежал принцип

«подражания природе».

Опора на античное искусство (отсюда название стиля), в основе которого лежал принцип «подражания природе».

Слайд 77
В основе - принцип рационализма ((от лат. «ratio» — разум), взгляд на художественное

произведение как на создание искусственное — сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.

В основе - принцип рационализма ((от лат. «ratio» — разум), взгляд на художественное произведение как на создание искусственное —

Слайд 79Культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно

переустроить на разумных началах).

Культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Слайд 80Главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга.

Утверждение положительных ценностей и государственного идеала.

Главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Утверждение положительных ценностей и государственного идеала.

Слайд 81
Основной конфликт классицистических произведений — это борьба героя между разумом и чувством.
Положительный

герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный — в пользу чувства.

Основной конфликт классицистических произведений — это борьба героя между разумом и чувством. Положительный герой всегда должен делать выбор в

Слайд 83
Стремление отобразить идеальное в реальном, вечное во временном – вот характерная

черта классицизма.

В литературе создается не определенный персонаж, а собирательный образ героя или злодея, идеального человека или низменного.

Стремление отобразить идеальное в реальном, вечное во временном – вот характерная черта классицизма. В литературе создается не

Слайд 85Личность – высшая ценность бытия.
Гармония содержания и формы.

Личность – высшая ценность бытия.Гармония содержания и формы.

Слайд 87Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия.
правила «трех единств»:

Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия.правила «трех единств»:

Слайд 88Деление героев на положительные и отрицательные. Герой должен был воплощать какую-либо одну

черту характера: скупость ханжество, доброту, лицемерие и т. д.

Деление героев на положительные и отрицательные. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: скупость ханжество, доброту, лицемерие

Слайд 90В классицизме строгая иерархия жанров, неприемлемо смешение жанров, образов и характеров.


Здесь есть границы, рушить которые не дозволено никому:

В классицизме строгая иерархия жанров, неприемлемо смешение жанров, образов и характеров. Здесь есть границы, рушить которые не

Слайд 91 «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода;
«средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира,

любовное стихотворение;
 «низкие» — басня, комедия, фарс.

«высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода;«средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс.

Слайд 93Чистота языка (в высоких жанрах — высокая лексика, в низких —

просторечная);
Простота, стройность, логичность изложения.

Чистота языка (в высоких жанрах — высокая лексика, в низких — просторечная);Простота, стройность, логичность изложения.

Слайд 94
Интерес к вечному, неизменному, стремление найти типологические черты.
Поэтому образы лишены

индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, родовые, непреходящие со временем признаки.

Интерес к вечному, неизменному, стремление найти типологические черты. Поэтому образы лишены индивидуальных черт, так как призваны в

Слайд 96Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Слайд 97Особенности русского классицизма.

Особенности русского классицизма.

Слайд 98В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований
Петра I. 

М. Ломоносовым  была проведена реформа русского стиха, разработана теория « трёх штилей», которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку.
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I.  М. Ломоносовым  была проведена реформа русского

Слайд 101Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую

очередь запечатлевать устойчивые родовые, не преходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не преходящие

Слайд 102Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и

справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей - классицистов.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания

Слайд 103 Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную

авторскую оценку исторической действительности: 
комедия (Д. И. Фонвизин),
сатира (А. Д. Кантемир),
басня  (А. П. Сумароков,
И. И. Хемницер),
ода  ( М. Ломоносов, Г. Р. Державин).
Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И.

Слайд 105
М. Ломоносов создает свою теорию русского литературного языка с опорой на

опыт греческой и латинской риторики, Г. Р. Державин пишет « Анакреонтические песни» как сплав русской реальности с греческими и латинскими реалиями, отмечает Г. Кнабе.

М. Ломоносов создает свою теорию русского литературного языка с опорой на опыт греческой и латинской риторики, Г.

Слайд 107Классицизм в русской литературе – определенный виток в искусстве, придававший особое

значение таким жанрам, как эпическая поэма, ода, трагедия.
Классицизм в русской литературе – определенный виток в искусстве, придававший особое значение таким жанрам, как эпическая поэма,

Слайд 109Основателем жанра оды по праву считается
М. Ломоносов, трагедии – А.

Сумароков.
В оде совмещались публицистика и лирика.

Основателем жанра оды по праву считается М. Ломоносов, трагедии – А. Сумароков. В оде совмещались публицистика и

Слайд 110Комедии имели прямое отношение к античным временам, в то время как

в трагедиях повествовалось о деятелях отечественной истории.



Комедии имели прямое отношение к античным временам, в то время как в трагедиях повествовалось о деятелях отечественной

Слайд 112Великие российские деятели периода классицизма - Г. Державин, Я. Княжнин,


А. Сумароков, Волков, Д. Фонвизин …

Великие российские деятели периода классицизма  - Г. Державин, Я. Княжнин, А. Сумароков, Волков, Д. Фонвизин …

Слайд 116
Классицизм в русской литературе 18 в., как и во французской, опирался

на позиции царской власти.

Как говорили сами представители классицизма, искусство должно стоять на страже интересов общества, давать людям определенное представление о гражданском поведении и морали.
Классицизм в русской литературе 18 в., как и во французской, опирался на позиции царской власти. Как говорили

Слайд 119Идеи служения государству и обществу созвучны интересам монархии, поэтому классицизм приобрел

распространение по всей Европе и в России.
Но не стоит ассоциировать его только лишь с идеями прославления власти монархов, российские писатели отражали в своих произведениях интересы «среднего» слоя.

Идеи служения государству и обществу созвучны интересам монархии, поэтому классицизм приобрел распространение по всей Европе и в

Слайд 121 Русская литература освоила стилевые и жанровые формы классицизма, но имела

и свои особенности, отличаясь самобытностью.
Русская литература освоила стилевые и жанровые формы классицизма, но имела и свои особенности, отличаясь самобытностью.

Слайд 122
Государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с

верой в теорию просвещенного абсолютизма.

Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества.

Государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно

Слайд 125
Общий патриотический пафос русского классицизма.

Патриотизм русских писателей,
их интерес к истории своей

родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Общий патриотический пафос русского классицизма. Патриотизм русских писателей, их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю,

Слайд 127Гуманность, так как направление формировалось под влиянием идей Просветительства.

Природа человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию.
Гуманность, так как направление формировалось под влиянием идей Просветительства.       Природа человека

Слайд 129Утверждение естественного равенства всех людей.
Основной конфликт — между аристократией и буржуазией.

Утверждение естественного равенства всех людей.Основной конфликт — между аристократией и буржуазией.

Слайд 130В центре произведений не только личные переживания героев, но и общественные

проблемы.

В центре произведений не только личные переживания героев, но и общественные проблемы.

Слайд 131Сатирическая направленность — важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия,

сатирически изображающие конкретным явлениям русской жизни.

Сатирическая направленность — важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, сатирически изображающие конкретным явлениям русской жизни.

Слайд 133Преобладание национально-исторической тематики над античной.
В России «античностью» была отечественная история.

Преобладание национально-исторической тематики над античной. В России «античностью» была отечественная история.

Слайд 134Высокий уровень развития жанра оды 
у М. В. Ломоносова и Г. Р.

Державина.

Высокий уровень развития жанра оды  у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

Слайд 136Три периода классицизма
в русской литературе

Три периода классицизма в русской литературе

Слайд 1381.
30 -50-е годы XVIII века (зарождение классицизма, создание литературы, национального

языка, расцвет жанра оды - М. В. Ломоносов,
А.П. Сумарков и др.)

1. 30 -50-е годы XVIII века (зарождение классицизма, создание литературы, национального языка, расцвет жанра оды - М.

Слайд 1402.
60-е годы- конец XVIII века (главная задача литературы- воспитание человека-гражданина,

служение человека на пользу обществ, обличение пороков людей, расцвет сатиры –
Н.Р. Державин, Д.И. Фонвиин).

2. 60-е годы- конец XVIII века (главная задача литературы- воспитание человека-гражданина, служение человека на пользу обществ, обличение

Слайд 143Переход от классицизма к предромантизму  ярче всего отразился в немецкой литературе

эпохи «Бури и натиска», представленной именами
И. В. Гёте (1749—1832) и
Ф. Шиллера  (1759—1805),
которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

Переход от классицизма к предромантизму  ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами

Слайд 1503. Конец XVIII-начало XIX века (постепенный кризис классицизма, появление сентиментализма, усиление

реалистических тенденций, национальных мотивов, изображение идеального дворянина -
Г. Р. Державин, И. А. Крылов и др.)

3. Конец XVIII-начало XIX века (постепенный кризис классицизма, появление сентиментализма, усиление реалистических тенденций, национальных мотивов, изображение идеального

Слайд 152После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в

упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.
В России - во 2-ой четверти XVIII века.
После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится

Слайд 154
В связи с провозглашённым Руссо  призывом близости к природе и естественности

в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления;

на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм.

В связи с провозглашённым Руссо  призывом близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть