Слайд 1Как научиться быстро читать и понимать прочитанное!
Учитель начальных классов МАОУ СОШ
№69 города Тюмени
Баюкова Вера Викторовна
Слайд 2Читайте быстрее, понимайте больше!
Последнее время всё чаще сталкиваемся с тем, что
дети не читают или читают очень медленно. Но именно от этого важного комплексного навыка зависят успехи ребёнка в обучении. Объём информации, с которой нужно ежедневно справляться, резко увеличивается. Однако важно не только наращивать скорость чтения, но и работать над глубиной понимания. Простые и увлекательные развивающие задания сделают процесс формирования навыка скорочтения лёгким и максимально результативным. Читайте быстрее, понимайте больше!
Слайд 3Дыши правильно
Цель – тренировка речевого дыхания. Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит,
повышает жизненный тонус , улучшает память.
Слайд 4
Делаем спокойный вдох через нос и в два раза медленнее выдох
через рот. На счет 1-2 вдох, на счет 1-4 выдох, а счет 1-4 вдох, на счет 1-8 выдох, на счет 1-8 вдох, на счет 1-16 выдох.
Затем медленный вдох через нос, подышать в комфортном ритме.
Внимание! Вдох всегда через нос!
Слайд 5«Йога для мозга»
Встаньте ровно.
Прислоните язык к нёбу (за верхними зубами, как
будто хотите сказать «ла») и удерживайте его во время упражнения.
Поместите пальцы левой руки на мочку правого уха. Большой палец должен быть спереди.
Поместите пальцы правой руки на мочку левого уха. Большой палец должен быть спереди.
Сжимайте одновременно мочки ушей.
Вдыхая через нос, медленно приседайте.
Задержите дыхание и не выдыхайте, когда начнете вставать.
Выполните приседания 15-20 раз.
Слайд 6Не менее важна правильная осанка
Соблюдайте угол наклона книги.
Обязательно используйте подставки для
книг.
Слайд 7Весёлый попугай
Что делать? - Повторить последний слог слова несколько раз .
Цель
– развитие фонематического слуха, артикуляционная гимнастика.
Повторение последнего слога без искажений.
море –ре-ре-ре небо-бо-бо-бо
Ребёнок произносит слово, взрослый повторяет последний слог с ошибкой. Ребёнок должен заметить и исправить ошибку.
коза-са-са-са комар-вар-вар
Ребёнок находит определённое по счёту слово в тексте , прочитывает его и повторяет последний слог.
Слайд 8Окошки
Цель – это хорошая речевая гимнастика. Развиваем артикуляцию, стимулируем мышечный тонус
речевого аппарата, гибкость произношения.
Что делать?
Читаем на одном выдохе 1-2 столбика буквосочетаний (сколько хватит дыхания). Придумываем с ними слова.
Слайд 9Слоговая таблица
Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну
– две строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Если обучение идет в коллективе, сначала строчки произносят хором, потом индивидуально. Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слова, учится читать слова быстрее – на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. Польза слоговой таблицы неоценима на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат , происходит постановка проблемных звуков. Одновременно с улучшением речи ребёнок приобретает и орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии.
Слайд 10Таблица Шульте
Цель – упражнение помогает расширить поле зрения, научиться видеть слово
или строчку текста целиком .
Что делать?
Ребёнок должен смотреть на точку в центре таблицы и , не бегая глазами по ячейкам, используя боковое (периферическое) зрение, называть все числа от1 до 24. Задача состоит в том, чтобы найти все числа за 20секунд.
Слайд 11Для второклассников используйте такой вариант таблицы.
Ребенок глазами ищет цифры по порядку:
от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.
Слайд 12Догонялки
Что делать?
Цель – расширяем поле зрения, учим читать слово целиком
.
Закрываем «шторкой» столбик слов.
Сразу очень быстро открываем последнее слово и через секунду закрываем.
Ребёнок должен увидеть это слово и назвать.
Затем открываем следующее слово.
Нужно максимально быстро прочитать слово не по слогам, а целиком.
год лиса сумка озеро
сад ваза кружка небеса
час пара сушка рубашка
кот ушко точка пылесос
суп лужа дочка спичка
вор дача крыша варежка
бык лапа весна ключик
Слайд 13Половинки
Цель - развивает зрительную память, а еще тренирует мышление и
пополняет словарный запас.
Что делать?
Для детей 6-7 лет. Слова нужно разрезать на две части, постепенно увеличивая число слогов. То есть, на бумаге пишутся небольшие слова из 2 слогов и разрезаются пополам. Перемешать и дать ребенку возможность их сложить.
Слайд 14Филворды
Что делать?
Цель – упражнение помогает развить внимание, смысловую догадку.
Слайд 15Прятки
Цель – учим детей не вчитываться, не вглядываться, а видеть слово
единой картинкой.
Что делать?
Среди букв спрятаны слова. Их нужно как можно быстрее найти и подчеркнуть.
тарнпудоркгмостбнкрцугщм
цтлампацщнвбюфдвогуреци
Слайд 16Вверх тормашками
Цель - усложнение задачи помогает преодолеть психологический барьер «читать трудно».
Что
делать?
Предложите ребёнку прочитать перевёрнутые столбики слов, затем повторите задание, но уже с правильным положением страницы. Читать нужно со «шторкой», закрывая прочитанное.
Вы заметите, что привычно расположенные слова ребёнку читать стало легче, а скорость увеличилась в 2 раза.
СОРИНКА ОГУРЕЦ ШПАГАТ НОТА МАК
Слайд 17Робот
Цель – развиваем пространственную ориентацию, внимание, память .
Что делать?
Часто при
чтении ребёнок теряет строчку и не понимает прочитанное.
По команде «пуск» ребёнок начинает читать текст. Услышав команду «стоп», он закрывает глаза и кладёт руки на колени. Затем снова следует команда «пуск». Ребёнок должен найти в тексте место, где остановился, и продолжить чтение.
Слайд 18Голова – хвост
Цель – хорошая тренировка навыков «сканирования» текста глазами,
концентрации внимания и смыслового чтения.
Что делать?
Вариант 1.
Взрослый читает начало слова, а ребёнок должен найти «хвост», то есть окончание этого слова. Для этого нужно максимально быстро просмотреть весь текст, найти слово и прочитать окончание.
Вариант 2.
Взрослый читает предложения, а ребёнок должен найти его окончание.
Слайд 19Буксир
Ребёнок читает текст вслед за взрослым.
Цель – хорошая тренировка внимания.
Вариант
1.
Взрослый медленно читает предложение, затем это предложение читает ребёнок. Следующее предложение взрослый читает чуть быстрее, а ребёнок должен прочитать ещё быстрее. Так с каждым разом увеличивается скорость чтения.
Вариант 2
Взрослый читает текст с определённой скоростью, затем останавливается и ударяет ручкой по столу. На каком слове он остановился , с него и начинает читать ребёнок. А он в свою очередь также может ударить ручкой по столу и остановиться в любом месте текста. Взрослый продолжает чтение.
Слайд 20Иностранец
Цель – помогает избавить детей от привычки глотать окончания.
Что делать?
Читаем слова,
выделяя последний слог, как будто с иностранным акцентом.
Упражнение довольно утомительное, поэтому выполняем его в течении 30 секунд.
ОдИН в поЛЕ не воИН.
Слайд 21Текст за шторкой
Цель- избавляемся от регрессии –повторного чтения одного и
того же текста.
Что делать?
Читаем текст и закрываем прочитанное «шторкой» (листом бумаги, календариком и др.). Вести её нужно достаточно быстро, чтобы было ощущение, что текст сейчас закроется.
Слайд 22Боремся с артикуляцией
Для скорочтения она сильно мешает, да и в
целом замедляет чтение.
Главное условие – после чтения, ребенок должен ответить на поставленные вопросы по тексту.
Жужжащий шмель – еще одно упражнение, что будет подавлять артикуляцию. Читая глазами текст, ребенок должен произносить звук «ЖЖЖ».
Ритмичный стук требует некой сноровки. Предварительно сам ритм-стук нужно будет выучить. Когда ребенок будет читать текст, он должен отбивать карандашом этот ритм, постепенно его ускоряя.
Замок подразумевает закрытый рот (можно даже немного прижать губы) и сильно прижатый палец к губам. И только после этого приступайте к чтению. После обязательно задаются наводящие вопросы.
Слайд 23Кенгуру
Цель – такие «прыжки» через слова позволяют увеличить скорость чтения.
Что
делать?
Ребёнок читает текст вслух через слово, то есть одно слово читает вслух, другое про себя. Затем нужно, не подглядывая, кратко пересказать прочитанное.
Задание достаточно сложное, так как необходимо постоянно переключать внимание, мозг активно работает, задействованы разные его зоны.
Слайд 24Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется
знание.
В.И.Даль
С проблемами чтения начинайте работать своевременно.
Обязательно хвалите ребенка за успехи, даже за небольшие достижения. Акцентируйте внимание только на положительных моментах. Если и делаете замечание, то лишь опираясь на хороший результат.
Слайд 26Литература
Абдулова Г. Скорочтение для детей. - М.:Издательство АСТ, 2018.
Андреев О.А.,
Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М.:Просвещение, 1991.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.:Просвещение, 1991.
Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. -
М.:Просвещение, 1990.
Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? //Школьная библиотека.-№6.-2001.