Презентация, доклад к выступлению на РМО по теме Школьный музей и уроки литературы

Содержание

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности,  в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.Лихачев Д.С

Слайд 1«Школьный музей и уроки литературы»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
МАОУ «Равнинная

СОШ»
Воропаева Наталья Петровна
«Школьный музей и уроки литературы»Выполнила: учитель русского языка и литературыМАОУ «Равнинная СОШ»Воропаева Наталья Петровна

Слайд 2


Чувство Родины
нужно заботливо взращивать, 
прививать духовную оседлость. 
Если не будет корней
в родной

местности,  в родной стороне –
будет много людей,
похожих на иссушенное растение
перекати-поле.
Лихачев Д.С
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности,  в родной стороне – будет

Слайд 3 В «Концепции модернизации российского образования» одним из приоритетных направлений развития

всей системы российского образования является воспитание подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться личности в современной культуре, социуме.
Таким образом, в основу воспитания положен культурологический подход, способствующий формированию у детей уважения к национальной культуре, народным традициям, обычаям и обрядам, являющийся связующим звеном поколений.
Несомненно, огромная роль в этом отводится школьному музею, который призван сохранить для последующих поколений нашу самобытную культуру.

В «Концепции модернизации российского образования» одним из приоритетных направлений развития всей системы российского образования является воспитание подрастающего

Слайд 4На базе нашего образовательного учреждения с 1984 года функционирует музей. Материал,

собранный в музее, остается не только достоянием музея. Его используют учителя истории, литературы, начальных классов на своих уроках. Они применяют разные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т. д.
На базе нашего образовательного учреждения с 1984 года функционирует музей. Материал, собранный в музее, остается не только

Слайд 5Школьные музеи играют большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся:

- уроки в музее активизируют в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создают возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации;
- музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса: способствуют формированию языковой и духовной культуры школьников, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить;
- музейная среда стимулирует познавательные интересы учащихся, способствуют всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов вызывают чувства удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.
Школьные музеи играют большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся:  - уроки в музее активизируют в

Слайд 6Уроки литературы в музее

Очень интересно проходят в уроки литературы, посвященные

изучению устного народного творчества. Познакомившись с русскими народными сказками, провожу на основе музейных экспонатов внеклассное мероприятие «Русские посиделки». Сидя на лавке за столом, знакомясь с малыми жанрами фольклора, ученики детально изучают внутренний интерьер и убранство крестьянского жилища.
Уроки литературы в музее Очень интересно проходят в уроки литературы, посвященные изучению устного народного творчества. Познакомившись с

Слайд 7Уроки литературы в музее
Урок литературы в 6 классе по теме «Обрядовый

фольклор. Обрядовые песни» проходит также с использованием музейных экспонатов. Учащиеся не только знакомятся с фольклорными песнями родного края, но им дается возможность соприкоснуться с обрядами и традициями русского народа, понять, чем жили наши предки. В качестве домашнего задания можно предложить создать исследовательский проект «Фольклор родного села». Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности.

Уроки литературы в музееУрок литературы в 6 классе по теме «Обрядовый фольклор. Обрядовые песни» проходит также с

Слайд 8Уроки литературы в музее

Уроки литературы в музее

Слайд 9Уроки литературы в музее
Ученик может взять в руки музейный предмет, который

вызовет эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. Например, при изучении сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» учитель может применить технологию музейной педагогики, используя один из экспонатов – веретено. Услышав историю появления данного экспоната в музее, дети смогут потрогать ее руками, представить женщину, работающую с веретеном.
Уроки литературы в музееУченик может взять в руки музейный предмет, который вызовет эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит

Слайд 10Уроки литературы в музее
Изучая стихотворение К. Симонова «Майор привёз мальчишку на

лафете» или А. Т.Твардовского «Рассказ танкиста», где затрагивается тема патриотического подвига детей в годы Великой Отечественной войны, ученики глубже проникаются их содержанием, если видят перед собой документы, личные вещи, альбомы с воспоминаниями героев Великой Отечественной войны.
Уроки литературы в музееИзучая стихотворение К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете» или А. Т.Твардовского «Рассказ танкиста»,

Слайд 11Уроки литературы в музее
В 6 классе школьники знакомятся со стихотворениями, рассказывающими

о солдатских буднях, пробуждающих чувство скорби перед памятью павших на полях сражений (Константин Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Сергей Орлов «Его зарыли в шар земной…», Давид Самойлов «Сороковые»), а в 8 классе учащиеся знакомятся со стихами и песнями о Великой Отечественной войне (Михаил Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Булат Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал», Лев Ошанин «Дороги», Алексей Фатьянов «Соловьи»). Музейные экспозиции- живые свидетели происшедшего - позволяют достичь нравственной высоты.
Во время изучения темы Великой Отечественной войны на уроках литературы материалы о наших героях-односельчанах дают большую возможность понять и приблизиться к тому времени. Ведь на примере людей, которые жили рядом с тобой, легче понять и оценить серьезность их поступков.

Уроки литературы в музееВ 6 классе школьники знакомятся со стихотворениями, рассказывающими о солдатских буднях, пробуждающих чувство скорби

Слайд 12Уроки литературы в музее
О своих прадедах вспоминают Кожаров Алексей и Самойлов

максим

О своем отце рассказывает Кононыхина Н.Д.

Уроки литературы в музееО своих прадедах вспоминают Кожаров Алексей и Самойлов максимО своем отце рассказывает Кононыхина Н.Д.

Слайд 13Уроки литературы в музее
Во время урока, посвященного изучению повести К. Воробьёва

«Убиты под Москвой», учителя обращаются к альбому, где даны воспоминания наших односельчан, воевавших под Москвой: Серова Михаила Алексеевича (1919-1995 г.), Потокина Ивана Ивановича, служившего командиром отделения связи, делают урок по повести «А зори здесь тихие» более живым, документальным. Изучая повести К. Воробьева «Это мы, Господи!», М. Девятаева «Побег из ада», вспоминаем о ветеране Кутепове И.И., пережившего все ужасы немецкого плена.
Уроки литературы в музееВо время урока, посвященного изучению повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой», учителя обращаются к

Слайд 14Уроки литературы в музее
В нашем музее хранятся письма с фронта -

обычные треугольники. Два письма из госпиталя родным, с бесхитростным простым текстом и передачей «поклонов» всем родным и близким. И два письма от политрука части по поводу гибели Налетова Петра Васильевича. В письмах описывается последний бой Налетова, его гибель. Письма патриотические, с заверениями отомстить фашистам за смерть отважного наводчика -артиллериста Налетова.
После таких уроков порой ученики забывают, где художественный вымысел, а где страшная реальность войны.
Уроки литературы в музееВ нашем музее хранятся письма с фронта - обычные треугольники. Два письма из госпиталя

Слайд 15Уроки литературы в музее
Урок по поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить

хорошо» (анализ главы «Крестьянка») можно провести в «Краеведческом уголке», где девятиклассницы качают колыбель, держа в руках «младенца» в старинном одеяльце, прикоснулись к шитью, прялке, к другим предметам старины, представляя себя в образе женщины–труженицы, на плечах которой лежали все заботы о семье.

Уроки литературы в музееУрок по поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (анализ главы «Крестьянка») можно провести

Слайд 16Уроки литературы в музее
26 марта 2016г. в Оренбурге состоялся областной конкурс

детских социальных проектов «Я - гражданин России». Целью конкурса было вовлечение молодых граждан Оренбургской области в общественно-полезную социальную деятельность, формирование гражданской активности и ответственности, получение опыта решения социальных проектов. Пономаревский район представляла команда разработчиков МАОУ «Равнинная СОШ» в составе 5 учащихся (Нигмятзянова Альбина, Кривцова Регина, Муллаярова Наталья, Фаррахова Рената, Мещерякова Надежда) под руководством старшей пионервожатой Храмовой Алены Алексеевны. Проделана большая работа по реализации проекта «Школьный музей». Проект состоял из семи этапов. Каждый этап был проработан и проанализирован. Учащиеся продемонстрировали знания по содержанию материала выбранной проблемы, компетентно представили вариант собственного решения данной проблемы и результаты деятельности по проекту. В номинации «Школа - наш дом» учащиеся заняли почетное 3 место.

Уроки литературы в музее26 марта 2016г. в Оренбурге состоялся областной конкурс детских социальных проектов «Я - гражданин

Слайд 17Уроки литературы в музее
В 2017 году наши учащиеся заняли II место

в районном конкурсе исследовательских работ «Мой край любимый, мой край родной», проделав огромную работу по изучению музейных экспонатов, провели встречи с жителями села, собрали интересные исторические факты о жизни села и его жителях
Конечно, такая работа велась под руководством не только учителей филологических дисциплин, но и истории и обществознания, заместителя директора по воспитательной работе, школьного библиотекаря.

Уроки литературы в музееВ 2017 году наши учащиеся заняли II место в районном конкурсе исследовательских работ «Мой

Слайд 18Заключение
Считаю, что краеведческая работа не должна останавливаться ни на минуту в

любой школе, будь то такая же, как у нас маленькая сельская школа, будь то школа в большом мегаполисе. Тем более, что используя современные технологии, есть ещё больше возможностей воздействовать на умы и души детей. Ребёнок ведь как губка, впитывает всё то, что его окружает! И ещё: настоящего нет без прошлого. Педагогическая деятельность в музейной среде — синтез воспитания, развития и обучения —ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности.

ЗаключениеСчитаю, что краеведческая работа не должна останавливаться ни на минуту в любой школе, будь то такая же,

Слайд 19


Лукашева Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся: Начальная школа. – 2007. - № 9.
 Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982. 
3. «Музейная педагогика: ценности и ориентиры» Серафимова Л.П., /Инновационная педагогика искусства.- М.: Эврика, 2003.кн.10
4. «Музей «Назад в будущее» Попова Т.В. / Инновационная педагогика искусства.- М.: Эврика, 2003.кн.10
«Нетрадиционные педагогические технологии в обучении» Мухина С.А., Соловьёва А.А.- Ростов-на-Дону, Феникс,2004,
6. Школьные музеи. Сборник документов, М., 1987.  Шляхтина Л.М. Основы музейного дела //М., 2005.  
7. Юхневич М.Ю. Новые музейные технологии музейного образования // Основы музееведения. М., 2005.
Интернет- ресурсы

Список литературы


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть