Презентация, доклад к Внеклассному мероприятию Шедевры мирового искусства.Живопись.Творчество Врубеля

Содержание

Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) – один из наиболее выдающихся художников России. Кроме живописи он занимался также скульптурой, графикой, создавал монументальные композиции и театральные декорации. Также Врубель оставил свой след в оформлении интерьеров.Его интересовали вопросы добра и зла, бытия

Слайд 1Т В О Р Ч Е С Т В О
М И Х А И Л А В Р У Б Е Л Я

Т В О Р Ч Е С Т В ОМ И Х А И Л А

Слайд 2Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) – один из наиболее выдающихся художников

России. Кроме живописи он занимался также скульптурой, графикой, создавал монументальные композиции и театральные декорации. Также Врубель оставил свой след в оформлении интерьеров.
Его интересовали вопросы добра и зла, бытия человека и его места в мире. С помощью своего таланта он стремился создать взаимосвязанную и одушевленную картину мира, в которой каждый предмет живет своей собственной жизнью.

Фреска «Грёзы»

Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) – один из наиболее выдающихся художников России. Кроме живописи он занимался также

Слайд 3Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. У него сложился

особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы.

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.

Слайд 4Одна из первых работ Врубеля. Это огромная фреска "Сошествие Святого Духа...",

написана художником на коробовом своде Кирилловской церкви в Киеве.

Одна из первых работ Врубеля. Это огромная фреска

Слайд 5Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную

форму свода. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом.

Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Посередине возвышается стоящая очень

Слайд 6В его творчестве есть произведения традиционно реалистические, есть и мифологические, а

также иллюстрации к народным сказкам, былинам и легендам. Говорят, что портрет-картина "Царевна-Лебедь" написана на сюжет "Сказки о царе Салтане" Пушкина, а моделью для написания портрета служила жена Врубеля Надежда Забела-Врубель. Однако,сама царевна даже не похожа на Н.И. Забелу - совсем другое лицо. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.


Врубель со своей женой-актрисой Забелиной.

В его творчестве есть произведения традиционно реалистические, есть и мифологические, а также иллюстрации к народным сказкам, былинам

Слайд 7На ее неживом лице игра цветов - от иссиня-черного моря до

розово-багряной зари - подобна переливу тонов на фарфоре. Только глаза живут на этом лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Настроение картины тревожно-печальное. Так написано трепещуще-перламутовое, с отблесками заходящего солнца оперение Лебеди, что мы слышим этот шелест, этот трепет, слышим холодные ровные удары прибоя о берег, усиливающие ощущение безнадежности и грусти. Еще миг - и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах...


Царевна-Лебедь

На ее неживом лице игра цветов - от иссиня-черного моря до розово-багряной зари - подобна переливу тонов

Слайд 8




Заметное место в творчестве М.Врубеля занимают иллюстрации к сказкам, былинам, экизы

к операм.
Заметное место в творчестве М.Врубеля занимают иллюстрации к сказкам, былинам, экизы к операм.

Слайд 9Восточная сказка
Игры наяд и тритонов
Царевна Лебедь
Снегурочка




Восточная сказкаИгры наяд и тритоновЦаревна ЛебедьСнегурочка

Слайд 10«Богатырь»
Тридцать три богатыря
Царевна Лебедь



«Богатырь»Тридцать три богатыряЦаревна Лебедь

Слайд 12Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Он знал многие стихотворения

наизусть и в зрелые годы декламировал и читал избранные им произведения друзьям и близким. В гимназии и позже Врубель читал много других авторов - античную поэзию, любил Шекспира, Гёте, Гоголя, обожал Пушкина, Тургенева, восхищался Чеховым, Ибсеном, но Лермонтов имел на него - на человека и художника - особое влияние.

Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Он знал многие стихотворения наизусть и в зрелые годы декламировал

Слайд 13

Большое влияние на творчество Врубеля оказали произведения "Герой нашего времени" и

поэма "Демон".
Всего художником было выполнено 4 иллюстрации,но одна из них занимает особое место-это рисунок Печорина перед дуэлью.

Большое влияние на творчество Врубеля оказали произведения

Слайд 14Известно, что еще в Киеве, до серии иллюстраций 1891 года к

сочинениям Лермонтова, Врубель нарисовал Печорина почти как автопортрет. Правда, черты художника можно найти в лицах Гамлета, восточного принца и в некоторых других персонажах его картин и рисунков, но в акварели «Портрет военного (Печорин на диване) » автопортретное сходство несомненно.
Врубеля могли привлекать даже внешние черты Печорина: среднего роста блондин с карими глазами; бледный благородный лоб; нервическая слабость в его теле, когда он сидел; женская нежность кожи, маленькая аристократическая рука с худыми бледными пальцами - во всем этом молодой художник видел таинственное сходство с собой, необъяснимое, как проявление «высшей» воли.

Еще важнее то, что в гимназические и университетские годы, в Петербурге и Киеве, Врубель ощущал в себе и определенную духовную близость с «Героем нашего времени», что сказалось в стиле писем, в склонности к дендизму, в его романических историях, щегольстве при постоянной «сухотке» кармана, в разбрасывании денег в те редкие моменты, когда они попадали в его руки.


Известно, что еще в Киеве, до серии иллюстраций 1891 года к сочинениям Лермонтова, Врубель нарисовал Печорина почти

Слайд 15
На самом деле Врубель не жил, как Печорин, но сам он,

видимо, считал, что похож на «Героя нашего времени». Превосходным дополнением к портретному образу героя служит лист «Дуэль Печорина с Грушницким». Облик Печорина тот же или почти тот же, что и в портретной композиции, но его презрение ко всему на свете, утверждение своего превосходства яснее выступают в выразительности породистого лица, в твердой постановке фигуры. 

На самом деле Врубель не жил, как Печорин, но сам он, видимо, считал, что похож на «Героя

Слайд 16Врубель создал ещё две иллюстрации,но для него они были мало интересны.

Его занимала совсем другая тема,более глубокая,сильная и трагичная. Она не отпускала художника долгие годы и в итоге умерла вместе с ним.

Врубель создал ещё две иллюстрации,но для него они были мало интересны. Его занимала совсем другая тема,более глубокая,сильная

Слайд 17В 1891-м году, к 50-летию со дня смерти Лермонтова, было издано

юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению которого были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии

В 1891-м году, к 50-летию со дня смерти Лермонтова, было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению

Слайд 18Демон - это падший ангел, поднявший бунт против бога и низвергнутый

небесами на землю. В мифологии Демон - образ титанической, но скованной энергии. Он отвергнут небесами, но не мог быть принят и землей. Сам Врубель так понимал Демона: " он олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе." Врубель давно задумал патетическое полотно,которое бы потрясло зрителя, создать грандиозное произведение, но, кажется, он не представлял отчетливо замысел картины: Демон владел им больше, чем он - Демоном. Годы упорного труда,страданий,лечения в больнице и снова работы, создали величайшие произведения художника:"Демон сидящий","Демон летящий" и "Демон поверженный".

Демон - это падший ангел, поднявший бунт против бога и низвергнутый небесами на землю. В мифологии Демон

Слайд 19Вот он перед вами - "Демон сидящий". В письме к своей

сестре от 22 мая 1890 года Михаил Александрович Врубель так описывал героя картины:
"... полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами".

Вот он перед вами -

Слайд 20В центре вытянутой по горизонтали картины помещена могучая фигура Демона. Он

один во всем пространстве полотна, но ему все равно тесно в таком формате, поэтому художник как бы обрезает фигуру героя сверху и снизу, оставляя простор лишь по бокам. Благодаря этому художественному приему зритель ощущает, как тесно Демону в этом мире, как скован он душевной печалью, скорбью одиночества.
Истоки печали и страданий Демона в его разладе с самим собой, в его абсолютном одиночестве, в понимании бессмысленности и бесцельности своего существования. Таким видел художник героя и так его охарактеризовал: "Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый".

В центре вытянутой по горизонтали картины помещена могучая фигура Демона. Он один во всем пространстве полотна, но

Слайд 21В «Демоне летящем» художник видит тоску, одиночество, тщетность бытия борьбы за счастье

и своё место в жизни героя картины, совершающего, по мнению живописца, бесцельный полёт.

В «Демоне летящем» художник видит тоску, одиночество, тщетность бытия борьбы за счастье и своё место в жизни героя

Слайд 22Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми,

жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Они затопляют его, еще немного - и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водяное пространство, в котором отразятся горы. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались.

Слайд 23И Лермонтов, и Врубель с сочувствием относились к образу своего героя.

У Лермонтова Демон не способен преодолеть злобу, он циничен, жесток, непримирим. У Врубеля Демон – герой, страдающий от одиночества, скорбный, но на этом фоне – всё-таки властный и величавый.
Александр Блок так сказал о Врубеле: "Он сам был Демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением...".

И Лермонтов, и Врубель с сочувствием относились к образу своего героя. У Лермонтова Демон не способен преодолеть

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть