Слайд 2 «Железный ветер бил им в лицо, а они все
шли вперед.
И снова чувство страха охватывало противника:
люди ли шли в атаку, смертны ли они!»
Василий Гроссман.
Слайд 3Интегрированный урок истории и литературы
«Великая Отечественная война
глазами историков, писателей, документалистов»
Слайд 422 июня 1941 года
Нападение фашистской Германии
на СССР
Ранним утром 22 июня 1941 года после артиллерийской и авиационной подготовки немецкие войска перешли границу СССР.
Начало войны
Слайд 5В 12 часов дня 22 июня 1941 года В. Молотов
выступил по радио с официальным обращением к гражданам СССР, сообщив о нападении Германии на СССР и объявив о начале войны.
Москвичи слушают сообщение Совинформбюро о начале войны
Слайд 9«ТАЙФУН»
Так называлась операция по захвату Москвы - сердца СССР, подписанная
6
сентября 1941 года Гитлером.
Ее задачи:
1)Прорвать оборону советских войск ударами трех мощных танковых группировок из районов Духовщины, Рославля и Шостки.
2)Окружить и затем пленить в районах Вязьмы и Брянска основные силы Западного, Резервного и Брянского фронтов.
3)После чего без оперативной паузы, пехотными соединениями наступать на Москву с запада, а танковыми и моторизованными дивизиями обойти ее с севера и юга, окружить, а затем разрушить русскую столицу.
Слайд 10П А Р А Д
7 ноября 1941г. в 8 часов утра
на Красной площади Москвы начался традиционный военный парад в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, который стал одновременно и проводами на фронт.
С короткой, вдохновляющей речью выступил Верховный главнокомандующий Сталин В.И.
Парад принимал маршал Советского союза С. М. Буденный.
Сообщения о военном параде в прифронтовой Москве стали сенсацией, облетевшей весь мир.
Слайд 12П О Б Е Д А
Маршал Жуков, вспоминая
о войне, сказал:
«Когда меня спрашивают, что больше всего мне запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву…, здесь была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии…»
Слайд 14Литература периода Великой Отечественной войны
Великая отечественная оставила глубокий след
в истории нашего государства. Война
в который раз показала всю жестокость, бесчеловечность. Советская литература
не могла остаться в стороне от событий,
в которых решалась судьба страны.
Военная проза:
художественно-документальные произведения;
героико-эпические произведения;
произведения батальонной прозы.
Слайд 15Писатель Иван Стаднюк - лауреат Государственной премии
Автор произведений: «Сердце солдата», «Люди
с оружием», «Максим Перепелица», «Война» и др. Известнейшее его произведение - роман «Война» - воссоздает картины народной жизни в предвоенные годы и в первые дни Великой Отечественной войны. Опираясь на исторические документы, писатель показывает героизм советских воинов на полях сражений.
Слайд 17С т а л и н г р а д с
к а я
б и т в а
17 июля 1942 год -2 февраля 1943 год
Слайд 18
Цель немецкого командования:
овладеть промышленным городом, предприятия
которого выпускали военную продукцию. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю — к 25 июля 1942 г.
Слайд 19 23 августа 1942 года в 16 часов 18 минут
силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей.
Слайд 20Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г.
об окружении армии советскими войсками под Сталинградом:
«Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…
Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…»
Слайд 2112 день сражения…
Гитлер своим армиям: «Сходу
с юга овладеть городом, взяв в клещи войска Сталинградского фронта».
Нарком обороны И.В.Сталин. Приказ № 227: «…Отступать дальше – значит загубить себя и Родину…Отныне железный закон –
НИ ШАГУ НАЗАД!»
Слайд 23Воины Красной Армии проявили массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство
Во время сражения многие иностранные газеты писали, что только Родина Октября могла воспитать таких героев, как защитники Сталинграда.
Слайд 24Сталинград стал символом мужества и стойкости
наших солдат, вселил веру в
победу.
Слайд 25«В окопах Сталинграда»
Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в
1946 в журнале «Знамя» 1946, № 8-10, была одной из первых книг о войне, написанных правдиво, насколько это было возможно в то время. Она принесла писателю подлинную славу: переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков. За эту книгу, после ее прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени.
По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля. В этом фильме сыграл одну из своих первых больших киноролей Иннокентий Смоктуновский.
Слайд 27Виктор Платонович Некрасов
Исследователи по праву относят
повесть Виктора Некрасова
к классике русской военной прозы.
Повесть состоит из 2-х частей: первая включает 20 глав, вторая – 30.
Повествование ведется от лица 28-летнего
лейтенанта, инженера Юрия Керженцева, во многом – автобиографического героя.
Перед нами как бы дневниковые свидетельства участника боёв, написанные по горячим
следам войны..
Слайд 28
В повести «В окопах Сталинграда», В Некрасов открыл правду окопа
– жизнь рядового пехотинца. В этом произведении автор не изображает героических подвигов в сражениях, а считает, что именно в окопах решается ход битв. Эта книга начала целое направление в литературе о войне. В. Некрасов рассказал о мужественных людях , которые героически преодолевали ежедневные тяготы войны. Каждый герой и все вместе отвоевывали у войны свою жизнь -на день, месяц, год.
Именно в окопах решается ход битв
Слайд 29Правда страшной войны
У В.Некрасова человек на войне изображается на грани между
жизнью и смертью. Еще одна правда страшной войны: секунду назад-жизнь,
а сейчас –уже нет.
Тема смерти пронизывает всю повесть.
2. В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства – доброта, забота, внимание. В этих условиях видна готовность людей разделить тяжёлую участь того, кто рядом. Поэтому мотив мужской фронтовой дружбы проходит через всю повесть, приобретая трагический характер вынужденного расставания.
Слайд 30 Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь.
И
не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большее, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом. Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок. И это было страшнее всего, что
я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть.
Анализ эпизода
Слайд 31
Роль детали
в художественном произведении
-В чем особенность авторского повествования?
-Как достигается
достоверность изображаемого автором?
- Почему В.Некрасов в описании солдата большое внимание уделяет окурку и раскинутым рукам?
Слайд 32Полное разрушение грани между жизнью и смертью.
«Дымящийся окурок на губе трупа
– это было страшнее всего: страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног, распоротого живота или повешенного ребенка. Секунду назад была жизнь, а сейчас человек уже мертв».
Убитый солдат с дымящимся окурком на губе – это символ полного разрушения грани между жизнью и смертью.
Слайд 33Война изнутри
В.Некрасов показал войну изнутри,
глазами солдата. А это
значит, что она представлена правдой,
настоящей и страшной правдой.
Слайд 34Курская битва
Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943) также известна
как Битва на Курской дуге.
Немецкая наступательная операция «Цитадель» по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной Войны.
Слайд 35Итоги Курской битвы
Победа под Курском ознаменовала переход стратегической инициативы к Красной
Армии. К моменту стабилизации фронта советские войска вышли на исходные позиции для наступления на Днепр. После окончания сражения на Курской дуге германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные операции. Потери сторон в битве остаются неясными. Так, советские историки, в том числе и академик АН СССР А. М. Самсонов, говорят о более чем 500 000 убитых, раненых и пленных, 1500 танков и свыше 3700 самолётов.
Однако немецкие архивные данные свидетельствуют, что вермахт за июль-август 1943 г. на всём Восточном фронте потерял 537 533 человек. В данные цифры входят убитые, раненые, больные, пропавшие без вести. Кроме того, по немецким документам, на всём Восточном фронте люфтваффе потеряли за июль-август 1943 г. 1696 самолётов.
Слайд 37Борис Николаевич Полевой
1908-1981
Слайд 38
Алексей Петрович Маресьев
– человек-легенда, прототип
главного героя
«Повести о настоящем
человеке»
Слайд 39Эпилог
повести о настоящем человеке
Алексей Петрович не дожил 20 минут
до
торжеств, посвященных его 85-летию.
Если бы жив был Борис Полевой, автор “Повести о настоящем человеке”, ему впору было бы писать еще одну книгу о Маресьеве. Такую развязку, неожиданно “придуманную” самой жизнью, не мог бы “сочинить” лучше даже очень талантливый писатель.
Красное полотнище Военного совета №5, которое стало известно как Знамя Победы, взметнулось над Рейхстагом перед самой полночью 30 апреля 1945 года благодаря Мелитону Кантария и Михаилу Егорову. Вывел на крышу Рейхстага и прикрывал огнём Алексей Берест.
Слайд 42
Андрей Дементьев
«Баллада о матери»