Слайд 1 Уроки жизни в книге
Николая Николаевича Назаркина
«Изумрудная рыбка»
Васильева Инна
Аркадьевна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ
«Синьял-Покровская СОШ» Чебоксарского района
Чувашской Республики
Слайд 2 Эпиграфы к работе
«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и
волнений».
Гораций.
«Жить – значить действовать».
А. Франс.
Слайд 3Николай Николаевич Назаркин
Родился в Москве 1 апреля 1972 года. В шесть
лет ему был поставлен страшный диагноз – гемофилия. Школу окончил в 1989 году.
В 1993 году начал работать в общественной организации инвалидов, больных гемофилией. Ныне она именуется Всероссийское общество гемофилии (ВОГ). Окончил Московский государственный университет культуры, работал в Российской государственной детской библиотеке, занимаясь технической работой поддержки сайта "БиблиоГид". В 2001 году женился и уехал на родину жены в Нидерланды, где и живёт сейчас в городе Гаага.
Слайд 4В 2006 году «палатные рассказы» Николая Назаркина были заслуженно отмечены Национальной
детской литературной премией «Заветная мечта».
Вышла книга, озаглавленная по одному из рассказов - «Изумрудная рыбка».
Слайд 5
Финалист первого сезона «Книгуру» за сборник рассказов «Рассказки о Нижних Землях».
Обладатель второй премии в номинации «Познавательная литература» II
сезона «Книгуру» за повесть «Три майские битвы на золотом поле».
Николай Назаркин
Слайд 6Композиция книги
Книга состоит из предисловия,
15 рассказов и послесловия.
Названия рассказов:
«Про рыбалку».
«Свадебный
автобус».
«Изумрудная рыбка».
«Завтрашние сосиски».
«Четыре с половиной литра».
«Арбуз с творогом и колбасой».
«Ах, миледи».
«Про личную жизнь».
«На ЭКГ».
«Еще поплачь!»
«Кап».
«Уши улыбаются».
«За мороженым».
«Наш коридор».
«Синий свет».
Слайд 7Это книга – автобиографическое произведение Николая Назаркина. Автор знает о больнице
не понаслышке – в школу он ходил только шесть месяцев в году, а остальное время проводил в больнице. Однако в книге нет ужасов болезни, страданий, страха. Дети живут в больнице – как везде, только с капельницами, лекарствами и инвалидными колясками.
Первая книга писателя
Слайд 8Место действия
Место действия всех рассказов — больница
Слайд 9Рассказчик
Повествование ведется от имени Кольки Кашкина — мальчишки, передвигающегося только с помощью
костылей, но не унывающего, по-своему шустрого.
Слайд 10Герои рассказов
Коля, Толик, Серый, Пашка – наши ровесники. Они лежат в
этой больнице часто и подолгу, так что давно знают друг друга.
Слайд 11Изобразительно-выразительные
средства языка
Разговорная и просторечная лексика придает речи эмоциональную и экспрессивную
окраску и является средством характеристики героя - Коли Кашкина.
Примеры: «…будь мы хоть сто тыщ раз выздоравливающие». «Так что я не очень осторожничал». «Ну, не сто, штук пятьдесят сосисок – то Додик, конечно, обожрется и лопнет. И поделом его черной сосисочной душе!» «А после обеда, - снова мрачнею я, - если Лина Петровна и Ольга Сергеевна дежурят – то все, капец. Лежи весь тихий час в кровати, и никаких хождений. Удавиться прям!» «Я Пашке и Серому уже сто тыщ историй сам рассказал». «В пятницу отделение сам Андрей Юрьич обходит…» «Без зеленки – все, капец. Без зеленки над нами весь пятый этаж ржать будет».
Слайд 12Изобразительно-выразительные
средства языка
Вопросно-ответная форма оживляет повествование, придает ему динамику, позволяет
автору привлечь читателя к совместному размышлению.
Примеры:
Она тебе чего сказала, когда в последний раз звонила? – спрашивает Толик.
Сказала, что придет, - говорит Пашка.
И колбасу принесет? – спрашиваю я.
Ага, - говорит Пашка.
Слайд 13Изобразительно-выразительные
средства языка
Восклицательные предложения выражают эмоциональное состояние Коли.
Примеры: «Еще им температуру мерить!»
«Влюбился он в эту Катерину, жених несчастный!»
«Вот мы дураки были! Таких вещей не знали!»
«Да, желудочное кровотечение – это ой-ой!»
Слайд 14Изобразительно-выразительные
средства языка
Парцелляция повышает коммуникативную значимость отделенной части высказывания.
Примеры: «Зеленку
он приносит через полчаса. Хмурый». «Колбасы хочу. Твердой. Копченой. С жиром кружочками». «Я люблю с Серым ходить. Или с Толиком». А мы молчим. Потому что нам не хочется идти к «пятачкам».
Слайд 15 Дружбы и товарищества.
Взаимоотношения взрослых и детей.
Милосердия.
Сострадания.
Мужества.
Выбора.
Жадности.
Проблемы
Слайд 16 Содержится в словах Кольки Кашкина:
«Седьмой этаж – это реанимация…(Толик
попал туда). Странные эти взрослые иногда бывают. Вчера скакал, а сегодня лежит. Чего тут такого-то? Мы все здесь такие. Ничего, все на седьмом побывали и пока вот скачем. Рыцарь должен уметь смотреть в глаза своей судьбе. Нормальная жизнь».
Авторская позиция
Слайд 17Рассказ «Изумрудная рыбка»
Элементы сюжета:
Завязка: пропала зеленка, которой мальчики
хотели покрасить рыбку.
Развития
действия: все события, связанные
с поисками зеленки.
Кульминация: Серый приносит зеленку «у рыжей из двенадцатой палаты».
Тема: мечта мальчишек сделать из капельницы «роскошную изумрудную рыбку»
Слайд 18Рассказ «Изумрудная рыбка»
Развязка: получилась не изумрудная, а просто зеленая рыбка.
Идея:
Чтобы претворить мечту в жизнь, нужно стараться. Если она не исполнилась, не надо отчаиваться, опускать руки. К мечте нужно стремиться. Жизнь – это преодоление трудностей. И человек должен быть сильным, не падать духом ни при каких обстоятельствах.
Слайд 19Рассказ «Изумрудная рыбка»
Главным героем рассказа является Серый. Он проявил смелость, находчивость,
нашел выход из сложившейся ситуации. Серый – человек слова и дела.
Сделать изумрудную рыбку – огромный труд. Для этого нужно красить, просушить, резать ленту из трубки. «Пока сплели – семь потов сошло», - говорит Коля Кашкин.
Слайд 20Выразительные средства языка
Автор в этом рассказе использует следующие тропы:
Благодаря олицетворению
свет играет мы видим мир живой природы, родственной нам, испытываем вместе с писателем радостное чувства, любуемся картиной.
Эпитеты роскошная изумрудная рыбка, изумрудная лента помогают писателю нарисовать предмет с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым и передают радостное чувство.
Сравнения как малыши наши, как первоклашка какой помогают нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство неудовлетворенности.
Слайд 21Нравственные уроки
Книга учит мужеству, учит не сдаваться в самых трудных жизненных
ситуациях, а также проявлять сочувствие к больным людям,
вызывает желание помочь нуждающимся,
поддержать их.
Слайд 22 Герои книги обладают чудесным свойством принимать жизнь такой, как
она есть, даже если проходит она большей частью в больничной палате. И верят только в хорошее. И все будет действительно хорошо, только нам нужно не забывать, что есть такие больницы, где дети лежат месяцами.
Книга эта для взрослых и для детей. И остается после нее светлое чувство, несмотря ни на что.
Умению дружить и радоваться жизни у героев «палатных» рассказов можно только поучиться!
Пожелание читателям
Слайд 23Использованная литература
http://bookfor.ru/detskaya-literatura/3981-izumrudnaya-rybka.html
http://litfile.net/web/468320/429000-430000
http://peskarlib.ru/lib.php?id_sst=3369
http://www.livelib.ru/tag/http://www.livelib.ru/tag/николай-назаркин/http://www.livelib.ru/tag/николай-назаркин/authors
http://profilib.com/chtenie/140925/nikolay-nazarkin-izumrudnaya-rybka-palatnye-rasskazy-4.php
http://detberdsk.ucoz.ru/photo/vstrecha_s_pisatelem_nikolaem_nazarkinym/10