Слайд 1Л. Н. Толстой «Ассирийский царь Асархадон». Урок внеклассного чтения.
Подготовила Малащук
Л.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 40» города Смоленска
Слайд 3Цель:
выявление толстовской идеи поиска преодоления зла в мире, проявившейся в
нравственном изменении героя через осознание единства всего живого;
развитие навыка художественного пересказа текста, выразительного чтения, работы с текстом, коммуникативных умений;
формирование первоначальных представлений о философском содержании учения Толстого.
Слайд 4Обращение к домашнему заданию
Какая философская идея лежит в основе изученной ранее
повести Л. Н. Толстого «Детство»? Чем должна определяться жизнь человека? (Стремлением к самосовершенствованию, способствующему единению других людей в любви).
По мнению Толстого, жизнь невозможна без созидательных добрых сил, и человек должен строить свое существование в соответствии с ними, в исполнении заповедей любви и непротивления насилию. Эта мысль нашла отражение в сказке-притче «Ассирийский царь Асархадон».
Слайд 5История создания сказки
Сказка «Ассирийский царь Асархадон» - одна из «Трех сказок»,
написанных Толстым летом 1903 г. Сказки писались параллельно с рассказом «После бала».
О сказке «Ассирийский царь Асархадон» Толстой говорил А. Б. Гольденвейзеру: «В ней заимствовано из «1001 ночи» только то, что он окунулся. Лица, выведенные там, исторические» («Вблизи Толстого», I, стр. 113—114). Далее Гольденвейзер добавляет, что «Л. Н. недавно читал что-то по ассирийской истории» (там же). Об основной мысли сказки Толстой писал Шолом-Алейхему: «Мысль сказки «Царь Асархадон» принадлежит не мне, а взята мной из сказки неизвестного автора, напечатанной в немецком журнале «Theosophischer Wegweiser», в 5-м № 1903-го года, под заглавием: «Das bist du» (т. 74).
Слайд 7 В книге З.А. Рагозиной «История Ассирии от возвышения ассирийской державы
до падения Ниневии», изданной в Санкт-Петербурге в 1902 году, говорится об ассирийском правителе:
«Лайалие, царь Йади, что перед моим оружием упорхнул, прослышал о пленении своих богов, и в Ниневии, городе моего владычества, предо мною предстал и стопы мои облобызал. Милость я ему явил – по-братски говорил с ним. На его богах, что я пленил, могущество Ашура, моего владыки, сверху я начертал, (богов этих) вернул, ему отдал. Этот район Бади я ему поручил, налоги и дань моему владычеству на него возложил».
Слайд 8Асархаддо́н (аккад. Ашшур-аха-иддин (Aššur-aha-iddina),— царь Ассирии, правил приблизительно в 680 — 669 годах до н. э.).
Слайд 9Литературные источники: В.Я. Брюсов «Ассаргадон»
Ассирийская надпись
Я - вождь земных царей
и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах - как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.
Слайд 10Что общего в представлении об ассирийском царе у Толстого и Брюсова?
Что не соответствует историческим источникам? Что изменяет Л.Н. Толстой в образе Асархадона?
Валерий Брюсов и Лев Толстой представляют ассирийского царя жестоким правителем, тираном, чья жизнь состоит из походов и завоеваний. Однако Л.Н. Толстой изменяет историческую основу взаимоотношений Асархадона с правителем Лайалие, проводит героя путем осознания зла своей жестокой деятельности, и Асархадон становится проповедником истинного смысла жизни. Это художественное произведение, которое можно считать философской притчей.
Притча - небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории.
Слайд 11Анализ произведения
Выразительное чтения начала сказки.
«Ассирийский царь Асархадон завоевал царство царя
Лаилиэ, разорил и сжег все города, жителей всех перегнал в свою землю, воинов перебил, самого же царя Лаилиэ посадил в клетку.Лежа ночью на своей постели, царь Асархадон думал о том, как казнить Лаилиэ, когда вдруг услыхал подле себя шорох и, открыв глаза, увидал старца с длинной седой бородой и кроткими глазами».
Слайд 12
Как можно охарактеризовать Асархадона? (Злой, жестокий, бессердечный, безжалостный, властный).
Какие эпитеты
помогают представить старца? (Седая борода – мудрость, кроткий взгляд – смирение, милосердие.)
Как соотносятся герои между собой? (Перед нами два противоположных жизненных принципа, две отвлеченные категории – Добро и Зло).
2) Чтение диалога по ролям со слов:
-Ты хочешь казнить Лаилиэ? - спросил старец.
Понятны ли Асархадону слова старца? Почему он не может понять? Что предлагает старец?
Слайд 13Какое значение в русском фольклоре придавалось воде?
Слайд 15Пересказ фрагмента сказки
Что видит и чувствует Асархадон, перевоплотившийся в Лаилиэ?
Как и под влияние чего меняется представление Асархадона - Лаилиэ о мире?
(1. Зло порождает зло. 2. « -Ты и Лаилиэ, ты и Асархадон…» Герой принял чужую боль как свою, научился сострадать, сочувствовать).
Слайд 17Выразительное чтение финала произведения от слов:
«Понял ли ты теперь, - продолжает
старец, - что Лаилиэ …» до конца.
Итоги урока.
Переродившийся Асархадон – другой человек. Почему он отказался от царства? Почему отправился в пустыню? Почему ведет жизнь странника-проповедника?
Слайд 18Л.Н. Толстой показывает превращение жестокого тирана в человека, познавшего нравственную истину.
«Улучшить жизнь в себе ты можешь только тем, что будешь разрушать пределы, отделяющие твою жизнь от других существ, будешь считать другие существа собою - любить их». Любая власть есть насилие, а не любовь, поэтому Асархадон отказывается от нее. В пустыне (место, где нет людей) герой яснее осознает, что «жизнь одна во всем, и ты проявляешь в себе только часть этой одной жизни». Асархадон становится проповедником, желая, чтобы люди поняли: нравственная истина существует для того, чтобы руководствоваться ею во всех повседневных проявлениях.
Слайд 19Домашнее задание.
Дать развернутый ответ на вопрос «Актуальна ли сказка-притча Л.Н. Толстого?»
Слайд 20Литература
http://rvb.ru/tolstoy/02comm/0300.htm
http://fantlab.ru/work120099
http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/primechaniya-tri-skazki.htm
https://pritchi.ru/id_9782