Презентация, доклад к уроку внеклассного чтения на тему Л.Н. Толстой Ассирийский царь Асархадон .

Содержание

Цель: выявление толстовской идеи поиска преодоления зла в мире, проявившейся в нравственном изменении героя через осознание единства всего живого;развитие навыка художественного пересказа текста, выразительного чтения, работы с текстом, коммуникативных умений; формирование первоначальных представлений о философском

Слайд 1Л. Н. Толстой «Ассирийский царь Асархадон». Урок внеклассного чтения.
Подготовила Малащук

Л.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 40» города Смоленска
Л. Н. Толстой «Ассирийский царь Асархадон». Урок внеклассного чтения. Подготовила Малащук Л.А., учитель русского языка и литературы

Слайд 3Цель:
выявление толстовской идеи поиска преодоления зла в мире, проявившейся в

нравственном изменении героя через осознание единства всего живого;
развитие навыка художественного пересказа текста, выразительного чтения, работы с текстом, коммуникативных умений;
формирование первоначальных представлений о философском содержании учения Толстого.

Цель:  выявление толстовской идеи поиска преодоления зла в мире, проявившейся в нравственном изменении героя через осознание

Слайд 4Обращение к домашнему заданию
Какая философская идея лежит в основе изученной ранее

повести Л. Н. Толстого «Детство»? Чем должна определяться жизнь человека? (Стремлением к самосовершенствованию, способствующему единению других людей в любви).
По мнению Толстого, жизнь невозможна без созидательных добрых сил, и человек должен строить свое существование в соответствии с ними, в исполнении заповедей любви и непротивления насилию. Эта мысль нашла отражение в сказке-притче «Ассирийский царь Асархадон».

Обращение к домашнему заданию Какая философская идея лежит в основе изученной ранее повести Л. Н. Толстого «Детство»?

Слайд 5История создания сказки
Сказка «Ассирийский царь Асархадон» - одна из «Трех сказок»,

написанных Толстым летом 1903 г. Сказки писались параллельно с рассказом «После бала».
О сказке «Ассирийский царь Асархадон» Толстой говорил А. Б. Гольденвейзеру: «В ней заимствовано из «1001 ночи» только то, что он окунулся. Лица, выведенные там, исторические» («Вблизи Толстого», I, стр. 113—114). Далее Гольденвейзер добавляет, что «Л. Н. недавно читал что-то по ассирийской истории» (там же). Об основной мысли сказки Толстой писал Шолом-Алейхему: «Мысль сказки «Царь Асархадон» принадлежит не мне, а взята мной из сказки неизвестного автора, напечатанной в немецком журнале «Theosophischer Wegweiser», в 5-м № 1903-го года, под заглавием: «Das bist du» (т. 74).

История создания сказки Сказка «Ассирийский царь Асархадон» - одна из «Трех сказок», написанных Толстым летом 1903 г.

Слайд 6Историческая основа сказки

Историческая основа сказки

Слайд 7 В книге З.А. Рагозиной «История Ассирии от возвышения ассирийской державы

до падения Ниневии», изданной в Санкт-Петербурге в 1902 году, говорится об ассирийском правителе:

«Лайалие, царь Йади, что перед моим оружием упорхнул, прослышал о пленении своих богов, и в Ниневии, городе моего владычества, предо мною предстал и стопы мои облобызал. Милость я ему явил – по-братски говорил с ним. На его богах, что я пленил, могущество Ашура, моего владыки, сверху я начертал, (богов этих) вернул, ему отдал. Этот район Бади я ему поручил, налоги и дань моему владычеству на него возложил».

В книге З.А. Рагозиной «История Ассирии от возвышения ассирийской державы до падения Ниневии», изданной в Санкт-Петербурге

Слайд 8Асархаддо́н (аккад. Ашшур-аха-иддин (Aššur-aha-iddina),— царь Ассирии, правил приблизительно в 680 — 669 годах до н. э.).

Асархаддо́н (аккад. Ашшур-аха-иддин (Aššur-aha-iddina),— царь Ассирии, правил приблизительно в 680 — 669 годах до н. э.).

Слайд 9Литературные источники: В.Я. Брюсов «Ассаргадон»
Ассирийская надпись Я - вождь земных царей

и царь, Ассаргадон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море. Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре, Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Кто превзойдет меня? кто будет равен мне? Деянья всех людей - как тень в безумном сне, Мечта о подвигах - как детская забава. Я исчерпал до дна тебя, земная слава! И вот стою один, величьем упоен, Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.
Литературные источники: В.Я. Брюсов «Ассаргадон» Ассирийская надпись  Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Владыки

Слайд 10Что общего в представлении об ассирийском царе у Толстого и Брюсова?

Что не соответствует историческим источникам? Что изменяет Л.Н. Толстой в образе Асархадона?

Валерий Брюсов и Лев Толстой представляют ассирийского царя жестоким правителем, тираном, чья жизнь состоит из походов и завоеваний. Однако Л.Н. Толстой изменяет историческую основу взаимоотношений Асархадона с правителем Лайалие, проводит героя путем осознания зла своей жестокой деятельности, и Асархадон становится проповедником истинного смысла жизни. Это художественное произведение, которое можно считать философской притчей.
Притча - небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории.

Что общего в представлении об ассирийском царе у Толстого и Брюсова? Что не соответствует историческим источникам? Что

Слайд 11Анализ произведения
Выразительное чтения начала сказки.
«Ассирийский царь Асархадон завоевал царство царя

Лаилиэ, разорил и сжег все города, жителей всех перегнал в свою землю, воинов перебил, самого же царя Лаилиэ посадил в клетку.Лежа ночью на своей постели, царь Асархадон думал о том, как казнить Лаилиэ, когда вдруг услыхал подле себя шорох и, открыв глаза, увидал старца с длинной седой бородой и кроткими глазами».

Анализ произведенияВыразительное чтения начала сказки. «Ассирийский царь Асархадон завоевал царство царя Лаилиэ, разорил и сжег все города,

Слайд 12
Как можно охарактеризовать Асархадона? (Злой, жестокий, бессердечный, безжалостный, властный).
Какие эпитеты

помогают представить старца? (Седая борода – мудрость, кроткий взгляд – смирение, милосердие.)
Как соотносятся герои между собой? (Перед нами два противоположных жизненных принципа, две отвлеченные категории – Добро и Зло).
2) Чтение диалога по ролям со слов:
-Ты хочешь казнить Лаилиэ?  - спросил старец.
Понятны ли Асархадону слова старца? Почему он не может понять? Что предлагает старец?


Как можно охарактеризовать Асархадона? (Злой, жестокий, бессердечный, безжалостный, властный). Какие эпитеты помогают представить старца? (Седая борода

Слайд 13Какое значение в русском фольклоре придавалось воде?

Какое значение в русском фольклоре придавалось воде?

Слайд 15Пересказ фрагмента сказки
Что видит и чувствует Асархадон, перевоплотившийся в Лаилиэ?

Как и под влияние чего меняется представление Асархадона - Лаилиэ о мире?
(1. Зло порождает зло. 2. « -Ты и Лаилиэ, ты и Асархадон…» Герой принял чужую боль как свою, научился сострадать, сочувствовать).

Пересказ фрагмента сказки  Что видит и чувствует Асархадон, перевоплотившийся в Лаилиэ? Как и под влияние чего

Слайд 17Выразительное чтение финала произведения от слов:  «Понял ли ты теперь, -  продолжает

старец, -  что Лаилиэ   …» до конца.
Итоги урока.
Переродившийся Асархадон – другой человек. Почему он отказался от царства? Почему отправился в пустыню? Почему ведет жизнь странника-проповедника?


Выразительное чтение финала произведения от слов:  «Понял ли ты теперь, -  продолжает старец, -  что Лаилиэ  

Слайд 18Л.Н. Толстой показывает превращение жестокого тирана в человека, познавшего нравственную истину.

«Улучшить жизнь в себе ты можешь только тем, что будешь разрушать пределы, отделяющие твою жизнь от других существ, будешь считать другие существа собою -  любить их». Любая власть есть насилие, а не любовь, поэтому Асархадон отказывается от нее. В пустыне (место, где нет людей) герой яснее осознает, что «жизнь одна во всем, и ты проявляешь в себе только часть этой одной жизни». Асархадон становится проповедником, желая, чтобы люди поняли: нравственная истина существует для того, чтобы руководствоваться ею во всех повседневных проявлениях.

Л.Н. Толстой показывает превращение жестокого тирана в человека, познавшего нравственную истину. «Улучшить жизнь в себе ты можешь

Слайд 19Домашнее задание.
Дать развернутый ответ на вопрос «Актуальна ли сказка-притча Л.Н. Толстого?»

Домашнее задание. Дать развернутый ответ на вопрос «Актуальна ли сказка-притча Л.Н. Толстого?»

Слайд 20Литература
http://rvb.ru/tolstoy/02comm/0300.htm
http://fantlab.ru/work120099
http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/primechaniya-tri-skazki.htm
https://pritchi.ru/id_9782

Литератураhttp://rvb.ru/tolstoy/02comm/0300.htmhttp://fantlab.ru/work120099http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/proza/primechaniya-tri-skazki.htmhttps://pritchi.ru/id_9782

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть