Слайд 1
Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне
«Нам общая слава россии
солдатской наградой была»
Метод проекта в исследовании темы войны
Слайд 2Цель самостоятельной работы в малых группах на основе опережающих заданий:
1. Прочитав
произведение по теме, доказать, что в современной литературе продолжаются традиции русской литературы в изображении войны;
2. Выполнить задание, данное группе, и сделать выводы;
3. Завершить работу по отдельным произведениям подготовкой устного выступления и выполнением презентации.
Слайд 3Проблемный вопрос по теме
«Нужно ли современным учащимся читать книги о войне
и изучать историю Великой Отечественной войны?»
Слайд 4
Методические цели:
объяснить поведение героев произведений в ситуации, когда спасти свою жизнь
и предотвратить смерть становится невозможным;
исследовать тему войны в произведениях через призму событий истории.
Дидактические цели:
сформировать навыки самостоятельной работы в малых группах;
развивать устную речь обучающихся;
формировать чувство глубокого уважения к памяти прошлого Родины и народа.
Слайд 5Борис Васильев
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем после окончания 9-го
класса. В 1943 г. направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Истинный успех пришел к писателю после публикации повести «А зори здесь тихие...». В этом произведении автор выразил трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью. В его романах и повестях на первый план выдвигаются проблемы любви, верности, товарищества, сострадания, нравственного долга, жертвенной преданности высоком делу: «Иванов катер», «В списках не значился», «Завтра была война», «Встречный бой», «Кажется, со мной пойдут в разведку» и многие другие. В 1997 писатель был удостоен премии им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество».
Слайд 61-я группа учащихся
«У войны не женское лицо…»
Какие события предстают
в повести «А зори здесь тихие…»?
В чем заключается смысл названия повести и как это связано с общим ее содержанием?
Почему девушки-зенитчицы погибают?
Что стоит за словами старшины Васкова: «Девчонки… Им бы рожать да растить детей…»?
Как можно охарактеризовать данную трагедию?
Слайд 7Какие основные события изображены в повести
Б. Васильева «А зори здесь
тихие…»? Кто герои повести, как их характеризует автор?
2. Выбрать по тексту повести эпизоды, характеризующие девушек-зенитчиц, их поступки, взаимоотношения друг с другом.
а) Какова Рита Осянина? Что привлекает вас в изображении героини? Как она показана в начале и в финале повести? О чем знает Рита, что пока неизвестно старшине Васкову?
б) Как показаны другие девушки: Женя Комелькова, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Лиза Бричкина?
в) В какой момент происходит осознание неизбежности встречи с врагом?
Слайд 8
«Когда смотришь на войну бабьими глазами, так она страшнее страшного…» С.Алексиевич
Какие
эпизоды повести свидетельствуют о высоких чувствах героинь?
Почему автор показывает гибель девушек, а не их победу над врагом?
Можно ли сказать, что они одержали не только физическую, но и нравственную победу над врагом?
Какие события потрясли ваше воображение?
Слайд 9Выводы и обобщения
«Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А
война – всегда дисгармония. И женщина на войне - это самое невероятное несочетаемое сочетание явлений». Б. Васильев
Дать отпор врагу, умирая за свою родную землю, - это самый достойный путь к идеалам жизни, семьи и Родины.
Борис Васильев задаётся вопросом: «Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать?»
Слайд 12Выводы и обобщения
Для героев Б. Васильева не бывает выбора в свою
пользу: они погибают с чувством исполненного долга перед Родиной и своей совестью.
Ценность жизни, по мнению писателя, не только в ее сохранении, а в том, что во имя будущих поколений герои умирают.
Осознание собственной значимости приводит Николая Плужникова к убеждению, что для исполнения долга существуют приказы, данные самому себе. Он их исполнил до конца.
Слайд 13Борис Львович Васильев (1924-2013)–
автор повестей «А зори здесь тихие…» и
«В списках не значился»
Слайд 142-я группа учащихся
«Началось бессмертье – жизнь оборвалась…»
повесть К. Воробьева «Убиты
под Москвой»
Константин Дмитриевич Воробьев (1919 – 1975), автор суровых и трагических произведений, который первым рассказал о горькой правде солдата, попавшего в плен. Повести Воробьева «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» написаны по собственному опыту. Сражаясь в роте кремлевских курсантов под Москвой, он попал в плен, прошел через лагеря на территории Литвы.
Слайд 15 Достоверность событий
Константин Воробьев был участником событий,
изображенных в повести. Чувство неполной правды о войне терзало сердце писателя. В октябре 1941 года вместе с другими курсантами оказался в окружении под Москвой, попал в плен. Рота была почти полностью уничтожена.
Бежал из плена, организовал партизанскую группу. Повесть «Это мы, Господи!», написанная в 1943 году, опубликована была лишь в 1986 году. Эта повесть о муках молодого лейтенанта в плену. Повесть «Убиты под Москвой» остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941г. под Москвой.
Слайд 16Нужна ли нам правда о войне?
В чем состоит смысл гибели
роты кремлевских курсантов?
Почему капитан Рюмин скрыл от курсантов правду об окружении роты?
Как история бесславной гибели роты связана с исторической правдой о войне и с судьбой автора повести?
Почему командир роты Рюмин покончил жизнь самоубийством?
Слайд 17Цель исследования для учащихся
1. Сравнить поведение командира роты капитана Рюмина и
командира взвода Алексея Ястребова в ситуации неизбежности гибели роты.
2. Понять чувства курсантов, не по своей воле оказавшихся в жестокой схватке с врагом, брошенных верховной властью на верную гибель.
3. Провести исследование темы природы и ее роли в раскрытии трагедии человека в ситуации неизбежной гибели.
Слайд 18«Хозяин теперь всему война»
Рюмин и Ястребов
Капитан Рюмин несет в себе обреченность:
стушевался перед усмешкой майора, робко держит себя перед измученным подполковником.
Ощущение безысходности усиливается в момент встречи с генералом Переверзевым, «вдруг побледнел и сказал чуть слышно». Увидев убитого курсанта, «Рюмин издал птичий крик горлом».
В канун ночной атаки он идет уже перед ротой «зачем-то высоко и вкрадчиво, как на минной полосе».
Чувство единения с общей массой в первом боевом крещении Алексея позже сменяется борьбой с самим собой и с законами войны, а потом с ощущением страха и бессмысленностью действий: «Там у него (Анисимова) была вся боль и смерть».
Ястребов «почти физически ощутил, как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью». «Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка…
Слайд 19
Выразительные средства в повести
Метафоры в повести помогают понять глубину трагедии человека:
«простылый
крик», «заорал бессловесно и жутко».
Стилистическая фигура – курсанты идут не с убеждением в победе, а с презрением к смерти – подчеркивает, что герои молоды, а молодости свойственно презирать, отрицать и быть бесстрашными.
Оксюморон – «стволы осин светились белыми ранами» - усиливает предстоящую неизвестность о трагедии курсантов.
Природа застыла и затаилась в ожидании предстоящей беды: «Ночь была глухой и пустынной», «на кладбище скапливались черные тени», «прямо над деревней стыло мерк месяц».
Слайд 20Виктор Петрович Астафьев – писатель-фронтовик, автор книги «Прокляты и убиты»
По словам
писателя В. Астафьева, от повести «Убиты под Москвой», «как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…»
Слайд 213-я группа учащихся
Проблема нравственного выбора героя в повести В. Быкова «Знак
беды»
«Наверно, все остальное здесь принадлежало прошлому, покоренному тленом и небытием. Все, кроме неподвластной времени всеохватной памяти, наделенной известной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее с будущим».
Слайд 22Василий Быков (1924 – 2003)
Белорусский писатель-фронтовик Василь Владимирович Быков (1924
– 2003) в восемнадцать лет стал фронтовиком, сначала служил в пехоте, командуя орудийным расчетом сорокапятки, потом в истребительно-противотанковой артиллерии. Он написал о войне следующие повести: «Фронтовая страница», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно», «Сотников» и др.
Слайд 23Методические цели:
объяснить поведение Степаниды в ситуации, когда спасти свою жизнь
стало невозможно;
исследовать тему войны, через призму событий истории.
Дидактические цели:
сформировать навыки самостоятельной работы в малых группах;
развивать устную и письменную речь;
формировать чувство глубокого уважения к памяти прошлого Родины и народа.
Слайд 24Образ Степаниды – образ мстительницы
Кто хоть раз попробовал хлеба из милости,
из чужих рук, тот до конца дней своих не забудет, что такое чужая земля
Она знала, что ее конец близится скоро и неумолимо, и думала только: за что? Что она сделала не так, против бога и совести, почему такая кара обрушилась на нее, на людей?
Слайд 25Образ Петрока
Как ведет себя Петрок в начале повести?
Что изменилось в
поведении Петрока с приходом немцев?
К какому выводу приходит Петрок после неудавшейся попытки напоить полицаев?
Что произошло с героем в финале повести? О чем свидетельствует это утверждение?
Слайд 26Выводы и обобщения
Все поступки Степаниды продиктованы чувствами ненависти, презрения и отвращения
к немцам и их прислужникам
Главное достоинство произведения состоит в том, что автор рассматривает тему нравственного выбора в ситуации прямого столкновения с событиями военного времени.
Слайд 27Василий Владимирович Быков – писатель, участник Великой Отечественной войны
Что такое человек
перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможность отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?
Слайд 294-я группа учащихся
Юрий Васильевич Бондарев, родился 15 марта 1924 года, бывший
офицер-артиллерист, воевавший в 1942 – 1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор книг: «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег»(1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. О сложной жизни после войны бывших участников войны его новый роман «Непротивление».
Слайд 30«Мы писали о человеке, очутившемся в самой нечеловеческой обстановке. Мы искали
добро и пытались увидеть будущее» (Ю.Бондарев).
1. О каком исторической событии идет речь в романе «Горячий снег»? Какие трагические моменты истории нашли свое воплощение на страницах романа?
2. Почему постоянно идет борьба двух молодых офицеров Кузнецова и Дроздовского? Это выяснение личных отношений на почве влюбленности в Зою Елагину или попытка предотвратить бессмысленные жертвы войны?
Слайд 31«И падал наземь человек, в горячий снег, кровавый снег…»
3. Каким изображен
генерал Бессонов? Какие идеалы олицетворяет кадровый военный, на ответственности которого лежит исход сражения?
4. Какие эпизоды романа открывают нам истинное лицо войны – с потерями и неоправданными жертвами, с победой над врагом и необъяснимым страхом не только за свою, но и за чужую жизнь?
5. В чем заключается смысл названия романа «Горячий снег»? Какие идеалы защищает каждый из участников сражения и какие идеалы они защищали на этом пятачке земли?
Слайд 32Война глазами участников событий
О каком событии повествует Ю. Бондарев в повести
«Батальоны просят огня»?
Какие события повести свидетельствуют о безысходности батальонов, оказавшихся не по своей воле в центре противостояния?
Какие нравственные уроки извлекают каждый участник события и как это отражается на участи батальона?
Слайд 33«Мы пили жизнь до дна и умирали за эту жизнь, не
кланяясь свинцу…»
Слайд 34Ю. Бондарев: «Без памяти не существует ни государство, ни искусство, ни
само человечество»
Слайд 35«Мы писали о жизни, о жизни…»
По словам Чингиза Айтматова, «человек без
памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодня».
Слайд 36Ресурсы
Повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и «В списках не
значился»
Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой».
Повесть В. Быкова «Знак беды»
Повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» и роман «Горячий снег»
Статьи критиков и публицистов о произведениях.
Интернет-ресурсы.