Слайд 1Виктор Петрович
Астафьев
(1924-2001)
Слайд 3План рассказа «Васюткино озеро»
восстанови логическую сюжетную цепочку.
1. Васютка пошел в лес
за орешками.
2. Охота на глухаря.
3.Рыбаки ждут улов.
4. Спасение мальчика
5. Вот он – Енисей.
6.Заблудился!
7. Озеро теперь на карте
8.Ночь в темной тайге.
9.Найденное Васюткой странное озеро.
Слайд 4План рассказа «Васюткино озеро.
1.Рыбаки ждут улов.
2. Васютка пошел в лес за
орешками.
3. Охота на глухаря.
4.Заблудился!
5.Ночь в темной тайге.
6.Найденное Васюткой странное озеро.
7. Вот он – Енисей.
8. Спасение мальчика
9. Озеро теперь на карте
Слайд 5
Викторина «Кто самый внимательный читатель?
1.Почему рассказ назван « Васюткино озеро?»
2.Как заблудился Васютка?
3.Почему
стала плохо ловиться рыба?
4.На какой реке происходили события?
5.Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?
6.Чем снабжал Васютка рыбаков?
7.-Какую птицу первой увидел мальчик?
8.Стрелял ли в нее Васютка? Почему?
9.Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
10.Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
11.Когда Васютка понял, что заблудился?
12.О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
13.По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
14.Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?
15.Как Васютка понял, что река рядом?
16.В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?
Ответы
1.Нашёл это неизвестное озеро Васютка
2.Побежал за глухарём
3.Поднялась вода .Ещё моторки и и пароходы живность распугали.
4.На реке Енисей
5.По нескольку центнеров (1центнер=100 кг.)
6.Шишками
7.Кедровку.
8.Нет, берёг патроны.
9.Лаял, изображая собаку.
10.Пять кг.. А то и полпуда(8кг.)
11.Не увидел затесей.
12.Не взял соль с собой.
13.Появился лиственник, трава стала попадаться не отдельными былинками, а пучками.
14.В озере обычно вода не проточная , и белая рыба не водится(пелядь, сига)
15.Озеро оказалось проточным. Из него вытекает речка.
16.В том, что он хвалится.
Слайд 7
Словарная работа(1команда)
Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:
фортуна
бот
паромы, перемёты
паромы
перемёты
патронташ
обколотил (кедры
коренастый
затесь
бурелом
валежник
тягун
тоня
Слайд 8Ответы (1команда)
фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из
героев. Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы, перемёты – ловушки для рыб
паромы – спаренные сети,
перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)
патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затесь – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.
тоня- улов
Слайд 9Работа с текстом рассказа( команда №2)
Васютка в тайге
- как заблудился?
-какие
чувства испытал?
-какие наблюдения и сравнения вызвали страх в его душе? Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился? .
-что помогло ему двигаться дальше?
-какие приметы знал мальчик, которые пригодились ему в поисках дороги?
Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
Слайд 10 Примерные ответы (2-й команды)
Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?
( “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”).
Итак, надо “взять себя в руки”.
развести огонь;
собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
запастись на ночь дровами;
хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.
Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;
умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;
умение ориентироваться.
Слайд 11Работа с тропами( команда №3).О чём это говорится? Далее найти сравнения
неподвижно-тихий,
сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый
молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая
небольшое, унылое, подёрнутое ряской
молочный, клейкий, неподвижный
далёкие, таинственные, мерцающие
раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая
Слайд 12Ответы (3-я команда)
неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый
молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая
небольшое, унылое, подёрнутое ряской
молочный, клейкий, неподвижный
далёкие, таинственные, мерцающие
раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая
лес
тайга
озеро
туман
звезды
река
Слайд 13 сравнения(ответы)
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;
“густая, как смоль, темень
начала редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”;
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”.
Слайд 14Задание для команды №4
Составить синквейн
по образу главного героя
Слайд 15Какой Васютка?
Знаток тайги
заботливый
разумный
славный
пытливый
ловкий
разговорчивый
смышленый
внимательный
терпеливый
откровенный
выносливый
добрый
смелый
рассудительный
Слайд 16Задание для команды №5
(прочитать эпизод по иллюстрации)
Слайд 20обобщение
- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
-Чему можно
поучиться у Васютки?
-Нужны ли эти качества вашему современнику?
Слайд 21Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение : Мой современник в русской литературе( по рассказу
В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Слайд 22рефлексия
Сегодня я узнал…..
Было трудно……
Я понял, что…
Самооценка(+ отметка)
Слайд 23Домашнее задание
Написать сочинение-размышление: Мой современник в русской литературе( по рассказу
В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)