Слайд 1Четвертое мая
Классная работа
«Мне трудно без России»
Поэты русского зарубежья о родине
Слайд 2
И вот мы остались без Родины,
И вид наш и
жалок, и пуст.
Как будто бы белой смородины
Обглодан раскидистый куст
И.Северянин
Слайд 3 Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени.
Октябрьский переворот и Гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную. В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели: И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, М. Цветаева, И. Северянин, К. Бальмонт…
Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться, не принимая Советской власти.
Слайд 4 Покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником
воспоминаний и творческого вдохновения.
Русские писатели – эмигранты ясно понимали: в чужой национальной среде им не выжить без русского языка, без внутренней связи с русской культурой. Они рассматривали революцию и гражданскую войну как национальную трагедию, но верили в величие России.
Слайд 5Николай Оцуп
(1894-1958)
Николай Авдеевич Оцуп был одним из основателей “Нового цеха поэтов”.
Учившийся в Петербургском университете, а затем в Сорбонне у самого Анри Бергсона (выдающийся французский философ), молодой поэт решил, что заниматься поэзией — “единственным священным делом на земле” — он сможет и при диктатуре пролетариата.
Расстрел Гумилёва сделал эмиграцию необходимостью. В 1922 году Оцуп уехал в Берлин.
Слайд 6 Переехав в Париж, Оцуп начал издавать литературный журнал “Числа”.
С 1930 по 1934 год вышло всего 10 номеров, но многие молодые авторы-эмигранты впервые смогли опубликоваться именно в этом журнале. З.Гиппиус упрекала Оцупа в том, что журнал игнорирует политические проблемы современности, однако для Оцупа это было принципиальным решением. Он создал именно литературный журнал, а требования литературной сиюминутности отметал, называя их “большевизмом наизнанку”.
Слайд 7 Недосягаемым художественным образцом для него было творчество Пушкина.
Когда началась Вторая мировая война, Оцуп записался добровольцем во французскую армию. Однако во время отпуска был арестован в Италии, затем бежал из тюрьмы, был схвачен вновь, попал в концлагерь, но и оттуда он бежал, уведя за собой 28 пленных. За боевые заслуги Оцуп, участник итальянского Сопротивления, получил английские и американские боевые награды.
После войны Оцуп получил докторскую степень за исследования в области поэзии Н.Гумилёва. До конца своих дней Оцуп работал профессором парижской Эколь Нормаль (высшее учебно-педагогическое заведение во Франции).
Зинаида Гиппиус
(1869-1945)
Зинаида Гиппиус…
Современники оставили о ней множество свидетельств в письмах, дневниках, воспоминаниях.
О ней в разное время писали А.Блок, В.Брюсов, М.Цветаева, С.Есенин.
Гиппиус была загадкой для окружающих. И они пытались в меру своей психологической проницательности разгадать этот ребус, найти ключ к пониманию ее личности.
Слайд 9 На протяжении долгого времени творчество Зинаиды Гиппиус было основой
русского декадентства. Между тем, отдав дань декадентству в ранний период творчества, Гиппиус стремилась изменить этот тип мироощущения, распознав его изъяны и бесперспективность.
Февральскую революцию 1905 года встретила с величайшим воодушевлением. Но действительность оказалась далека от ожиданий. Гиппиус безмерно отчаивается, видя, как вырождается революция из-за политических ошибок ее лидеров, разброда в среде интеллигенции, нарастания разрушительных сил. Октябрь 1917 Гиппиус восприняла как контрреволюционный путч.
Слайд 10 24 декабря 1919 года Мережковский и Гиппиус выехали из
Петербурга в Гомель, а в январе 1920 года нелегально перешли польскую границу, потом был Париж.
Ее стихи, статьи, заметки постоянно появляются в крупнейших изданиях русской эмиграции. Она при жизни пользовалась репутацией живого классика. С довоенных пор у них была в Париже своя квартира. И все же чувство утраты Родины и чувство катастрофы, которая случилась с ней, делало горьким их внешнее благополучное существование. Их парижская квартира на Колонель-Боне стала одним из центров литературы русского зарубежья.
Слайд 11 Гиппиус притягивала к себе людей не только поэтической славой,
но и внешностью, необыкновенной энергией, политической страстностью. И отталкивала надменностью, насмешливостью.
Дневники Гиппиус показывают, как трудно она училась создавать систему психологической защиты столь ранимой своей души. Гиппиус – красавица, умница, поэт.
С годами она научилась властвовать собой, выработала в себе замечательные бойцовские качества. В трудных случаях она демонстрировала невозмутимое спокойствие.
Дон Аминадо
(1888-1957)
Дон Аминадо - яркий представитель поэзии Серебряного века. Творческое наследие Дона Аминадо мало изучено.
Его современники, как М. И. Цветаева, М. Горький, И. А. Бунин, Ф. И. Шаляпин, А. Н. Вертинский, З. Н. Гиппиус и др., ценили его талант, признавали в нем высокое творческое начало.
Слайд 13 Когда началась Первая мировая война, был мобилизован, а в
1915 году — ранен. Возвратился в Москву и посвятил себя целиком литературной деятельности.
Февральскую революцию, обещавшую стране выход из войны, Дон Аминадо встретил восторженно.
В 1917 г. Дон-Аминадо создаёт политический памфлет – сатирическую пьесу в стихах «Весна Семнадцатого года», изображающую последние дни монархии в России и события Февральской революции, в которой судьба свергнутого с престола Николая II сравнивалась с участью других монархов (французского Людовика XVI, португальского короля Мануэля)
Слайд 14 Октябрьскую революцию Дон Аминадо не принял.
С
1920 г. начинается эмигрантский период в творчестве писателя. Он эмигрировал в начале 1920 года через Константинополь в Париж.
Обосновавшись в Париже, Дон-Аминадо в 1920-1921 годах был редактором журнала для детей "Зеленая палочка", постоянно сотрудничал в газете П. Н. Милюкова "Последние новости", печатался в журналах "Иллюстрированная Россия" и "Сатириконе", а также других многочисленных изданиях.
Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский), мало известен нашему читателю. Бунин считал его"одним из самых выдающихся русских юмористов». Он полагал, что его строки «дают художественное наслаждение».
Слайд 15
Известные афоризмы Дона Аминадо
Будьте милосердны не
только к домашним животным, но и к домашним вообще.
Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
Обыкновенных детей приносят аисты, а любознательные сами рождаются.
В погоне за главным не пропустите второстепенного.
Юность довольствуется парадоксами, зрелость — пословицами, старость — афоризмами.
Выходя из себя, не забудьте вернуться.
Слайд 16 С ноября 1920 г. Гиппиус и Мережковский обосновались в Париже
и, как когда-то в Петербурге, стали проводить свои «воскресенья» – на 11-бис Колонель Боннэ. В этом доме и возникла мысль о «Зеленой лампе». Название напоминало о тайном кружке, в нем участвовал Пушкин. Задача организаторов – спасти если не весь мир, по крайней мере Россию и ее филиал – эмиграцию не только от «обывательщины», но и от гордыни и самоуничижения, от отчаяния и потери веры в будущее.
Слайд 17 «Весной вернусь на родину, – мечтала надежда Александровна Тэффи.
– Чудесное слово – весна! Чудесное слово – родина! Весна – воскрешение жизни...»
Она не вернулась. Как и многие... Как и Константин Дмитриевич Бальмонт, признававшийся: «Нет дня, когда бы я не тосковал по России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться»:
Отъединен пространствами чужими
Ото всего, что дорого мечте,
Я провожу все дни, как в сером дыме,
Один. Один. В бессчастье. На черте.
Слайд 18 Некоторые из эмигрантов вернулись на родину. Среди них –
Марина Цветаева: «В России все теперь чужое. И враждебное мне. Даже люди. Я всем чужая. И все же я довольна, что покидаю Париж. Я его изжила. Его больше не существует для меня. Сколько горя, сколько обид я в нем пережила! Нигде я не была так несчастна».
Слайд 19 Лучшие произведения писателей русского зарубежья входят в Золотой фонд
России.
Мы часто говорим, что русские эмигранты страдали в разлуке с Родиной, что им недоставало ее. Но сегодня мы остро сознаем, что и Родине недоставало их. Сегодняшняя Россия поняла, наконец, что и они ее дети.
Слайд 20Домашнее задание
Биография Уильяма Шекспира
(с 235-239: выписать основные моменты).
2. Главы
из пьесы «Ромео и Джульетта»
3. Сонеты (с 251-252)