Слайд 1Что за душой Акакия Акакиевича Башмачкина?
(Исследование по повести Н. В. Гоголя
Слайд 2Цель исследования
Рассмотреть проблематику повести «Шинель» более широко и в доказательстве той
мысли, что Акакий Акакиевич – не столько жертва социального угнетения, сколько извращения души
Слайд 3Гипотеза исследования
Акакий Акакиевич Башмачкин – жертва социального угнетения или извращения души
Слайд 4Задачи исследования:
1) Проанализировать повесть«Шинель»
2) Понять Гоголевскую концепцию
человека как «образа и подобия Божиего»
3) Раскрыть авторское понятие «пошлости» - оскудения и извращения души, ее ничтожности и пустоты
Слайд 5Актуальность
Сколько пережила Россия революций и социальных реформ, сколько видела и
великого человеческого горя и страдания, переживает она и сейчас совсем не простое время. И сегодня, как никогда, актуальны проблемы, поднятые Гоголем в своей последней повести, потому что не исчезает «неблагополучное состояние среды» из-за состояния души каждого из нас и нашего отношения к своим должностным обязанностям.
Таким образом, великий смысл «Шинели открывается нам в «Выбранных местах из переписи с друзьями», шедевре духовной прозы Гоголя
Слайд 6Ход исследования:
1. Найти в тексте рассказа «Шинель» описание внешности
Акакия Акакиевича Башмачкина. Сделать вывод, как автор относится к своему герою.
2. Найти в словаре В. И. Даля слова, от которых могло быть образовано имя главного героя.
3. Ознакомиться с описанием жизни Святого Акакия, чье имя дано при крещении герою. Ответим на вопрос, является ли главный герой послушливым и смиренным?
4. Провести исследование на тему: «Каковы признаки истинного смирения?»
Слайд 7Ход исследования:
5. Раскрыть связь поступков героя с его именем.
Найти в тексте рассказа «Шинель» упоминание о манере поведения героя и его внутреннем мире.
6. Найти в словаре В. И. Даля лексическое значение слова «страсть».
Провести исследование по тексту и определить ту страсть, которая заполнила жизнь Башмачкина.
7. Сделать вывод, что привело к смерти Акакия Акакиевича?
8. Сделать вывод, почему Николай Васильевич Гоголь выделил в заглавии рассказа шинель, т. е. вещь?
9. Традиционная трактовка образа Башмачкина.
Инновационный взгляд на образ героя.
Слайд 8Внешность героя
Портрет – это зеркало души
«…низенького роста,
несколько
рябоват, несколько
рыжеват, несколько
даже на вид подслеповат, с
небольшой лысиной на лбу, с
морщинами по обеим
сторонам щек и
цветом лица, что
называется
геморроидальным…»
Слайд 9Имя героя
В словаре В. И Даля есть слова, от которых могло
быть образовано имя главного героя:
Акать, аськать, спрашивать часто: а? ась?
Аки – как бы, так как, как, подобно
Ако – когда, как
Акика – междометие, восточно-сибирское, ой жарко, горячо, ожегся
Слайд 10Речь героя
Словесная речь – это невидимая связь между душой и теплом.
Он
изъясняется преимущественно местоимениями:
«Так этак-то! Вот какое уж, точно, никак неожиданное, того…. Этого бы никак…. Этакое-то обстоятельство!»
Слайд 11Внутренний мир героя
Это мертвый мир.
Он живет не с людьми, а в
своей должности, переписывает канцелярские бумаги: «…в этом переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный мир….
Некоторые бумаги у него были фавориты, до которых, если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивал, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его»
Слайд 12Страсть Башмачкина
Вещь заменила человека. Приобретя шинель, Башмачкин почувствовал себя весьма значимым:
«Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определился и поставил себе цель…».
Слайд 13Причины гибели героя.
- Что, что,
что? – сказало значительное лицо. – Откуда вы набрались такого духу? Откуда мыслей таких набрались?... Знаете ли вы, кому это говорите? Понимаете ли вы, кто перед вами? Понимаете ли вы это, понимаете ли это? Я вас спрашиваю. … В жизнь свою он еще не был так сильно распечен генералом, да еще и чужим. Он шел по вьюге, свистевшей на улицах, разинув рот, сбившись с тротуаров; ветер по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырёх сторон, из всех переулков. В миг надуло ему горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни слова; весь распух и слег в постель. Так сильно иногда бывает надлежащее распекание!»
Слайд 14Акакий Акакиевич-жертва социального угнетения или извращения души?
Как утверждал В. Г. Белинский,
Башмачкин -жертва социального угнетения.
В школьных учебниках мы читаем, что писатель обличает в повести «свирепую грубость» и «бесчеловечье»,типичные для николаевской империи. Гоголь протестует против социальной несправедливости и унижения человеческого достоинства.
Да, Гоголь сострадает герою, но и обличает оскудение и извращение его души, её ничтожность и пустоту.
Слайд 15Почему повесть о «маленьком» человеке Н.В. Гоголь озаглавил не именем главного
героя, а названием вещи?
Шинель стала для него тем же, чем может стать для другого - мечта о славе, об ученом труде, о счастливой любви. «Он сделался как-то живее, даже твёрже характером, как человек, который уже определился и поставил себе цель».
Жизнь Башмачкина заполняется одной лишь страстью. Страсть к шинели становится подменной подлинной душевной тяги к любви, присущей каждому живому человеку как подобию Божию.
Слайд 16Выводы:
Стремление стать значительным привело к тому, что шинель стала для героя
не просто деталью одежды, а чем-то большим. Башмачкин ощутил свою значимость не благодаря своим достоинствам, а вещи.
Ценность человека определяется по чину, одежде, т. е. по формальным признакам.
Душа героя убита: вещь заменила человека. НЕ духовные ценности, а шинель стала смыслом жизни Башмачкина. Жизнь героя пошлая.
Отчаяние, наступившее после потери шинели, приводит к гибели Акакия Акакиевича. «Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях, каких бы то ни было…»
Акакий Акакиевич – брат каждому из нас, поскольку у нас с ним единый Отец Небесный. Но Башмачкин не сумел осознать истиной любви, ощутить себя образом и подобием Божиим. И таких, как Башмачкин, в мире очень много.