Слайд 1Николай Васильевич Гоголь
Жизнь и творчество
Слайд 2 Жизнь Николая Васильевича Гоголя, если сравнить ее с
биографиями других русских писателей, была спокойной и благополучной. Его не арестовывали и не ссылали, как Пушкина и Лермонтова, палач не набрасывал ему петлю на шею, как Рылееву, он не переживал, стоя у столба с завязанными глазами, мучительно ожидая расстрела, как Достоевский, и не был прикован к тачке на каторге, как Чернышевский. Для него не нашлось Дантеса или Мартынова, он не был вынужден покинуть родину и одиноко умереть в изгнании, как Герцен.
И все же короткая жизнь Гоголя (он умер неполных 43 лет) была исполнена глубокого трагизма, а в могилу его свели не болезнь и физические страдания, а духовная драма, муки за страдания других людей и острое чувство личной ответственности за царящее в мире зло.
1809 –1852 г.г.
Слайд 3Родился Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской
губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
Детство Н.В.Гоголя
Слайд 4Музей Н.В. Гоголя в селе Великие Сорочинцы (Большие Сорочинцы), на родине
писателя в Миргородском районе Полтавской области Украины
Слайд 5Вид на село Васильевка (ныне Гоголево) под Полтавой, в котором Н.В.
Гоголь провел детские и юношеские
Слайд 6Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в
1805г уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи.
Малороссийский помещик был не чужд литературе, сочинял стихи, комедии. От отца перенял сын меланхолию и весёлость, прикрывающую печаль.
Слайд 7Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791-1868),
из помещичьей семьи. По преданию, она
была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла в четырнадцати лет.
Любовь её к сыну (Николай был 3 ребенком из 6) была так велика, что она через тысячи вёрст могла угадать, что с ним происходит.
Родители писателя
Слайд 8Учеба
В 1818-1819 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском
уездном училище.
В Полтавском училище, куда его определили родители, Гоголь чувствовал себя неуютно. В 1819 г. его брат умер. Гоголь тяжело перенес эту смерть. Он ушел из училища и стал заниматься дома с учителем.
Слайд 91 мая 1821 г. Гоголь был принят в открывшуюся в Нежине
Гимназию высших наук. Это учебное заведение соединяло в себе, по образцу Царскосельского лицея, среднее и высшее образование. Первые годы учебы были очень трудными: Гоголь был болезненным ребенком, очень скучал без родных. Но постепенно гимназическая жизнь вошла в привычную колею: вставали в половине шестого, приводили себя в порядок, потом начиналась утренняя молитва, затем пили чай и читали Новый завет. С 9 до 12 проводились уроки. Затем — 15-минутная перемена, обед, время для занятий и с 3 до 5 опять уроки. Потом отдых, чай, повторение уроков, приготовление к следующему дню, ужин с 7. 30 до 8, потом 15 минут — время «для движения», опять повторение уроков и в 8. 45 — вечерняя молитва. В 9 часов шли спать. И так каждый день. Гоголь был в гимназии пансионером, а не вольноприходящим, как жившие в Нежине ученики, и это делало его жизнь еще более монотонной.
Слайд 10Зимой 1822 г. Гоголь просит родителей прислать ему тулуп — «потому
что нам не дают казенного ни тулупа, ни шинели, а только в одних мундирах, несмотря на стужу». Деталь мелкая, но немаловажная — мальчик на собственном жизненном опыте узнал, что значит не иметь в суровую пору спасительной «шинели»...
Слайд 11Интересно отметить, что уже в гимназии за Гоголем замечают такие качества,
как колкость и насмешливость в отношении товарищей. Его называли «таинственным карлой». В студенческих спектаклях Гоголь показал себя талантливым артистом, играя комические роли стариков и старух.
Слайд 12Гоголь учился в 6 классе, когда умер отец. За несколько месяцев,
прошедших после смерти отца, Гоголь повзрослел, в нем окрепла мысль об общественном служении, так как «неправосудие... более всего взрывало сердце». Наметилось и место, где он все это должен был исполнить — Петербург.
Слайд 13В Петербурге
В 1828 г. Гоголь, полный самых радужных надежд, направился в
Петербург. Он вез написанную романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» и надеялся на быструю литературную славу. Он напечатал поэму(под псевдонимом «В. Алов»), потратив на это все свои деньги, но в одном из журналов высмеяли его незрелое произведение, а читатели не захотели его покупать. Гоголь в отчаянии скупил все экземпляры и уничтожил их. Разочаровался он и в службе, о чем пишет матери: «Что за счастье дослужить в 50 лет до какого-нибудь статского советника, пользоваться жалованием, едва стающим. Себя содержать прилично, и не иметь силы принесть на копейку добра человечеству».
Слайд 14Устроиться на службу удалось осенью 1829 г., но
полученное место
показалось «незавидным»,
жалования он получал «сущую безделицу».
Слайд 15В это трудное время Гоголь напряженно работал как писатель. Он понял,
что литература — дело его жизни, что он прозаик, а не поэт, и что ему следует отказаться от проторенных литературных дорог и искать свой путь. Путь был найден — он погрузился в изучение украинского фольклора, сказок, легенд, исторических песен, яркого народного быта. Мир этот противостоял в его сознании серому и унылому чиновному Петербургу
Слайд 16Поворотным моментом в судьбе Гоголя стало знакомство с Пушкиным, который поддержал
начинающего писателя и сыграл решающую роль в направлении его творческих поисков. В 1831—1832 гг. Гоголь опубликовал два тома рассказов под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» сделала его известным, что, по-видимому и открыло Гоголю двери новой службы — в Департаменте уделов.
Слайд 17Службе этой он был рад, мечтал влиять на политику, управление. Вскоре
он стал помощником столоначальника с жалованием в 750 рублей в год. Настроение его улучшилось. Тем не менее, он продолжал испытывать себя и на других поприщах: регулярно бывал в императорской Академии художеств, совершенствовался в живописи. К этому времени он познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым, был рекомендован в качестве домашнего учителя в несколько семей.
Слайд 18Он уже не чувствовал себя одиноким. Его педагогическая деятельность выходила за
рамки частных уроков — Гоголь был назначен младшим учителем истории в Патриотический женский институт. Он подает прошение об увольнении из Департамента уделов и навсегда прощается с чиновничьей службой, а вместе с ней и с той мечтой, которая вдохновляла его с гимназических лет. Служба теперь не была утомительной, напротив, давала возможность больше заниматься творчеством
Слайд 19«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки» были сочувственно
встречены публикой. Пушкин отозвался о них в печати с большой теплотой, отметив светлый характер этого сказочного рассказа о «племени поющем и пляшущем». Имя Гоголя сделалось известным. Преобладающая нота, которую услышали все при выходе «Вечеров...», — веселость. Тон задал Пушкин: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности».
Слайд 20«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Часть первая
Сорочинская ярмарка
Вечер накануне Ивана Купала
Майская ночь,
или Утопленница
Пропавшая грамота
Часть вторая
Ночь перед Рождеством
Страшная месть
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
Заколдованное место
Слайд 21 В 1835 г. почти одновременно он выпускает
два сборника: «Миргород», в котором содержатся уже достигшие художественной зрелости повести о прошлом и настоящем Украины, и «Арабески», включающие ряд повестей, объединенных темой Петербурга. Вслед за этим он создает остросатирическую повесть «Нос» и комедию «Ревизор», сюжет которой ему подсказал Пушкин.
Тесное сближение Гоголя и Пушкина приводит к тому, что Гоголь занимает место ведущего критика в организованном Пушкиным журнале «Современник». Из начинающего писателя Гоголь превращается в литературную знаменитость.
Слайд 22Миргород» впервые опубликован в 1835 году, состоит из двух частей и
четырёх повестей. В первую часть входят «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую – «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Слайд 24Петербургские повести Н.В.Гоголя
В состав Петербургских повестей Н.В.Гоголя включают повести, написанные
в 1834-1842 гг.
В сборник «Арабески» вошли
«Невский проспект»,
«Портрет»,
«Записки сумасшедшего»
Рассказ «Нос» и
повесть «Шинель»
дополняют образ Петербурга.
Слайд 25Гоголь приходит к выводу, что не следует стремиться к исключительным, редким
или красивым предметам — художник имеет своей целью не эффект, а правду. Но ставя своей целью потрясти читателя, вывести его из состояния равнодушия, передать ему свою боль, Гоголь не мог ограничиться простым «срисовыванием с натуры» — он заострял, преувеличивал, создавая образы фантастические и гротескные.
Слайд 26Петербургские повести
«Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных
общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.
Тема Петербурга в 1830-е годы не являлась чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин изобразил Петербург как город русской славы и одновременно как город социальных контрастов.
Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем.
Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе:
Слайд 27«Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все
служащие да должностные все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».
Слайд 28
Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге.
Петербург у Гоголя
– это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную.
По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».
Слайд 29 «Петербургские повести»
«Петербургские повести»
обличают город, весь пропитанный фальшью, где процветает казнокрадство, взяточничество и чинопочитание, бездуховность, подавление талантов и унижение личности.
За парадной пышностью Петербурга
скрывается холодный, жестокий мир
человеческого бесправия.
Город равнодушен к
судьбе «маленького человека».
Слайд 30Основные темы
Петербургских повестей
Тема Петербурга.
Петербург Гоголя обманчив, лжив, враждебен людям.
Тема
«маленького человека».
Эта тема развивает пушкинскую традицию. Гоголь показывает не только внутренний мир героев, но и его отсутствие. Он уделяет внимание человеку «маленькому» («Шинель», «Невский проспект»)
Слайд 31Основные темы
Петербургских повестей
Тема искусства.
Вопрос о месте и роли искусства в
продажном мире решается Гоголем разными средствами, в том числе сатирическими
(«Невский проспект», «Портрет»).
Тема соотношения идеала
и действительности и разлада между ними.
Человек с высокими идеалами гибнет в Петербурге, выживают люди без души, без чести, без идеалов. Осуществить мечту в реальной жизни человек не может. Мечта достигается во сне или в бреду сумасшедшего, или за гробом, после смерти
(«Записки сумасшедшего»)
Слайд 32Образ Петербурга в повести «Невский проспект»
«О, не верьте
этому Невскому проспекту!»
«Невский проспект» есть создание столь же глубокое,
сколько и очаровательное, это две полярные стороны
одной и той же жизни…» В.Г. Белинский
« Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все.»
«Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.»
«Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него… и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.»
Слайд 33
Центральная проблема повести – столкновение мечты и действительности
Слайд 34
Петербург Гоголя – это город, в котором фантастическое и реальное находятся
в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.
Повесть «Нос» состоит из трех частей и рассказывает о невероятном случае, произошедшим с коллежским асессором Ковалевым. «Нос» начинается с того, что одним утром петербургский цирюльник обнаруживает, что в его хлебе находится нос, и впоследствии понимает, что этот нос принадлежит его клиенту – майору Ковалеву. Все последующее время цирюльник пытается любыми возможными способами избавиться от носа, но оказывается, что он постоянно роняет злосчастный нос и все окружающие постоянно указывает ему на это. Цирюльник смог избавиться от него лишь тогда, когда выбросил его в Неву.
А тем временем, проснувшийся Ковалев обнаруживает пропажу собственного носа, и кое-как прикрыв лицо, отправляется на его поиски. Гоголь показывает нам, как коллежский асессор усердно разыскивает нос по всему Санкт-Петербургу, и его лихорадочные мысли о том, как ужасно оказаться в таком положении и не иметь возможности показаться знакомым ему людям на глаза. А когда Ковалев наконец-то встречает свой нос, тот попросту не обращает на него внимания, и никакие просьбы майора о его возвращении на место не действуют на нос.
Главный герой пытается подать объявление о пропаже носа в газету, но в редакции ему отказывают в виду того, что такая фантастическая ситуация может навредить репутации газеты. Ковалев даже отправляет письмо знакомой даме Подточиной с обвинениями в том, что она украла его нос в отместку за то, что он отказался жениться на ее дочери. В конце концов, полицейский надзиратель приводит нос к его владельцу и рассказывает каких трудов ему стоит поймать нос, который собирался отправиться в Ригу. После ухода надзирателя главный герой пытается приставить нос на место, но у него ничего не получается. И тут Ковалев впадает в ужасающее отчаяние, он понимает, что жизнь отныне бессмысленна, так как без носа – он никто.
Слайд 35Памятник Носу майора Ковалева в Санкт-Петербурге
Слайд 36
Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга?
Главная нелепость, показанная через фантастику,- поклонение пустышке в мундире.
Слайд 37Петербургские повести. «Портрет»
Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные
представления о добре и зле. В «петербургских повестях» Н.В. Гоголь вновь обращается к проблеме внешней красоты и внутренней порочности. Писатель пытается постичь воздействие безобразного на мир и найти пути борьбы со злом. Главную роль при этом он отводит искусству.
Слайд 38Повесть Н.В. Гоголя «Портрет»
Отрывок из статьи В.Г. Белинского
«О русской повести и повестях г. Гоголя»: « «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде… Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия.»
Слайд 39 «…если сочинение заключает в себе две, три еще
не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого,» - так заявляет Н.В. Гоголь в ответ на критику В.Г. Белинского относительно второй части повести «Портрет».
Так какие же истины кроются за страницами данного произведения?
Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?
Петербургские повести. «Портрет»
Слайд 40
«Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности …»
«…художник уже
стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом… Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза…»
«Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде…»
«Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.»
придвинул холст уже с ловкостью и претензиями на светские замашки и стал писать…Сердце его начало даже слегка трепетать, когда он почувствовал, что выразит то, чего еще не заметили другие».
«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать портреты и лица…Кисть его хладела и тупела…»
«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил… И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью.»
Слайд 42
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала
у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».
«…и он узнал ту ужасную муку…ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния».
«Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель».
Слайд 43
Сопоставительная характеристика художников
Слайд 45
Вторая часть повести – это проповедь, которую можно представить в виде
свода нравоучительных правил:
1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».
2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Слайд 47 «Акакий Акакиевич почувствовал, как сняли с него шинель, дали
ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уже больше не чувствовал…». С тех пор жизнь потеряла для него смысл.
Слайд 48Второй период творчества
1835 – 1842гг.
«Ревизор»( 1835 г., декабрь- первая редакция, постановка
– апрель 1836г.)
«Мертвые души»- первый том;
(май 1842г.)
«Сочинения» в 4-х томах (1843г.)
Слайд 49Третий период творчества
1842 – 1855гг.- последний период
Работа над вторым томом «Мертвых
душ».
1847г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями».
1852г.- сожжение
2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг.