Слайд 1Презентация
«Урок-практикум
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
«Собирательный образ народа
в поэме Н.В.Гоголя»
к уроку
литературы в 9 классе
Бородынкина Е.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя школа №29» г.о.Балашиха
Слайд 2Н.В.Гоголь о народе
«Поэзия наша не выразила
нам нигде русского человека вполне, ни в том виде, в каком он должен быть, ни в той действительности, в какой он есть»
Слайд 3ЗАМЫСЕЛ АВТОРА
Русские - народ талантливый, трудолюбивый
и многострадальный.
Больше всего Н. Гоголь хотел показать, сколько прекрасного таится в нем и сколько страданий выпадает на долю того, кто рождается в крепостной зависимости.
Слайд 4Лучшие черты русского народа
трудолюбие и мастерство
знание своего дела
смелость
удаль
выносливость
жажда свободы
внутренняя душевная
стойкость
Слайд 5Противопоставление мертвым душам живой силы русского народа
Русский мужик задавлен, но не утратил нравственного стержня, его можно назвать «живой душой» поэмы.
Симпатии Н.В. Гоголя на стороне русского крепостного народа.
Мужика с бревном автор сравнивает с трудолюбивым муравьем в отличие от сравнения чиновников с роем бесполезных и назойливых мух.
Слайд 6Глава 1.
Мужики, рассматривающие колесо брички Чичикова
Слайд 7Глава 2. Крепостной Чичикова.
Петрушка охвачен
страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что он читает, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит».
Слайд 9Глава 2. Кучер Чичикова.
Селифан -
совершенно иной человек, умеющий разговаривать только с лошадьми, скрытен, может прикинуться дураком
Слайд 11Глава 3. Крепостная дворовая девочка Коробочки Пелагея.
Босая, черноногая, бойкая
"не
знает, где право,
где лево"
Слайд 12Глава 5. Каретник Собакевича Михеев.
Непревзойденный умелец:
«Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!»
Слайд 13Глава 5. Плотник Собакевича Пробка.
Крепостной богатырь, плотник Собакевича
Пробка
«В гвардию годился бы»
«Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом».
Слайд 15Беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров.
Не выдержала его душа гнета неволи, потянуло
его на широкий волжский простор, он «гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами». Но нелегко ему ходить с бурлаками,
«таща лямку бесконечную, как Русь, песню».
Слайд 16Глава 5. Встреча с мужиком.
«Выражается сильно
русский народ…»
Слайд 18Отрицательные черты русского народа
Нищета, пьянство, бесправность, униженность, бестолковщина, доходящая до
идиотизма, – так выглядит крепостная деревня.
Но Н.Гоголь подчеркивает, что такими делает крепостных «мертвая» сила помещиков.
Пытается ли народ оказать сопротивление беззаконным действиям «мертвых» сил?
Слайд 19Глава 9. Убийство заседателя Дробяжкина
Непокорные мужики селений Вшивая Спесь, Задирайлова и
Боровки снесли с лица земли земскую полицию в лице блудливого заседателя Дробяжкина.
Слайд 20ВЫВОД:
Н.В.Гоголь изображает русский народ, представляющий «живые души» в поэме, двояко:
1.Мужички-недотепы показаны
юмористически
2.Крестьянская Русь освещена светом авторского сочувствия
Слайд 22Домашнее задание
1. Перечитать главу 11 и найти в ней лирические отступления
Н.В. Гоголя об образах Руси, дороги и птицы-тройки, сделать закладки.
2. Ответить устно на вопрос: «Какова роль этих лирических отступлений в поэме?