Презентация, доклад к уроку литературы в 6 классе М. Ю. Лермонтов Анализ стихотворений Тучи, Парус

Творческая основа стихотворения «Тучи».«Тучи». В 1840 году Лермонтов во второй раз отправлялся в ссылку на Кавказ. В апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Современник поэта граф В.А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в

Слайд 1 Лермонтов Михаил Юрьевич: анализ стихотворений «Тучи», «Парус»

Лермонтов Михаил Юрьевич: анализ стихотворений «Тучи», «Парус»

Слайд 2Творческая основа стихотворения «Тучи».


«Тучи». В 1840 году Лермонтов во второй раз

отправлялся в ссылку на Кавказ. В апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Современник поэта граф В.А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!...». Софья Карамзина и несколько человек гостей окружали поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он… прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…»
Творческая основа стихотворения «Тучи».«Тучи». В 1840 году Лермонтов во второй раз отправлялся в ссылку на Кавказ. В

Слайд 5 Тучи
* Наскучили нивы бесплодные

* Вечно холодные, вечно свободные,
в том числе от людских страданий
* Нет Родины, нет изгнания. Равнодушные ко всему

Поэт

* Отправляется не по своей воле
*Не свободен, он гоним
* Есть любимая Родина, он любит ее. Страдает, так как его могут изгнать из нее. Он не променяет свою судьбу, печаль

Тучи* Наскучили нивы бесплодные * Вечно холодные, вечно свободные,

Слайд 6Сегодня познакомимся с ещё
Одним из лирических стихотворений
М.Ю. Лермонтова

« Парус».
- Символом чего может быть для вас слово « парус»?
- Как вы думаете, чем поражает человека море?
- Какое море в тихую погоду?
- А в бурю?
Сегодня познакомимся с ещё Одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус».- Символом чего может быть для

Слайд 7Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения « Парус»

Белеет парус одинокой
В тумане моря

голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

 Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

 Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832
Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения « Парус»Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что

Слайд 8Первый Рисунок Лермонтова «Парус»

Первый Рисунок Лермонтова «Парус»

Слайд 10Анализ стихотворения

Выделите основные ключевые слова стихотворения





Какое чувство вызывает парус у самого

поэта?

(сочувствие)

Что вызывает сочувствие поэта?

(«одинокий, увы…»)

Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?

Анализ стихотворенияВыделите основные ключевые слова стихотворенияКакое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)Что вызывает сочувствие поэта?(«одинокий, увы…»)Согласны

Слайд 11- Что такое буря?
- Всегда ли она несёт разрушение?
Айвазовский «Бурное

море ночью»

- Что символизирует море?

(перемены, трагедия)

(жизнь, судьбу)

- Что такое буря?- Всегда ли она несёт разрушение? Айвазовский «Бурное море ночью» - Что символизирует море?

Слайд 12Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается?
а потом говорится

« он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе.

Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы.
 

Работа с черновиками стихотворения

Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается?а потом говорится « он», т.е. это как бы

Слайд 13 Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия,

то что бы вы изобразили?
Каким было бы изображение?

I строфа

(точечным)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким

Слайд 14 Чтение второй строфы.
- Как меняется изображение паруса?
Что помогает нам

увидеть парус совсем рядом?

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

( Приближение через звук).

- Каким предстает море?

( И радостное, и грустное: « Играют волны, но ветер свищет»)

Чтение второй строфы. - Как меняется изображение паруса?Что помогает нам увидеть парус совсем  рядом? Играют

Слайд 15Обобщение учителя:
- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии

отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется.
- Какое главное слово автора в первой строке?
- А в последней?
- Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом – « мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление)
- Что же нужно парусу? (буря и покой).
- Что же это за слова в русском языке? (антонимы).
- А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу.
- Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?
Обобщение учителя:- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре

Слайд 16Домашнее задание:
выучить стихотворение наизусть

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть