Слайд 1Иван Сергеевич Шмелев
«Как я встречался с Чеховым. За карасями»
Презентация учителя русского
языка и литературы МКОУ «ООШ№12» поселка Шумихинского Пермского края Свистуновой Натальи Анатольевны
Слайд 2КОГДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?
Летом, автор-гимназист, 12лет;
Год рождения Шмелёва- 1873+12=1885г.
В 1884г. Чехов
закончил медицинский факультет Московского университета, занимался врачебной деятельностью и печатал в сатирическом журнале «Будильник» смешные рассказы, подписывая их литературным псевдонимом Антоша Чехонте.
В рассказе Чехову 25 лет).
Слайд 3ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ?
В Москве, Замоскворечье, Мещанском саду при Мещанском училище
Слайд 4ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ГЕРОЯХ?
Автор с другом Женькой целыми днями пропадали
в Нескучном саду, строили вигвамы (вигвам у индейцев Северной Америки - это хижина из ветвей, кожи, коры) и вели жизнь индейцев. Затем мальчики стали «эскимосами» и рыбачили на прудах в Мещанском саду
Слайд 5 ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ДЕТЯХ, ЗНАЯ ОБ
ИХ ИГРАХ И
ЗАНЯТИЯХ?
Мальчики прочитали много приключенческих книг об индейцах. У них богатое воображение, они большие выдумщики. В играх они находили то, чего им не хватало в жизни
Слайд 6 ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ РАССКАЗА ГОВОРИТСЯ О ГИБЕЛИ ЖЕНЬКИ?
Рассказ -
не только воспоминания о встрече с Чеховым. Он посвящён памяти погибшего на войне друга.
Слайд 7ПОЧЕМУ ДЕТИ СЧИТАЛИ ПРУДЫ СВОИМИ?
Сашка Веревкин, сын училищного инспектора, был приятелем
мальчишек.
Слайд 8Дикобразово перо - что это такое?
особенный поплавок на карасей. Женька приобрёл
его, оттащив к букинисту латинский словарь.
Слайд 9Букинист-(толковый словарь)-торговец подержанными и старинными книгами.
Прикормка- богатая, из горелых корок, каши,
конопли.
Пеммикан – толченый порошок из сушеной рыбы.
Слайд 10
Перечитаем описание природы на пути детей к прудам. Важно оно в
развитии действия?
«Только рыболовы знают, что творится в душе, когда подходишь на зорьке к заводинке».
Слайд 11А теперь найдем ЗАВЯЗКУ.
Богатое место занято незнакомцем в соломенной шляпе.
Слайд 12Как описаны пойманные незнакомцем и воспитателем училища Кривоносовым караси
-«тащит громадного карасищу,
нашего, черноспинного, чешуя в гривенник».
-«Кривоносый тащит - краснопёрого, золотого, бочки оранжевые, чуть с чернью».
Слайд 13 А как вы понимаете слова,
сказанные незнакомцем «Да у вас тут целое рыбье Эльдорадо?»
Это место, где вдоволь рыбы. В переносном смысле слово ЭЛЬДОРАДО означает «СКАЗОЧНЫЙ УГОЛОК».
Слайд 14Это слово – испанское. В переводе означает ЗОЛОЧЕНЫЙ. Так называли страну
золота и драгоценных камней, будто бы существующую в Америке. Легенда об Эльдорадо долгое время ходила среди завоевателей Америки. Искатели золота много раз пытались разыскать эту на самом деле не существующую страну.
Слайд 15Для чего так подробно и красочно автор описывает пойманных карасей?
дети испытывают
зависть, обиду, отчаянье, досаду, видя, каких карасей ловят «самозванцы»
Слайд 16А ТЕПЕРЬ НАЙДЁМ КУЛЬМИНАЦИЮ РАССКАЗА.
«Дикобразово перо» Женьки зацепилось, он начал дёргать
за леску и звонить – всех карасей распугал. «Заняли наше место с нашей прикормки и пользуетесь» - злобно бросает он незнакомцу.
Слайд 17Сравните отношение Чехова и Кривоносого
к детям.
Когда Чехова обвиняют в незаконном
захвате чужого места, он отвечает вежливо: «Что же вы не сказали? У нас, рыболовов, правила чести строго соблюдаются…прошу вас, идите на ваше место, право, я не хотел вам портить.»
Слайд 18А реакция Кривоносого?
Злобно, грубо: «Чего с ними церемониться? Мало их пороли,
грубиянов». (старается обидеть ребят).
Слайд 19Как Чехов сумел расположить к себе детей,
снять раздражение Женьки?
он извинился
-
стремился исправить свою невольную ошибку
- Чехов отдал Женьке свою запасную леску
- потрепал по синей его рубахе (дружеский жест)
«Уж не сердись».
-Чехов понял серьёзность и важность детских увлечений.(Женька уже отошёл, пытался оправдаться, объяснить свою горячность: «Мы, говорит, не из жадности, а нам для пеммикана надо».)
Слайд 20 Чехов отдал детям всех карасей
- предложил «краснокожим братьям» выкурить трубку
мира, сказал по - индейски: «Отныне мир », протянул руку. «Отныне моя леска - твоя леска, твоя прикормка – моя прикормка, мои караси – твои караси!» и все засмеялись.
Слайд 21Где, по вашему мнению,
развязка действия?
От Саши Веревкина дети узнали, что
незнакомец – Чехов, пишет смешные рассказы в «Будильнике».
Слайд 22Почему Женька отказался жаловаться
на Кривоносого?
Он находился под впечатлением встречи с
добрым, умным, вежливым, дружелюбным человеком. Эта встреча по-доброму на него повлияла: «Он лежал на спине и мечтал; нежное что-то было в его суровом лице».
Слайд 23Какая основная мысль выражена в
финале рассказа?
«Случилось такое необычное в бедной
и неуютной жизни, которую мы пытались наполнить как-то нашим воображением. Много мы не понимали, но сердце нам что-то говорило. Не понимали, что наш «бледнолицый брат» был поистине нашим братом в бедной и неуютной жизни и старался её наполнить».
Слайд 24Что же необычного случилось в
жизни детей?
- взрослый человек сумел понять
их, отнестись к ним с уважением
- произошла яркая встреча, оставившая след
- они стали лучше, добрее, другими
Слайд 25источник шаблона:
Щербакова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы МАОУ
СОШ № 2
г. Реж, Свердловской области
Слайд 26 Интернет-источники
https://okartinkah.ru/img/kartinki-dlya-fona-2079/kartinki-dlya-fona-12.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2012/04/12/12/31/open-29822_1280.png
http://static8.depositphotos.com/1007989/1011/i/110/depositphotos_10117936-Library-Mascot.jpg
http://pedsovet.su/load/28-1-0-34222