Слайд 1Рассказ
А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
Слайд 2Цели урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться
в философском смысле рассказа.
Слайд 3Рассказ «Матрёнин двор», как и «Один день Ивана Денисовича» написан в
1959 году, а опубликован в 1964. «Матрёнин двор» — произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря.
Слайд 4Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий
уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать.
Слайд 5После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики
во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Рассказ «Матрёнин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением».
Слайд 6Беседа по рассказу «Матрёнин двор»
— Какова тема рассказа?
— Как раскрывается характер
героини в рассказе?
Пережить то, что пришлось пережить Матрёне Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» — какие же душевные силы нужны для этого!
Слайд 7Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрёна раскрывается
не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминает свою молодость так: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свекор кричал: «Матрёна! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить». Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понес на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила...». И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде — и погибла.
Слайд 8И совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрёна, когда рассказывает о своей
любви:«В первый раз совсем по-новому увидел Матрёну». «В то лето... ходили мы с ним в рощу сидеть, — прошептала она. — Тут роща была... Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну... Пошел он на войну — пропал... Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки...
Слайд 9Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах
лампы круглое лицо Матрёны — как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда — испуганное, девичье, перед страшным выбором».
Слайд 10Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрёны.
Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрёна оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.
Слайд 11Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрёны. Убит родной
человек. И в день последний я укорил её за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Слайд 12— Каков символический смысл рассказа «Матрёнин двор»?
Многие символы Солженицына связаны с
христианской символикой: образы-символы крестного пути, праведника, мученика. Само название «Матрёнин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрёны — то пристанище, которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны — германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом — стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека — «по ребрышкам», и «всё показывало, что ломатели — не строители и не предполагают, чтобы Матрене ещё долго пришлось здесь жить».
Слайд 13Словно противится разрушению дома сама природа — сначала долгая метель, непомерные
сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрёны необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка — окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, — похоронили.
Слайд 14Символический характер носит и страх Матрёны перед железной дорогой, ведь именно
поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.
Слайд 15— Можно ли считать, что Фаддей олицетворяет злое начало в рассказе?
—
Почему односельчане считают, что смерть детей Матрёны вызвана «порчей»? Связана ли она с давней угрозой Фаддея убить Матрёну за то, что та не стала его женой?
Слайд 16— Как понять замечание повествователя: «Сорок лет пролежала его угроза в
углу, как старый тесак, — а ударила-таки...»?
— Почему Матрёна становится беззащитна перед мистическими силами зла, олицетворёнными в образе Фаддея?
Слайд 17— Как понять символические детали рассказа:
потерю Матрёной котелка со святой водой?
Советский
плакат с изображением грубой красавицы, висящий в избе Матрены?
Слайд 18Авторский комментарий: «Нет Матрёны. Убит родной человек. «Разрисованная красно-жёлтая баба с
книжного плаката радостно улыбалась»?
Слайд 19А. Т. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих
страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть — на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала всё время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
Слайд 20Какие качества Матрёны отмечают Твардовский и Солженицын? Какова главная тема рассказа,
судя по высказываниям этих писателей? Согласны ли вы с такой оценкой героини?
Слайд 21Праведница Матрёна — нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению,
должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, «смысл земного существования — не в благоденствии, а в развитии Души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, её связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании истины, духовности, убеждён в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.
Слайд 22Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе
издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своём народе — и должен... Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он — совиновник во всём зле, совершённом у него на родине или его народом».
Слайд 23Писательская судьба Солженицына сложилась драматически. Вслед за публикацией «Одного дня Ивана
Денисовича» он был принят в Союз писателей, но, кроме ещё нескольких рассказов и одной статьи, всё написанное вынужден был отдавать в «самиздат» или печатать за рубежом.
Слайд 24В 1969 году из Союза писателей его исключили, а в 1970
писатель был удостоен Нобелевской премии. В 1974 году в связи с выходом первого тома «Архипелага ГУЛАГ» Солженицын был насильственно выслан на Запад, долгие годы жил в Америке. В 1994 году вернулся на родину, начав активно выступать как публицист по самым острым вопросам переустройства России. И все же А. И. Солженицын остается прежде всего автором «Одного дня Ивана Денисовича», показавшего всему народу, «что может правда».