Слайд 2"Тёмное царство": его мораль и нравы.
Слайд 31. Верь в единственного Бога.
«Я Господь, Бог твой… да не
будет у тебя
других богов перед лицом Моим"
10 заповедей
2. Не создавай себе кумиров.
«Не делай себе кумира и
никакого изображения того, что на
небе вверху и что на земле внизу,
и что внизу земли..."
Слайд 410 заповедей
3. Не произноси имени Бога понапрасну.
«Не произноси имени
Господа,
Бога твоего, напрасно…»
4. Помни о выходном дне
"...шесть дней работай и делай всякие дела твои,
а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему"
5. Почитай своих родителей
«Почитай отца твоего и матерь твою…»
Слайд 510 заповедей
6.Не убивай.
«Не убий»
7. Не прелюбодействуй.
«Не прелюбодействуй»
8. Не кради.
«Не кради»
9. Не лги.
«Не произноси ложного свидетельства
на ближнего твоего»
Слайд 610 заповедей
10. Не завидуй.
«Не желай жены ближнего твоего и
не желай дома ближнего
твоего … ни всего, что есть
у ближнего твоего»
Слайд 7Основа христианского учения:
"Возлюби ...ближнего твоего,
как самого себя"
Слайд 9Основа христианского учения:
Слайд 12Домострой -
(полное название -
"Книга, называемая "Домострой",
содержащая в себе
полезные
сведения, поучения и
наставления
всякому христианину...)
Слайд 13памятник русской литературы XVI века
Домострой
сборник правил, советов и наставлений
по всем направлениям жизни человека
под редакцией протопопа Сильвестра
Слайд 14
Рассмотрим некоторые главы из Домостроя
Слайд 15Забота о ближних
Домострой, следуя Евангельским Заповедям, учит нас заботе
о ближних и прежде всего о домашних.
В нем были представлены правила проведения ритуальных обрядов. Свадьбы, празднества и ежедневное времяпрепровождение должны были согласовываться с этой книгой.
Слайд 16Наставление отца к сыну
Особое место занимает важнейшее наставление «Домостроя» -
заповедь отца. Обращаясь к сыну, он в первую очередь благословляет его. Далее он наставляет сына, его жену и детей жить по христианским законам, с правдой и чистой совестью, веруя и соблюдая заповеди божьи. Отец отдает эти строчки своему сыну и его домочадцам и подчеркивает: "если писание сие не примете, то будете сами за себя отвечать в Судный день". В него вложена величавость, мудрость и гордость. Такие наставления были бы актуальны в любое время.
Слайд 17О Бережливости
Святые отцы учат нас всякой бережливости. Не
должны мы благое и полезное портить и выбрасывать. Вся благое дано нам от Отца небесного для хорошего дела и всячески нам то сберегать следует:
Все бы было прибрано мелкое в мешочки, а остатки сложены и связаны и все разобрано по размеру и припрятано.
Обмывками посудными и горшечными и котловыми после всякой пищи, и пригарины, — все собирают скотине, скотина тем и сыта бывает.
Слайд 18Бережливость и скопидомство считаются необходимыми свойствами хорошей хозяйки. «Придется делать, говорит
«Домострой», рубахи или женские платья, то все самой (хозяйке) кроить или дать при себе кроить, и всякие остатки и обрезки, все было бы прибрано – мелкое в мешочках, а остатки сверчены и связаны, и все было бы припрятано. Понадобится починить старое платье – и есть куски, и не надо отыскивать материи на рынке; а если придется по рынку искать, то устанешь подбираючи; приберешь, то втрое заплатишь, а то и совсем не приберешь».
Такая же бережливость и предусмотрительность предписывается хозяйке и в других хозяйственных расходах; она должна знать, как муку сеять, как квашню поставить, как тесто месить, как печь хлебы, пироги, калачи и пр., и сколько выйдет чего из четверти, из осьмины, и сколько высевок, должна знать «меру и счет во всем и беречь все: когда хлебы печь, тогда и платье мыть, – дровам неубыточно» .
Слайд 19О Лукавстве и Хитрости
Живи, чадо, по христианскому закону
во всех делах без лукавства и без всякой хитрости во всем, да не всякому духу верь, доброму подражай, лукавых и закон преступающих во всяких делах отнюдь не привечай
Слайд 20Отношения в семье
Он расставлял всех членов семьи на свои «ступеньки»,
определял отношения между ними и, самое важное, объединял их.
Почитание и повиновение отцу и матери
Детям строго-настрого запрещается ругаться со своими родителями, оскорблять их и осуждать. Все поручения нужно выполнять беспрекословно, не обсуждая сказанное родителями. Все чада должны любить отца и мать, слушаться их, чтить их старость и повиноваться им во всем. Тех, кто ослушается, ждет проклятие и отлучение от церкви .
Слайд 21Воспитание в семье
Книга напоминает о неразрывности будущего и прошлого, о
том, что почитание родителей – это сила всего общества.
Слайд 22Женщина в «Домострое» – это хозяйка дома, и в иерархии семейных
отношений она занимает свое особое место.
Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества. Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств. От женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную.
Слайд 23
«Домострой» представляет нам образец «порядливой хозяйки», которая обязана служить для
всех слуг примером трудолюбия и усердия. Она не должна была допускать, чтобы ее будили слуги: напротив, она должна будить их. Проснувшись с рассветом, хозяйка обязана дать всем людям работу и указать порядок на весь день; причем не только смотреть за другими, но и сама знать, как всякое дело делается, как указать другим. Она не должна была и сама сидеть сложа руки.
Слайд 25Правила приличия
Указывает «Домострой» Сильвестра и на правила приличия: гость не должен
сам садиться без приглашения хозяина на почетное место, а, напротив, должен скромно сесть на последнем месте и только тогда пересесть на лучшее, когда хозяин попросит. «За обедом – не кашлять, не плевать, не сморкаться, а если уж понадобится, то, отошед в сторону, вычистить нос или откашляться вежливо, а придется плюнуть, то сделать это, отворотясь от людей, да ногой потереть...»
Слайд 26«Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей
о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени.
.
Слайд 27
С приходом новой власти в 1917 году этот свод правил был
отменен и даже запрещен. Конечно, это было связано с тем, что революционеры выступали против религиозной пропаганды и всего, что с этим связано. Поэтому «Домострой» не мог быть одобрен новым правительством.
Слайд 28
«Домострой» - это одно из таких уникальных творений, несущих для современной
семьи, подрастающего поколения и всех людей немало ценных практических советов на каждый день. Основная идея книги – это воспитание детей с самых первых дней, направление ребенка на добрые дела и проявление добра во всех своих поступках.
Слайд 32Нравы города Калинова и их последствия.
Слайд 33«Чудеса!.. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.»
(«Гроза», действие I, явл. 1)
Слайд 34А.Я.Головин. Эскиз к драме А.Н.Островского «Гроза». Александринский театр. 1916
Слайд 35Где происходит действие пьесы?
С одной стороны, это вымышленный город, а с
другой – это любой российский город тех лет.
Какова роль пейзажа?
Выносит действие на всероссийский простор; создает определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.
Слайд 36Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
"Жестокие нравы"; "грубость
да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и др. – это принципы жизни в городе.
"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и др. -- это принципы жизни в семье.
Каким предстает город в восприятии разных людей: Кулигина и Феклуши? (д. 1, явл. 3; д. 3, явл. 3 //д. 1, явл. 2; д. 3, явл. 1)
Слайд 37«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» (Кулигин)
Слайд 38Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.
Какой прием использует автор,
рассказывая о жизни в городе?
Прием контраста.
Каковы жители, обитающие здесь?
Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).
Каким предстает город в восприятии разных людей: Кулигина и Феклуши? (д. 1, явл. 3; д. 3, явл. 3 //д. 1, явл. 2; д. 3, явл. 1)?
Слайд 39«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная!» (Феклуша)
Слайд 40"Хозяева жизни"
"Жертвы"
Кабаниха
Дикой
Кудряш
Феклуша
Варвара
Борис
Кулигин
Тихон
Слайд 42"Хозяева жизни"
Кабаниха
Дикой
Перечислите все грехи, которые за ними водятся?
Что
их объединяет и чем они отличаются друг от друга?
Кто страшнее и почему?
Слайд 43Марфа Игнатьевна Кабанова
Зачитайте, как её характеризуют разные персонажи.
Как Кабаниха относится к
своим домашним?
Расскажите о домострое, защитницей которого является Кабанова. Какие черты домостроя проявляются в её репликах?
Слайд 44ХАРАКТЕРИСТИКА КАБАНИХИ
О ней:
"все под видом благочестия"; "ханжа, нищих
оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо"
Она сама:
"вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.
Вывод.
Кабаниха -- ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом.
Слайд 45Дикой Саввел Игнатьевич
Докажите, что нрав Дикого дикий
Боится ли он кого-нибудь?
Существует ли
для Дикого закон?
Есть ли в его образе какое-нибудь светлое пятнышко?
Слайд 46ХАРАКТЕРИСТИКА ДИКОГО
О нем:
"ругатель"; "как с цепи сорвался"
Он сам:
"дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе -- ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак«, Ты червяк. Захочу -- помилую, захочу -- раздавлю. и др.
Вывод. Дикой -- ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми
Слайд 47Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или
Кабаниха? Кто страшнее?
Слайд 48Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой – ругатель,
самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.
Слайд 50Феклуша
Феклуша называет город Калинов «обетованной землёй»
Как она отзывается о купечестве?
Какой грех
водится за ней?
Почему её можно причислить к хозяевам, а не к жертвам?
Слайд 51РОЛЬ ОБРАЗА ФЕКЛУШИ
Несёт тьму и невежество, её рассказы внушают страх и
искажение представлений о мире. Она властительница «темных» и невежественных умов
Впервые в её монологах звучит мысль о близком конце этого времени.
Слайд 52ХАРАКТЕРИСТИКА КУДРЯША
Зеркальное отражение Дикого
О себе:
«Мало у нас парней-то на мою стать,
а то бы мы его озорничать –то отучили»;
«Я грубиян считаюсь…я его не боюсь, а пущай же он меня боится»;
«Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдёт. Нет уж, я перед ним рабствовать не стану»
Слайд 53 НА ЧЁМ ЖЕ ОСНОВАНО САМОДУРСТВО ДИКИХ?
Слайд 54Патриархальность, мертвая замкнутость, отгороженность от живой жизни.
Несамостоятельность, неразвитость мышления жителей города.
Дикие
нравы, самодурство одних и притворная покорность других.
Основные черты «темного царства»
Слайд 56Кулигин
Как вы думаете, о чём говорит фамилия Кулигина?
Чем увлекается и чем
занимается Кулигин?
Почему Дикой не понимает Кулигина?
Слайд 57Кулигин
Архаизм – устаревшее, вышедшее из употребления
Что архаичного можно увидеть в образе
Кулигина?
Зачем в драму введён такой герой, как Кулигин, ведь он не движет сюжет, не влияет на события?
Слайд 58ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛИГИНА
Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина.
Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума.
Советует «угождать как-нибудь» самодурам.
Он несёт в народ культуру и просвещение, демонстрирует развитость и самостоятельность мышления. Но он мечтатель, а не борец: его проекты неосуществимы. Характерно, что он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя.
Слайд 59ХАРАКТЕРИСТИКА ВАРВАРЫ
И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай,
что хочешь, только бы шито да крыто было.
Слайд 60ХАРАКТЕРИСТИКА ТИХОНА
Любит Катерину, но является орудием в руках матери, безвольный, бесхарактерный,
не может защитить жену.
«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»
Слайд 61ХАРАКТЕРИСТИКА БОРИСА
«Уж ведь совсем убитый хожу… загнан, забит, а тут ещё
сдуру-то влюбляться вздумал».
«Не по своей воле еду: дядя посылает».
«Не застали бы нас здесь…время мне, Катя».
«Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»
Слайд 63Почему Катерина
совершает самоубийство?