Презентация, доклад к уроку литературы по теме: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева Васюткино озеро.

Содержание

Она величественна и похожа на океан.Она щедра и сурова.Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири.

Слайд 1«Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению

и доброте …
И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
В.П.Астафьев

Майер В.А., учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия № 2», г. Оренбурга

«Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте … И жизнь предоставляла

Слайд 2Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в

себе загадки и ответы на многие вопросы.

Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

Она раскинулась широкой
полосой по центру Сибири.

Она величественна и похожа на океан.Она щедра и сурова.Она таит в себе загадки и ответы на многие

Слайд 3Он маленький, как песчинка в океане.
Он беззащитный и в то

же время сильный .
Он сын и одновременно хозяин.
Он по- детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
Он маленький, как песчинка в океане. Он беззащитный и в то же время сильный .Он сын и

Слайд 4«Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «ВАСЮТКИНО

ОЗЕРО»
«Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «ВАСЮТКИНО

Слайд 5 Природа- друг или враг человека?
Спасение Васютки – чудо или

закономерность?
Какие уроки дает природа герою и читателю?
Природа- друг или враг человека? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки дает природа герою

Слайд 6«Тайга... Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны,

молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса…»
«Тайга... Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась

Слайд 7-Какие слова подчеркивают особенность тайги как лесного пространства?
Эпитеты:
-молчаливая
-равнодушная

Сравнение
-казалась огромным темным морем

Олицетворение:
-даже

небо прижимается к вершинам.

«Тайга... Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса…»

-Какие слова подчеркивают особенность тайги как лесного пространства?Эпитеты:-молчаливая-равнодушнаяСравнение-казалась огромным темным моремОлицетворение:-даже небо прижимается к вершинам.«Тайга... Тайга... Без

Слайд 8Поработаем с эпизодом «Сборы Васютки в тайгу».
-Какой наказ всегда давала мать

своему сыну?

-От затесей далеко не отходить;
-брать всегда с собой еду, спички;
-соблюдать таежные законы, которые испокон веку заведены.

Поработаем с эпизодом «Сборы Васютки в тайгу».-Какой наказ всегда давала мать своему сыну?-От затесей далеко не отходить;-брать

Слайд 9Словарная работа.
-Что такое «затеси»?
Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые

делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.

-Почему от затесей нельзя было далеко уходить?

Словарная работа.-Что такое «затеси»?Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять

Слайд 10- Как же так получилось, что мальчик, не раз бывавший в

тайге, заблудился?

Встретил глухаря.


В азарте забыл о таежном законе.

- Как же так получилось, что мальчик, не раз бывавший в тайге, заблудился?Встретил глухаря.В азарте забыл о

Слайд 11Анализ эпизода «Встреча с глухарем».
-Почему Васютке очень хотелось добыть эту птицу?

Анализ эпизода «Встреча с глухарем».-Почему Васютке очень хотелось добыть эту птицу?

Слайд 12-Найдите в тексте описание состояния мальчика после удачной охоты.

-Какие части

речи ярко передает это состояние?

- Что омрачило радость мальчика?
- Каким он увидел привычный лес?

Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим…

-Найдите в тексте описание состояния мальчика после удачной охоты. -Какие части речи ярко передает это состояние? -

Слайд 13Анализ эпизода «Муха в паутине»
Почему вид мухи, попавшей в паутину, заставил

забеспокоиться Васютку?

муха – пленница паука, мальчик – пленник …леса.

Анализ эпизода «Муха в паутине»Почему вид мухи, попавшей в паутину, заставил забеспокоиться Васютку? муха – пленница паука,

Слайд 14Поработаем с текстом.
-Найдите в тексте слова, словосочетания, передающие состояние мальчика после

столь страшного открытия?

-оцепенение
-вскрикнул, бросился бежать
-спотыкался, падал, вставал, снова бежал
-заскочил в бурелом, начал с треском продираться сквозь ветки
-упал и замер.

-Какая часть речи передает состояние мальчика?
-Почему автор использует глаголы «заскочить», а не «забежать», «продираться», а не «пробираться»?

Поработаем с текстом.-Найдите в тексте слова, словосочетания, передающие состояние мальчика после столь страшного открытия?-оцепенение-вскрикнул, бросился бежать-спотыкался, падал,

Слайд 15Что смогло заставить Васютку взять себя в руки и начать действия

по своему спасению?

Словарная работа: подберите синонимы к слову «хлипкий»:

-слабый
-больной
-хрупкий
-безвольный
-бесхарактерный

Выделите те синонимы, которые, на ваш взгляд, более полно объясняют в нашем тексте слово «хлипкий»

Что смогло заставить Васютку взять себя в руки и начать действия по своему спасению? Словарная работа: подберите

Слайд 16-Что предпринимает Васютка, чтобы начать свою борьбу за жизнь в тайге?
-берет

себя в руки
-разжигает костер и заготавливает дрова на ночь
-готовит себе еду
-позаботился о завтрашнем дне, повесил остатки еды на дерево
-устроил себе ночлег.

-Почему утром Васютка решает идти на север, а не на юг? Какие знания он вспомнил? Что еще знает о природе мальчик? Что умеет делать?

-Что предпринимает Васютка, чтобы начать свою борьбу за жизнь в тайге?-берет себя в руки-разжигает костер и заготавливает

Слайд 17Анализ эпизода «Встреча с Енисеем».
-Что смог испытать мальчик, когда увидел Енисей?


-Какие слова, фразы передают это состояние ребенка?

-дух захватило
-Родная река, которая раньше казалась обыкновенной и не очень приветливой.
-Енисеюшка! Славный, хороший…
-очумел от радости.

Анализ эпизода «Встреча с Енисеем».-Что смог испытать мальчик, когда увидел Енисей? -Какие слова, фразы передают это состояние

Слайд 18-Изменился ли внешне и внутренне Васютка, попав в такую сложную жизненную

ситуацию?

« Васютка решил умыться. Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали у него ещё темнее, а губы потрескались.»

Васютка за эти дни повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя, научился ценить природу.

-Изменился ли внешне и внутренне Васютка, попав в такую сложную жизненную ситуацию? « Васютка решил умыться. Из воды

Слайд 19 Природа- друг или враг человека?
Спасение Васютки – чудо или

закономерность?
Какие уроки дает природа герою и читателю?
Природа- друг или враг человека? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки дает природа герою

Слайд 20Домашнее задание:
Составьте памятку!

1 вариант: Советы, идущему в лес
2 вариант: Если ты

заблудился.

Домашнее задание:Составьте памятку!1 вариант: Советы, идущему в лес2 вариант: Если ты заблудился.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть