Слайд 1Урок литературы в 6 классе
по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Автор презентации
– Дубовик Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории МБОУ г. Иркутска СОШ № 12
Слайд 2А. И. Куприн
«Чудесный доктор»
Слайд 3 Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно
сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, чернят, благословят
Я. Козловский
Слайд 4 Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное
добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн.
Слайд 5 Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек –
это глубоко вникающий во что-то.
Нам предстоит
- разобраться в содержании прочитанного, понять
авторский замысел;
- оценить поступки героев;
- учиться формулировать и аргументировать свое
мнение;
- развивать устную речь;
- участвовать в коллективном обсуждении
вопросов и проблем;
Слайд 6 “Добрый талант...” Знакомство с писателем.
Перед вами
отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя
Слайд 7 Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?
Доктор,
который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе
Слайд 8Подберите синонимы к слову “чудесный”.
Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный
Задумайтесь, почему
из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?
Слово “чудесный” - производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо - это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа
Слайд 9 Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия
рассказа? Когда оно происходит?
События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей
Слайд 10 Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и
Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении?
Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.
Слайд 11 “... сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку,
которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки...”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам...”
Слайд 14 Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов,
застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.
Слайд 15 Выделение главных эпизодов рассказа (5)
1. Перед окном гастрономического
магазина
2. В подземелье у Мерцаловых
3. Встреча в саду
4. Доктор принес в дом свет и надежду
5.Перемены в жизни семьи Мерцаловых
Слайд 16 Художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых”
Слайд 17Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие”
детали.
Слайд 18«Говорящие» детали
Двор, служивший для всех жильцов естественной
помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова
Слайд 19Как случилось, что семья попала в беду?
Как вы думаете, о чем
говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
“Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?
“В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?
Слайд 20 “Выйдя на улицу, он (Мерцалов) пошел бесцельно вперед...
Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?
Слайд 21 Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь
семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи.
- Что его остановило?
Слайд 22Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного
старика?
Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?
Слайд 23 “Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном
величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”.
Слайд 24Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке”
Почему Мерцалов, вначале
озлобившись, потом открылся незнакомцу?
Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас
Слайд 25Что последовало за этим?
Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять
Мерцалов и доктор уже входили в подвал”.
Слайд 26Почему отчаявшаяся от горя мать
выполняет всё, что велит этот
незнакомый
человек?
Слайд 27Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому
– деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
Слайд 28Выразительное чтение отрывка до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного
снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.
Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?
Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности
Слайд 29Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?
“С тех пор словно благодатный ангел снизошел
в нашу семью”
Слайд 30Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?
Святой
- духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело
чудодейственную силу
Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).
Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.
Слайд 31 Выдающийся хирург Николай Пирогов провел около 10 000
операций, спас жизни сотням раненых во время Крымской, франко-прусской и русско-турецкой войн, создал военно-полевую хирургию, основал Общество Красного Креста, положил начало новой науки – хирургической анатомии. Он первым начал применять эфирный наркоз при оперировании. Последние годы жизни он провел в имении в поселке Вишня, где открыл бесплатную клинику и вел прием больных.
Слайд 32Подводим итоги
1. Что означает слово “милосердие”?
Готовность помочь кому-нибудь из сострадания.
2. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?
“Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него”. (Л.Н. Толстой)
“Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы”. (Е.Л. Шварц)
“Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться”. (И. Гете)
“Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло”. (А.С. Грин)
Слайд 33 Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом
у запертых дверей,
Когда окончен пир, не очутиться.
В. Сергеев
Слайд 34 Не дайте зазябнуть вашим душам!
Верьте в чудеса!
Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.
Слайд 35 Сочинение-рассуждение
1. Можно ли
согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?
2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
3. В какие чудеса следует верить людям?