Презентация, доклад к уроку литературы по рассказу А. И. Куприна Чудесный доктор (6 класс)

Презентация на тему Презентация к уроку литературы по рассказу А. И. Куприна Чудесный доктор (6 класс), предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 35 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Урок литературы в 6 классе по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»Автор презентации – Дубовик Ирина Васильевна,учитель русского
Текст слайда:

Урок литературы в 6 классе по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Автор презентации – Дубовик Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории МБОУ г. Иркутска СОШ № 12


Слайд 2
А. И. Куприн«Чудесный доктор»
Текст слайда:

А. И. Куприн
«Чудесный доктор»


Слайд 3
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И
Текст слайда:

Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, чернят, благословят
Я. Козловский


Слайд 4
Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ
Текст слайда:

Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн.


Слайд 5
Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во что-то.
Текст слайда:

Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во что-то.
Нам предстоит
- разобраться в содержании прочитанного, понять
авторский замысел;
- оценить поступки героев;
- учиться формулировать и аргументировать свое
мнение;
- развивать устную речь;
- участвовать в коллективном обсуждении
вопросов и проблем;


Слайд 6
“Добрый талант...” Знакомство с писателем.    Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И.
Текст слайда:

“Добрый талант...” Знакомство с писателем.

Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя


Слайд 7
Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей
Текст слайда:

Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?

Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе


Слайд 8
Подберите синонимы к слову “чудесный”.  Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепныйЗадумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор
Текст слайда:

Подберите синонимы к слову “чудесный”.

Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный

Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?

Слово “чудесный” - производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо - это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа


Слайд 9
Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?События рассказа происходят
Текст слайда:

Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?

События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей


Слайд 10
Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их
Текст слайда:

Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении?
Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.



Слайд 11
“... сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких,
Текст слайда:

“... сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки...”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам...”


Слайд 14
Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша
Текст слайда:

Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.


Слайд 15
Выделение главных эпизодов рассказа (5) 1. Перед окном гастрономического магазина2. В подземелье у Мерцаловых3. Встреча
Текст слайда:

Выделение главных эпизодов рассказа (5)

1. Перед окном гастрономического магазина
2. В подземелье у Мерцаловых
3. Встреча в саду
4. Доктор принес в дом свет и надежду
5.Перемены в жизни семьи Мерцаловых


Слайд 16
Художественный пересказ эпизода  “В подземелье у Мерцаловых”
Текст слайда:

Художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых”


Слайд 17
Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.
Текст слайда:

Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.


Слайд 18
«Говорящие» детали   Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены;
Текст слайда:

«Говорящие» детали

Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова


Слайд 19
Как случилось, что семья попала в беду?Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину
Текст слайда:

Как случилось, что семья попала в беду?
Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
“Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?
“В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?




Слайд 20
“Выйдя на улицу, он (Мерцалов) пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное
Текст слайда:

“Выйдя на улицу, он (Мерцалов) пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?


Слайд 21
Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются
Текст слайда:

Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи.

- Что его остановило?





Слайд 22
Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним
Текст слайда:

Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?
Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?


Слайд 23
“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с
Текст слайда:

“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”.


Слайд 24
Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке”Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?Никто до этого
Текст слайда:

Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке”
Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?

Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас


Слайд 25
Что последовало за этим?Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в
Текст слайда:

Что последовало за этим?

Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”.


Слайд 26
Почему отчаявшаяся от горя мать выполняет всё, что велит этот незнакомый человек?
Текст слайда:

Почему отчаявшаяся от горя мать
выполняет всё, что велит этот
незнакомый человек?


Слайд 27
Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное”
Текст слайда:

Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?


Слайд 28
Выразительное чтение отрывка до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот,
Текст слайда:

Выразительное чтение отрывка до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.

Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?


Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности


Слайд 29
Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”
Текст слайда:

Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?

“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”


Слайд 30
Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”? Святой - духовно и нравственно чистый, деятельное
Текст слайда:

Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?

Святой - духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело
чудодейственную силу

Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).
Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.


Слайд 31
Выдающийся хирург Николай Пирогов провел около 10 000 операций, спас жизни сотням раненых во
Текст слайда:

Выдающийся хирург Николай Пирогов провел около 10 000 операций, спас жизни сотням раненых во время Крымской, франко-прусской и русско-турецкой войн, создал военно-полевую хирургию, основал Общество Красного Креста, положил начало новой науки – хирургической анатомии. Он первым начал применять эфирный наркоз при оперировании. Последние годы жизни он провел в имении в поселке Вишня, где открыл бесплатную клинику и вел прием больных.


Слайд 32
Подводим итоги 1. Что означает слово “милосердие”?Готовность помочь кому-нибудь из сострадания. 2.  Какие высказывания, по-вашему, созвучны
Текст слайда:

Подводим итоги

1. Что означает слово “милосердие”?
Готовность помочь кому-нибудь из сострадания.

2. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?

“Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него”. (Л.Н. Толстой)

“Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы”. (Е.Л. Шварц)

“Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться”. (И. Гете)

“Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло”. (А.С. Грин)


Слайд 33
Спешите стать терпимей и добрей И отдавать спешите научиться,  Чтобы потом у запертых дверей,  Когда
Текст слайда:

Спешите стать терпимей и добрей И отдавать спешите научиться,  Чтобы потом у запертых дверей,  Когда окончен пир, не очутиться.
В. Сергеев


Слайд 34
Не дайте зазябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!  Помните, что чудо может совершить
Текст слайда:

Не дайте зазябнуть вашим душам!
Верьте в чудеса!
Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.


Слайд 35
Сочинение-рассуждение1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что
Текст слайда:

Сочинение-рассуждение

1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?
2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
3. В какие чудеса следует верить людям?
 


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть