Слайд 1В.М. Шамчикова,
учитель литературы гимназии №7, г. Подольск
Литературные направления
Слайд 2КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый), направление в литературе и искусстве
сложился в 17 в. во Франции.(в России 30-60 годы 18 века)
Слайд 3Основателем поэтики классицизма
считается француз Франсуа Малерб
(1555-1628), проведший реформу
французского
языка и стиха и
разработавший поэтические каноны.
В России классицизм зародился
в XVIII веке, после преобразований Петра I.
Слайд 4Классицизм имеет иерархию жанров:
1. "высокие"
- трагедия(П. Корнель, Ж. Расин, Вольтер)
- ода (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин)
- история,
- мифология
2. "низкие"
- комедия (Мольер, Д. И. Фонвизин)
- сатира (Н. Буало)
- басня(Ж. Лафонтен)
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.
Слайд 5основные признаки классицизма:
Слайд 6Зарубежные представители: Корнель, Мольер
Русские представители: В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин
Слайд 7В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и
естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств - сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму (сентиментализму) ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи "Бури и натиска" (период в истории немецкой литературы (1767-1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, интерес к которым характерен для предромантизма.), представленной именами И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллера (1759-1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.
Слайд 8Сентиментализм (франц. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской
культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.
Доминантой "человеческой природы" сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Слайд 9Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс
Томсон своими поэмами соединёнными под названием "Времена года", содействовал развитию в английской публике сентиментализма.
Слайд 10Первые русские переводы произведений западноевропейских сентименталистов появились сравнительно поздно. "Памела" была
переведена в 1787, "Кларисса Гарло" в 1791-1792, "Грандисон" в 1793-1794;
Выдающимся отражением Сентиментализма в русской литературе являются "Письма русского путешественника" Карамзина (1766-1826) "Бедная Лиза" Карамзина - также прямой продукт влияния западноевропейского сентиментализма. Окончательный удар сентиментализму в русской литературе нанесло возникновение реального романа, представленного сначала Нарежным, потом Гоголем и наглядно показавшего всю условность прежних сентиментальных повестей.
Слайд 12Русские представители: М.М.Херасков, М.Н.Муравьев, Н.М.Карамзин
Зарубежные представители: Л.Стерн, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гете
Основные
жанры:
Лирика - элегия, послание, наставление.
Проза - повесть, роман, путевые заметки, наставления.
направлением в литературе стал романтизм
Романтизм (Romanticism), литературное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах.
Слайд 14Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, "облек
в унылый романтизм и безнадежный эгоизм". Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма. Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
Слайд 15
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А.
Жуковского. В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии.
Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно назвать поэзию М. Ю. Лермонтова, "русского Байрона". Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Слайд 16Герой романтизма - человек с богатым внутренним миром,, печальный, ищущий, благородной
привлекательной внешности, одинокий, судьба его зачастую трагична.
Основные жанры: поэма, элегия, стансы, баллада, послание, песня.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РОМАНТИЗМА
Слайд 17Русские представители: В.А. Жуковский, К.Ф.Рылеев, А.С.Пушкин, М.Лермонтов
Зарубежные представители: Байрон, В.Скотт, Гофман,
Ф.Купер, В.Гюго
Слайд 18Следующим литературным направлением стал реализм.
Реализм (от лат. realis - вещественный) относится
к литературе 19 века. В литературе - правдивое изображение реальной действительности.
Реализм делится на две категории:
первая - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности;
вторая - идеализм - видит назначение искусства в "пополнении действительности", в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.
Слайд 19
Основные жанры:
В прозе - роман, роман-эпопея, повесть, рассказ
В поэзии
- эпическая поэма
Герой реализма - типичный представитель определенного сословья, социальной группы, носитель идеи, но наделенный яркой индивидуальностью, характером.
Слайд 21Русские представители: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Ф.Достоевский и др.
Зарубежные представители: Бальзак, Драйзер,
Лондон и др.
Слайд 22Особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно
не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, но продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей. И эти отношения могут осветить произведение для современников новым светом, могут обогатить его новыми, не замеченными прежде смысловыми гранями, извлечь из его глубины на поверхность такие важные, но еще не сознававшиеся прежними поколениями моменты психологического и нравственного содержания, значение которых впервые и могло быть по-настоящему оценено лишь в условиях доследующей, более зрелой эпохи.