Презентация, доклад к уроку литературы для 10кл. на тему А. С. Пушкин о назначении поэзии и поэта, мотивы смерти и бессмертия в лирике

Содержание

Цели: охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике; развивать умение анализировать лирическое стихотворение.

Слайд 1«Мой жребий пал: я лиру избираю!» (А. С. Пушкин) (А. С. Пушкин

о назначении поэзии и поэта, мотивы смерти и бессмертия в лирике).
«Мой жребий пал: я лиру избираю!» (А. С. Пушкин) (А. С. Пушкин о назначении поэзии и поэта,

Слайд 2Цели: охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни

общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике; развивать умение анализировать лирическое стихотворение.
Цели: охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о

Слайд 3И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой

пробуждал…
А. С. Пушкин
И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал…А. С. Пушкин

Слайд 4А. С. Пушкина интересуют «вечные» вопросы: о смысле жизни и назначении

человека, о смерти и бессмертии, о любви и счастье, о добре и зле. К постижению «вечных» истин поэт идёт через сомнения и заблуждения.

В стихотворении, написанном в 1828 г., поэт пытается осмыслить прожитое:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?..

А. С. Пушкина интересуют «вечные» вопросы: о смысле жизни и назначении человека, о смерти и бессмертии, о

Слайд 5Есть целый цикл стихотворений, в которых поставлены традиционно философские проблемы: «Дар

напрасный, дар случайный…» (1828 г.), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829 г.), «Элегия» (1830 г.), «Пора, мой друг, пора…» (1835 г.), «Вновь я посетил…» (1835 г.), «Вакхическая песня» (1824 г.), «К морю» (1824 г.) и другие.
Есть целый цикл стихотворений, в которых поставлены традиционно философские проблемы: «Дар напрасный, дар случайный…» (1828 г.), «Брожу

Слайд 61. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» – размышление поэта о

скоротечности времени и неизбежности смерти. Поэт приходит к мысли, что жизнь отдельного человека – это только звено в цепи между предками и потомками. Оба конца этой цепи уходят в бесконечность. Мотивы печали и грусти сочетаются в стихотворении с верой в будущее, верой в новую жизнь.
1. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» – размышление поэта о скоротечности времени и неизбежности смерти. Поэт

Слайд 72. «Вновь я посетил…» Стихотворение создано в Михайловском в 1835 г. 25

сентября 1835 г. Пушкин писал Наталье Николаевне из Тригорского: «В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уже в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья… Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею».
Вот впечатления, на основе которых возникло стихотворение «Вновь я посетил…». Поэт вспомнил своё двухлетнее пребывание-изгнание в Михайловском; няню, которой уже не стало…
2. «Вновь я посетил…» Стихотворение создано в Михайловском в 1835 г. 25 сентября 1835 г. Пушкин писал Наталье

Слайд 8Скромная сельская природа стала «могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского

прозрения» Пушкина.
Поэт размышляет о быстротечности жизни, духовной эволюции человека, о преодолении трагедии смерти человеческой памятью, о смене человеческих поколений, всеобщей связи человека и природы… о вечности бытия.
«Вновь я посетил…» – образец философской лирики, выражающей раздумья поэта о коренных вопросах жизни.
Скромная сельская природа стала «могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения» Пушкина.Поэт размышляет о быстротечности жизни,

Слайд 93. Чтение стихотворений (по выбору).
«К другу стихотворцу», «К Н. Я. Плюсковой»,

«Эхо», «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом» и другие.
Еще в юности Пушкин задумывался над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта. Он прекрасно понимал, какая трудная судьба у поэта, но все равно выбрал для себя путь литературного творчества.
Пушкин никогда не писал «хвалебные оды» царям, он стремился служить своей поэзией только свободе. Это оставалось неизменным в течение всей жизни поэта.
В вольнолюбии, в защите прав человека, в народности Пушкин видел величие своего поэтического подвига. Он не просто утешал или радовал людей своим творчеством, а вел читателей за собой, вселял надежды на лучшее.
… и, обходя моря и земли,
глаголом жги сердца людей!
3. Чтение стихотворений (по выбору).«К другу стихотворцу», «К Н. Я. Плюсковой», «Эхо», «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с

Слайд 104. «Пророк» (1826 г.). Это стихотворение – непосредственный отклик Пушкина на

разгром декабристов.

Пророк – 1) провозвестник и истолкователь воли богов; 2) предсказатель будущего.
Шестикрылый серафим – персонаж в христианской мифологии – ангел, изображаемый на иконах шестикрылым.
Перст – палец руки; переносное значение – указание, мистическое предопределение.
Вещий – мудрый.

4. «Пророк» (1826 г.). Это стихотворение – непосредственный отклик Пушкина на разгром декабристов.Пророк – 1) провозвестник и

Слайд 11Зеница – глаз, зрачок.

Горний – находящийся в вышине; переносное значение –

нравственно-возвышенный.

Десница – правая рука.

Глагол – речь, слово.

Празднословие – склонность к праздным, пустым разговорам.
Внемли – форма повелительного наклонения глагола внимать.
Виждь – форма повелительного наклонения глагола видеть.
Влачился – тащился, шел с трудом.
Зеница – глаз, зрачок.Горний – находящийся в вышине; переносное значение – нравственно-возвышенный.Десница – правая рука.Глагол – речь,

Слайд 121) С чего начинается стихотворение? Перечислите действующих лиц.
2) Какое место в

произведении занимают библейские образы? Для чего они нужны Пушкину?

Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии.

1) С чего начинается стихотворение? Перечислите действующих лиц.2) Какое место в произведении занимают библейские образы? Для чего

Слайд 133) Какой вы представляете встречу путника с шестикрылым серафимом?
4) Как в

стихотворении показан процесс превращения человека в пророка?
5) Какие переживания лирического героя выражены в стихотворении? Как вы понимаете слова «духовной жаждою томим»?
3) Какой вы представляете встречу путника с шестикрылым серафимом?4) Как в стихотворении показан процесс превращения человека в

Слайд 14ПОДСКАЗКА. Чувство тревоги, вызванное неудовлетворённостью прежним поэтическим творчеством, «духовной жаждою томим».

Чувство ответственности перед людьми и обществом. Поэт – человек, но в то же время ему дано видеть и понимать то, что простой человек не может понять.
ПОДСКАЗКА. Чувство тревоги, вызванное неудовлетворённостью прежним поэтическим творчеством, «духовной жаждою томим». Чувство ответственности перед людьми и обществом.

Слайд 156) Чем достигается торжественный тон стихотворения?
Интонацией и ритмом.
7) Расскажите

об особенностях лирической речи, о необычной лексике и синтаксисе.

Употребление церковно-славянских слов и выражений. Особая конструкция фраз, фраз-инверсий. Синтаксический параллелизм с многократным повторением союза «и». Употребление «выразительных» глаголов.

6) Чем достигается торжественный тон стихотворения? Интонацией и ритмом. 7) Расскажите об особенностях лирической речи, о необычной

Слайд 168) В чём особенность построения стихотворения? Почему физическому преображению героя посвящена

большая часть стихотворения? Как это, по-вашему, обусловлено идейным смыслом стихотворения?
8) В чём особенность построения стихотворения? Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения? Как это, по-вашему,

Слайд 17Вывод. В минуты вдохновения поэт превращается в пророка, он обладает мудростью,

ему понятны законы жизни. Поэт – носитель подлинной правды, воплощение высшей справедливости.
Вывод. В минуты вдохновения поэт превращается в пророка, он обладает мудростью, ему понятны законы жизни. Поэт –

Слайд 185. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»…(«Памятник», 1936 г.) – стихотворение-итог творческого пути

Пушкина, его поэтическое завещание.
5. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»…(«Памятник», 1936 г.) – стихотворение-итог творческого пути Пушкина, его поэтическое завещание.

Слайд 19Стихотворение близко к одноименному произведению Г. Р. Державина, который в свою

очередь в качестве образца взял оду римского поэта Горация, жившего в I веке до нашей эры.
Стихотворение близко к одноименному произведению Г. Р. Державина, который в свою очередь в качестве образца взял оду

Слайд 201) Почему Пушкин называет свой памятник «нерукотворным» и противопоставляет его Александрийскому

столпу?
2) Какие факты из жизни и творчества поэта можно привести, чтобы доказать правильность эпитета «непокорный»?
3) Почему поэт уверен, что «к нему не зарастет народная тропа»?
4) Почему поэт отвергает суд современников и надеется на признание и понимание потомков?
Ценность своего творчества Пушкин видит в том, что пробуждал своей лирой «чувства добрые», «восславим свободу», «и милость к падшим призывал.

защищал декабристов

1) Почему Пушкин называет свой памятник «нерукотворным» и противопоставляет его Александрийскому столпу?2) Какие факты из жизни и

Слайд 21Выводы по теме. Взгляды Пушкина на задачи поэта и поэзии: поэт

свободен в своем творчестве; он идёт своей дорогой, определённой его высшим призванием. Творчество поэта – это подвиг; поэт независим от служения светской «толпе»; он независим от суждения современников. Поэт должен преданно служить свободе, красоте, истине и добру.
Выводы по теме. Взгляды Пушкина на задачи поэта и поэзии: поэт свободен в своем творчестве; он идёт

Слайд 22Домашнее задание.
Перечитать 1 главу «Евгения Онегина».

Домашнее задание.Перечитать 1 главу «Евгения Онегина».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть