Презентация, доклад к уроку литературы Чехов А. П. Жизнь и творчество (10 класс)

Содержание

Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя… что-нибудь, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно. А.П.Чехов

Слайд 1Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова (1860 – 1904 годы)


Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова (1860 – 1904 годы)

Слайд 2

Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя… что-нибудь, чтобы

жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно.
А.П.Чехов
Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя… что-нибудь, чтобы жизнь не проходила и не уходила

Слайд 3
Л.З.:
1)Расскажите о жизни и творчестве А.П.Чехова.
2) Охарактеризуйте «этический кодекс» писателя.

Л.З.: 1)Расскажите о жизни и творчестве А.П.Чехова.2) Охарактеризуйте «этический кодекс» писателя.

Слайд 4
А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге. Оба деда

– со стороны отца и со стороны матери – были крепостными. Однако деду по отцовской линии удалось выкупить себя и свою семью из крепостной зависимости. Отец Чехова, Павел Егорович, был уже «перечислен в купеческое звание», став купцом III гильдии.
А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге. Оба деда – со стороны отца и со

Слайд 5Домик Чехова. Мемориальная доска.

Домик Чехова. Мемориальная доска.

Слайд 6Детство А.П.Чехова
Лавка Чеховых

Детские годы Чехова были далеко не благопо-лучными.

«Детство отравлено у нас ужасами».
Мальчиком, как и два брата, Антон должен был помогать по хозяйству отцу – сидеть в лавке и бдительно следить за тем, как ведется торговля и пр.
Детство А.П.ЧеховаЛавка Чеховых  Детские годы Чехова были далеко не благопо-лучными. «Детство отравлено у нас ужасами».

Слайд 7
За малейшие провинности Павел Егорович, человек крутой и властный,

собственноручно сёк детей розгами. Это было обычной нормой воспитания для мещанских детей, но не всякий отец был так болезненно вспыльчив, мелочно придирчив и неоправданно жесток.
Чехов до конца жизни не мог простить своему отцу бесчеловечного отношения к детям.
За малейшие провинности Павел Егорович, человек крутой и властный, собственноручно сёк детей розгами. Это было

Слайд 8
Лаской и нежностью смягчала жизнь детей

мать – Евгения Яковлевна.

Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна.

Слайд 9Учёба в гимназии
Но в чеховском детстве были не только

«ужасы».
Семья из поколение в поколение тянулась к просвещению. Уже дед знал грамоту, которой выучился сам, и страстно мечтал сделать своих детей образованными людьми.
Эту традицию продолжил и Павел Егорович, дети которого обучались в классической гимназии.

Чехов – гимназист. 1874 г.

Учёба в гимназии  Но в чеховском детстве были не только «ужасы».    Семья из

Слайд 10 Таганрогский театр времен Чехова
У Антона влечение

к подлинной образованности проявилось рано: он много читал, любил театр, посещал почти все спектакли гастролировавших трупп и сам пробовал свои силы в написании драматических произведений.
Таганрогский театр времен Чехова У Антона

Слайд 11
В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву:

из Таганрога уехали, потому что Павлу Егоровичу грозила долговая яма и продажа всего имущества с молотка.
В Москве бедствовали, жили на грани нищеты. Едва ли не единственным средством существования для Чеховых были литературные заработки Антона.

А.П.Чехов в год окончания гимназии

В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву: из Таганрога уехали, потому что Павлу

Слайд 12
В течение всей жизни А.П.Чехов считал своим долгом

не просто помогать семье, где, помимо престарелых родителей, были ещё два младших брата и сестра, но и всецело обеспечивать её.
В течение всей жизни А.П.Чехов считал своим долгом не просто помогать семье, где, помимо

Слайд 13А.П.Чехов – студент 4 курса. Москва.

В 1879 г. Чехов поступил учиться на медицинский факультет Московского университета. Успешно закончил его с дипломом врача-терапевта и некоторое время занимался частной медицинской практикой. Параллельно овладевал профессией литератора.

А.П.Чехов – студент  4 курса. Москва.      В 1879 г. Чехов поступил

Слайд 14«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное

влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…»

Университетская клиника, где Чехов проходил студенческую практику

«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они

Слайд 15Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало

дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях.
Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью

Слайд 16Первые литературные произведения Чехова представляли собой юмористические рассказы, которые печатались в

развлекательных журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». Серьёзная критика с презрением относилась к таким журналам. Считалось, что это чтение для полуобразованной публики, для людей с пошлыми вкусами.
Тексты Антона иллюстрировал брат Николай.

А.П. Чехов с братом Николаем

Первые литературные произведения Чехова представляли собой юмористические рассказы, которые печатались в развлекательных журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». Серьёзная

Слайд 17«Толстый и тонкий». Илл. Б. Калаушина
«Унтер Пришибеев». Илл. Б. Калаушина
Писателей, сотрудничавших

в таких журналах, тоже было принято считать ненастоящими, предавшими высокий идеал художника-пророка. Неприличными считались и псевдонимы. Чехов стал самым печатаемым и читаемым автором развлекательных журналов.





«Толстый и тонкий». Илл. Б. Калаушина«Унтер Пришибеев». Илл. Б. КалаушинаПисателей, сотрудничавших в таких журналах, тоже было принято

Слайд 18«Этический кодекс» писателя
А.П.Чехов с братом Николаем

Нормой для

А.П.Чехова, которую он утверждал в своих произведениях, являются подлинная культура и подлинное просвещение.
Свой идеал А.П.Чехов продолжал утверждать на протяжении всей своей творческой жизни. В письме к брату Николаю, написанном в 1880-е г.г., он перечисляет условия, которыми должны удовлетворять «воспитанные люди».
«Этический кодекс» писателяА.П.Чехов с братом Николаем    Нормой для А.П.Чехова, которую он утверждал в своих

Слайд 19

«Они

уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… Они уважают чужую собственность… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Они не лгут даже в пустяках. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Если они имеют в себе талант, то уважают его… Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу… Таковы воспитанные».
«Они уважают человеческую личность, а потому всегда

Слайд 20
Другим важнейшим идеалом писателя было чувство собственного

достоинства, или, по Чехову, «чувство личной свободы» в человеке, т.е. стремление быть независимой личностью:
- независимым в поведении: требовать к себе уважения, никогда ни перед кем не унижаться, не быть ничьим рабом;
- независимым в мысли: иметь обо всём своё, основанное на личном опыте суждение, не повторять чужих мыслей и мнений.
А.П.Чехов спорит с традицией обязательного сочувствия «маленькому человеку», как это было у А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. «Маленький человек» Чехова – это духовный раб, рабство пропитало всё его существо, стало его второй натурой, и он уже совершенно не способен избавиться от этого недуга.
Другим важнейшим идеалом писателя было чувство собственного достоинства, или, по Чехову, «чувство личной

Слайд 21 К середине 80-х г.г. писатель стал ощущать,

что рамки юмористической прессы ему тесны. Он начинает сотрудничество с газетой «Новое время», подписывая свои произведения настоящей фамилией. Сам Чехов обозначил новый период творчества как «переход в область серьёза», т.е. начал писать на серьёзные темы.
В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы».

К середине 80-х г.г. писатель стал ощущать, что рамки юмористической прессы ему тесны.

Слайд 22 А.П. Чехов все более утверждается в том, что

«осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». Подвижники нужны как солнце, говорит А.П. Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели…
А.П. Чехов все более утверждается в том, что «осмысленная жизнь без определенного мировоззрения –

Слайд 23А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин


Осенью

1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный».

А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин     Осенью 1889 года  А.П. Чехов начинает

Слайд 24 Почти 4500 верст на лошадях, сквозь

холода, весеннюю распутицу… С дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»

Карта поездок А.П. Чехова

Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С дороги Антон

Слайд 25Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном

устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие.

Заковка в кандалы арестантов на Сахалине, 80-е годы

Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и

Слайд 26 Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй,

самого трагического чеховского произведения – повести «Палата № 6». «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6», - так передал свое впечатление от повести В.И. Ленин.

«Палата № 6». Илл. А. Ванециана

Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения – повести

Слайд 27 90-е годы были временем расцвета творчества

писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.

«Ионыч». Илл. Т. Шишмаревой

«Человек в футляре». Илл. Кукрыниксов

90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные

Слайд 28 В 1892 г. Чехов покупает небольшую

усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. Здесь за два года он принял более 1500 больных, при этом «нашёл удобным отказаться от вознаграждения, какое получают участковые врачи».

Школа, построенная Чеховым в Мелихове. 1898 г.

В 1892 г. Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть

Слайд 29В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы.

Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года.

На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики», где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий, связанных с реформой 1861 года.

Илл. Т. Шишмаревой

Илл. И. Ивашинцевой

В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17

Слайд 30Илл. Кукрыниксов.
В 1899 г. в печати появился новый рассказ Чехова –

«Дама с собачкой». Под впечатлением от прочитанного М.Горький писал А.П.Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»
Илл. Кукрыниксов.В 1899 г. в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой». Под впечатлением от

Слайд 31
Знакомство А.П.Чехова с крестьянской жизнью

и жизнью интеллигенции, которая пытается помочь народу справиться с его бедами, отразилось в его произведениях:
повесть «Моя жизнь»,
повесть «В овраге»,
рассказ «Дом с мезонином»,
«маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».


Знакомство А.П.Чехова с крестьянской жизнью и жизнью интеллигенции, которая пытается помочь

Слайд 32Огромное значение для Чехова – драматурга имело его знакомство с деятелями

Московского Художественного театра.
Огромное значение для Чехова – драматурга имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра.

Слайд 33
Первое место в репертуаре театра заняли чеховские пьесы:
«Чайка»,
Дядя

Ваня»,
«Три сестры»,
«Вишнёвый сад.

Первое место в репертуаре театра заняли чеховские пьесы:«Чайка»,Дядя Ваня»,«Три сестры»,«Вишнёвый сад.

Слайд 34 19 ноября 1887 года в Москве состоялась

премьера пьесы А.П. Чехова «Иванов».
«Я лелеял дерзкую мечту суммировать все то, что доселе писалось о ноющих и тоскующих людях…» - так объяснял свой замысел автор.
19 ноября 1887 года в Москве состоялась премьера пьесы А.П. Чехова «Иванов».

Слайд 35 В герое пьесы многие русские интеллигенты увидели, узнали

себя. Прежде деятельный, увлеченный служению обществу, Иванов постепенно растерял свои душевные силы, надломился, остался без цели.

Стоят: А.П. Чехов, В.Н. Давыдов (первый исполнитель роли Иванова).
Сидят: А.С. Суворин, П.М. Свободин

В герое пьесы многие русские интеллигенты увидели, узнали себя. Прежде деятельный, увлеченный служению обществу,

Слайд 36 Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие»,

та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии – ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу.

Афиши чеховских пьес в МХТ

Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная жизнь героев, когда

Слайд 37 В конце 90-х г.г. А.П.Чехов познакомился с

актрисой театра Ольгой Леонардовной Книппер.
«…9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь не забытый день.
…Трудно говорить словами о том большом волнении, которое охватило меня и всех нас при первой встрече с любимым писателем, имя которого мы привыкли произносить с благоговением», - вспоминала О.Л. Книппер.
В 1901 г. они поженились.

А.П. Чехов и О.Л. Книппер

В конце 90-х г.г. А.П.Чехов познакомился с актрисой театра Ольгой Леонардовной Книппер.

Слайд 38Но жить вместе им почти не удавалось: писатель - в Ялте,

куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья, жена – в Москве, где продолжала служить в театре.

Дом Чехова в Ялте

Но жить вместе им почти не удавалось: писатель - в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого

Слайд 39 В это время в Крыму, недалеко

от Ялты, жил Л.Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов русской литературы. «Чехов – это Пушкин в прозе, - говорил Лев Николаевич. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова».
В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н. Толстой. Чехов

Слайд 40Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым

«самым ценным подарком судьбы».
Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым «самым ценным подарком судьбы».

Слайд 41 Весной 1897 года у А.П. Чехова

началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье.
В больнице Чехова посетил Л.Н. Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии».

А.П. Чехов по возвращении из клиники

Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно

Слайд 42 Умер А.П.Чехов в 1904 г.

в курортном городе Баденвейлере, куда его перевезли в надежде хоть немного продлить уже угасавшую жизнь.
Похоронен писатель в Москве на Новодевичьем кладбище.
Умер А.П.Чехов   в 1904 г. в курортном городе Баденвейлере, куда его

Слайд 43Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова.

Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова.

Слайд 44
Л.З.:
1)Расскажите о жизни и творчестве А.П.Чехова.
2) Охарактеризуйте «этический кодекс» писателя.

Л.З.:1)Расскажите о жизни и творчестве А.П.Чехова.2) Охарактеризуйте «этический кодекс» писателя.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть