Слайд 1Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова (1860 – 1904 годы)
Слайд 2
Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя… что-нибудь, чтобы
жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно.
А.П.Чехов
Слайд 3
Л.З.:
1)Расскажите о жизни и творчестве А.П.Чехова.
2) Охарактеризуйте «этический кодекс» писателя.
Слайд 4
А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге. Оба деда
– со стороны отца и со стороны матери – были крепостными. Однако деду по отцовской линии удалось выкупить себя и свою семью из крепостной зависимости. Отец Чехова, Павел Егорович, был уже «перечислен в купеческое звание», став купцом III гильдии.
Слайд 5Домик Чехова. Мемориальная доска.
Слайд 6Детство А.П.Чехова
Лавка Чеховых
Детские годы Чехова были далеко не благопо-лучными.
«Детство отравлено у нас ужасами».
Мальчиком, как и два брата, Антон должен был помогать по хозяйству отцу – сидеть в лавке и бдительно следить за тем, как ведется торговля и пр.
Слайд 7
За малейшие провинности Павел Егорович, человек крутой и властный,
собственноручно сёк детей розгами. Это было обычной нормой воспитания для мещанских детей, но не всякий отец был так болезненно вспыльчив, мелочно придирчив и неоправданно жесток.
Чехов до конца жизни не мог простить своему отцу бесчеловечного отношения к детям.
Слайд 8
Лаской и нежностью смягчала жизнь детей
мать – Евгения Яковлевна.
Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Слайд 9Учёба в гимназии
Но в чеховском детстве были не только
«ужасы».
Семья из поколение в поколение тянулась к просвещению. Уже дед знал грамоту, которой выучился сам, и страстно мечтал сделать своих детей образованными людьми.
Эту традицию продолжил и Павел Егорович, дети которого обучались в классической гимназии.
Чехов – гимназист. 1874 г.
Слайд 10
Таганрогский театр времен Чехова
У Антона влечение
к подлинной образованности проявилось рано: он много читал, любил театр, посещал почти все спектакли гастролировавших трупп и сам пробовал свои силы в написании драматических произведений.
Слайд 11
В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву:
из Таганрога уехали, потому что Павлу Егоровичу грозила долговая яма и продажа всего имущества с молотка.
В Москве бедствовали, жили на грани нищеты. Едва ли не единственным средством существования для Чеховых были литературные заработки Антона.
А.П.Чехов в год окончания гимназии
Слайд 12
В течение всей жизни А.П.Чехов считал своим долгом
не просто помогать семье, где, помимо престарелых родителей, были ещё два младших брата и сестра, но и всецело обеспечивать её.
Слайд 13А.П.Чехов – студент
4 курса. Москва.
В 1879 г. Чехов поступил учиться на медицинский факультет Московского университета. Успешно закончил его с дипломом врача-терапевта и некоторое время занимался частной медицинской практикой. Параллельно овладевал профессией литератора.
Слайд 14«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное
влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…»
Университетская клиника, где Чехов проходил студенческую практику
Слайд 15Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало
дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях.
Слайд 16Первые литературные произведения Чехова представляли собой юмористические рассказы, которые печатались в
развлекательных журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». Серьёзная критика с презрением относилась к таким журналам. Считалось, что это чтение для полуобразованной публики, для людей с пошлыми вкусами.
Тексты Антона иллюстрировал брат Николай.
А.П. Чехов с братом Николаем
Слайд 17«Толстый и тонкий». Илл. Б. Калаушина
«Унтер Пришибеев». Илл. Б. Калаушина
Писателей, сотрудничавших
в таких журналах, тоже было принято считать ненастоящими, предавшими высокий идеал художника-пророка. Неприличными считались и псевдонимы. Чехов стал самым печатаемым и читаемым автором развлекательных журналов.
Слайд 18«Этический кодекс» писателя
А.П.Чехов с братом Николаем
Нормой для
А.П.Чехова, которую он утверждал в своих произведениях, являются подлинная культура и подлинное просвещение.
Свой идеал А.П.Чехов продолжал утверждать на протяжении всей своей творческой жизни. В письме к брату Николаю, написанном в 1880-е г.г., он перечисляет условия, которыми должны удовлетворять «воспитанные люди».
уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… Они уважают чужую собственность… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Они не лгут даже в пустяках. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Если они имеют в себе талант, то уважают его… Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу… Таковы воспитанные».
Слайд 20
Другим важнейшим идеалом писателя было чувство собственного
достоинства, или, по Чехову, «чувство личной свободы» в человеке, т.е. стремление быть независимой личностью:
- независимым в поведении: требовать к себе уважения, никогда ни перед кем не унижаться, не быть ничьим рабом;
- независимым в мысли: иметь обо всём своё, основанное на личном опыте суждение, не повторять чужих мыслей и мнений.
А.П.Чехов спорит с традицией обязательного сочувствия «маленькому человеку», как это было у А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. «Маленький человек» Чехова – это духовный раб, рабство пропитало всё его существо, стало его второй натурой, и он уже совершенно не способен избавиться от этого недуга.
Слайд 21 К середине 80-х г.г. писатель стал ощущать,
что рамки юмористической прессы ему тесны. Он начинает сотрудничество с газетой «Новое время», подписывая свои произведения настоящей фамилией. Сам Чехов обозначил новый период творчества как «переход в область серьёза», т.е. начал писать на серьёзные темы.
В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы».
Слайд 22 А.П. Чехов все более утверждается в том, что
«осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». Подвижники нужны как солнце, говорит А.П. Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели…
Слайд 23А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин
Осенью
1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный».
Слайд 24 Почти 4500 верст на лошадях, сквозь
холода, весеннюю распутицу… С дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»
Карта поездок А.П. Чехова
Слайд 25Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном
устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие.
Заковка в кандалы арестантов на Сахалине, 80-е годы
Слайд 26 Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй,
самого трагического чеховского произведения – повести «Палата № 6». «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6», - так передал свое впечатление от повести В.И. Ленин.
«Палата № 6». Илл. А. Ванециана
Слайд 27 90-е годы были временем расцвета творчества
писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.
«Ионыч». Илл. Т. Шишмаревой
«Человек в футляре». Илл. Кукрыниксов
Слайд 28 В 1892 г. Чехов покупает небольшую
усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. Здесь за два года он принял более 1500 больных, при этом «нашёл удобным отказаться от вознаграждения, какое получают участковые врачи».
Школа, построенная Чеховым в Мелихове. 1898 г.
Слайд 29В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы.
Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года.
На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики», где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий, связанных с реформой 1861 года.
Илл. Т. Шишмаревой
Илл. И. Ивашинцевой
Слайд 30Илл. Кукрыниксов.
В 1899 г. в печати появился новый рассказ Чехова –
«Дама с собачкой». Под впечатлением от прочитанного М.Горький писал А.П.Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»
Слайд 31
Знакомство А.П.Чехова с крестьянской жизнью
и жизнью интеллигенции, которая пытается помочь народу справиться с его бедами, отразилось в его произведениях:
повесть «Моя жизнь»,
повесть «В овраге»,
рассказ «Дом с мезонином»,
«маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Слайд 32Огромное значение для Чехова – драматурга имело его знакомство с деятелями
Московского Художественного театра.
Слайд 33
Первое место в репертуаре театра заняли чеховские пьесы:
«Чайка»,
Дядя
Ваня»,
«Три сестры»,
«Вишнёвый сад.
Слайд 34 19 ноября 1887 года в Москве состоялась
премьера пьесы А.П. Чехова «Иванов».
«Я лелеял дерзкую мечту суммировать все то, что доселе писалось о ноющих и тоскующих людях…» - так объяснял свой замысел автор.
Слайд 35 В герое пьесы многие русские интеллигенты увидели, узнали
себя. Прежде деятельный, увлеченный служению обществу, Иванов постепенно растерял свои душевные силы, надломился, остался без цели.
Стоят: А.П. Чехов, В.Н. Давыдов (первый исполнитель роли Иванова).
Сидят: А.С. Суворин, П.М. Свободин
Слайд 36 Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие»,
та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии – ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу.
Афиши чеховских пьес в МХТ
Слайд 37 В конце 90-х г.г. А.П.Чехов познакомился с
актрисой театра Ольгой Леонардовной Книппер.
«…9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь не забытый день.
…Трудно говорить словами о том большом волнении, которое охватило меня и всех нас при первой встрече с любимым писателем, имя которого мы привыкли произносить с благоговением», - вспоминала О.Л. Книппер.
В 1901 г. они поженились.
А.П. Чехов и О.Л. Книппер
Слайд 38Но жить вместе им почти не удавалось: писатель - в Ялте,
куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья, жена – в Москве, где продолжала служить в театре.
Дом Чехова в Ялте
Слайд 39 В это время в Крыму, недалеко
от Ялты, жил Л.Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов русской литературы. «Чехов – это Пушкин в прозе, - говорил Лев Николаевич. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова».
Слайд 40Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым
«самым ценным подарком судьбы».
Слайд 41 Весной 1897 года у А.П. Чехова
началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье.
В больнице Чехова посетил Л.Н. Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии».
А.П. Чехов по возвращении из клиники
Слайд 42 Умер А.П.Чехов в 1904 г.
в курортном городе Баденвейлере, куда его перевезли в надежде хоть немного продлить уже угасавшую жизнь.
Похоронен писатель в Москве на Новодевичьем кладбище.
Слайд 43Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова.
Слайд 44
Л.З.:
1)Расскажите о жизни и творчестве А.П.Чехова.
2) Охарактеризуйте «этический кодекс» писателя.