Слайд 1Презентация к сочинению «Тема памяти в повести В. Распутина «Прощание с
Матёрой»: литературный аргумент (легенда о манкурте (роман Ч.Айтматова «Буранный полустанок»
(«И дольше века длится день»)
Составил учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 70 г.Томска
Грищенко Е.В.
Слайд 2Содержание
Структура сочинения
Структура аргумента
Слово о писателе
Слово о романе
Сюжет легенды о манкурте
Фрагмент легенды
о манкурте
Выводы: кто такой манкурт?
Практическое задание
Иллюстрации
Слайд 5Чингиз Айтматов
(1928-2008)
советский, киргизский и русский писатель; дипломат.
Народный писатель Киргизской ССР (1968), Герой Киргизской
Республики (1997), академик АН Киргизской ССР (1974), Герой Социалистическогго труда (1978); лауреат Ленинской (1963) и трёх Государственных премий(1968, 1977, 1983).
Произведения:
Повесть «Пегий пёс , бегущий краем моря» 1977
Роман «Буранный полустанок»
(«И дольше века длится день») 1980
Роман «Плаха» 1986
и т.д.
Слайд 6«И дольше века длится день»
— первый роман Чингиза Айтматова. Опубликован в 1980
году в журнале «Новый мир». Позже издавался под названием «Буранный полустанок». В 1990 году в журнале «Знамя» вышла «повесть к роману» «Белое облако Чингисхана», впоследствии вошедшая в состав романа.
Прообразом Буранного полустанка является железнодорожная станция Торетам около космодрома Байконур, названная в честь похороненного вблизи неё (на окраине современного города Байконур) шейха Торе-Баба, представителя рода торе (потомки чингизидов).В название романа вынесена строка стихотворения Бориса Пастернака 1959 года «Единственные дни».Рассказ о манкуртах имеет важное значение для всего романа.
К ним относится семья Тансыкбаевых, которые желанием выделиться нарушили все человеческие нормы и мораль. Для того, чтобы узнать о судьбе Абуталипа, Буранный Едигей едет в Алма-Ату, где через русского учёного находит хоть какую-то правду — именно человечность является главным в романе, не родство и национальные признаки.
Слайд 7Сюжет легенды о манкурте
Полный текст
Согласно Айтматову, предназначенному в рабство пленнику обривали голову и надевали на неё шири — кусок шкуры с выйной (шейной) части только что убитого верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и надевали на шею колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли, и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шири съёживалась, сдавливая голову, волосы врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой.
Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных.
В романе рассказывается о том, как молодого кочевника Жоламана, сына Доненбая, попавшего в плен к жуньжуанам, сделали манкуртом. Его мать Найман-Ана долго искала сына, но, когда она нашла его, он её не узнал. Более того, он убил её по приказу своих хозяев.
Слайд 8
«Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени,
не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного „Я“, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах.
Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде.
Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…»
Слайд 9Выводы: кто такой манкурт?
Манку́рт -
В прямом значении:
взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание,
полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни.
В переносном смысле:
человек, потерявший связь со своими историческими, национальными корнями, забывший его о своём родстве или наоборот, человека помнящий о таком родстве, но ненавидящий свой собственный народ.
Слайд 10Практическое задание:
Составьте аргумент к тезису :
«Человек без памяти-уже не человек»
по следующей
схеме