Презентация, доклад к открытому уроку по литературе на тему:Современная литературная ситуация в произведениях постмодернизма.

Содержание

«Продвинутая лекция»Сделать лекцию интересной не только по содержанию, но и по методам подачи информации и организации деятельности обучающихся позволяет технология критического мышления и одна из её форм - эффективная лекция, или ,как назвали её американские авторы

Слайд 1«Продвинутая лекция» на уроках литературы и русского языка
Из опыта работы преподавателя

Подоляк М.П.
«Продвинутая лекция» на уроках литературы и русского языкаИз опыта работы преподавателя Подоляк М.П.

Слайд 2«Продвинутая лекция»
Сделать лекцию интересной не только по содержанию, но и по

методам подачи информации и организации деятельности обучающихся позволяет технология критического мышления и одна из её форм - эффективная лекция, или ,как назвали её американские авторы Р.Джонсон. Д.Джонсон и Дж. Смит, – «продвинутая лекция».

«Продвинутая лекция»Сделать лекцию интересной не только по содержанию, но и по методам подачи информации и организации деятельности

Слайд 3 Активная учебная модель
Суть предлагаемой формы состоит в особой организации

лекции с применением активной учебной модели: 
вызов-осмысление-рефлексия. Преподаватель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать обучающихся к активному слушанию и критическому мышлению.

Активная учебная модельСуть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели: вызов-осмысление-рефлексия.

Слайд 4 Метод подачи информации
Материал лекции делится на смысловые единицы, передача

каждой из них строится в технологическом цикле:
вызов – осмысление содержания – рефлексия.
Для организации деятельности используется приём «бортовой журнал».

Метод подачи информацииМатериал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом

Слайд 5 «Бортовой журнал».

«Бортовой журнал».

Слайд 6 Стадия вызова
Стадия вызова по каждой

смысловой единице осуществляется уже известными методами: выявление известной информации, её систематизация, ответы на вопросы, ключевые слова и т. д. Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть «бортового журнала» (составляется список информации).
Стадия вызоваСтадия вызова по каждой смысловой единице осуществляется уже известными методами:

Слайд 7 Осмысление содержания
На смысловой стадии работа может быть организована так:

в ходе лекции один из партнёров работает со списком информации в графе «Предположения», ставит знаки «+» или « -» в зависимости от правильности предположений;
другой записывает только новую информацию.
Студенты работают индивидуально.
Осмысление содержанияНа смысловой стадии работа может быть организована так: в ходе лекции один из партнёров

Слайд 8 Стадия рефлексии
На стадии рефлексии идёт предварительное подведение

итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации. Её запись и подготовка к обсуждению в классе. (Обобщение. Что мы теперь знаем по данной теме.)
Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнёр ведёт записи в обеих частях самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста.
Стадия рефлексииНа стадии рефлексии идёт предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала»,

Слайд 9 Итоговая рефлексия
Очень важной является итоговая рефлексия (окончательное

подведение итогов), так как она может стать выходом на новое исследование: анализ, эссе, кластер, синквейн, исследование…

Итоговая рефлексияОчень важной является итоговая рефлексия (окончательное подведение итогов), так как она может

Слайд 10Применение «продвинутой лекции» на уроке литературы
Тема: Современная литературная

ситуация в произведениях постмодернизма. Творчество Л.С.Петрушевской.
Цель1: Проанализировать ситуацию ,представленную в рассказе Л.С.Петрушевской «Свой круг», глазами Алёши- сына героини.
Цель2: Воспитывать сострадание к людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; попытаться понять героиню и попробовать оценить поступок героини с точки зрения Алёши-сына героини.
Цель 3: Развивать критическое мышление: высказывать свою позицию, обосновывать свою точку зрения, приводить примеры, подтверждающие свою правоты или неправоту героини.
3адача: Ответить на предложенные вопросы и обосновать свою позицию.

Применение «продвинутой лекции» на уроке литературы   Тема: Современная литературная ситуация в произведениях постмодернизма. Творчество Л.С.Петрушевской.Цель1:

Слайд 11Стадия вызова
1. Презентация о жизни и творчестве Л.С.Петрушевской (может быть подготовлена

студентами)
2.Экспресс-опрос.
Что мы знаем о Л. С. Петрушевской и её творчестве?(список информации)
- Перечислите, что пришлось пережить Л. Петрушевской в жизни.
-Каков мир в рассказах Петрушевской? Как он устроен? Что и кто в нём правит?
-Как вы понимаете её высказывание: «Новелла предполагает печаль, сказка -свет»?  
-Каково её представление о жизни?

Стадия вызова1. Презентация о жизни и творчестве Л.С.Петрушевской (может быть подготовлена студентами)2.Экспресс-опрос.Что мы знаем о Л. С.

Слайд 12«Бортовой журнал»

«Бортовой журнал»

Слайд 13Лекция преподавателя или сообщение подготовленного студента
Петрушевской тесно в рамках традиционного рассказа

или новеллы, и она пишет «Монологи» «Истории» и изобретает особые жанры реквиема и настоящей сказки, «случаи»…
Мир Петрушевской – это мир болезненный и угрюмый, крайне редко, почти никогда не приукрашенный благородными чувствами и душевными порывами. Герои ее попадают в такие ситуации, когда не на кого положиться и надеяться не на что. А разве в жизни так не бывает?
У Петрушевской жизнь лишена простоты, уюта. Жизнь героев - это круг, по которому можно идти до бесконечности. В каких рассказах эта тема звучит наиболее ярко? Как тема отражена в названии произведений? («Свой круг», «Дочь Ксении», «Бессмертная любовь»).
В этих произведениях развивается тема «вечного движения по кругу», тема бессмысленности и жестокости жизни «маленьких людей», в которой все, кажется, вместе, но при этом невероятно одиноки.
  Проза Петрушевской похожи на чеховскую и тематически, и с точки зрения жанровых пристрастий ,отсутствием ярко выраженного отношения автора к персонажам, и отказом судить героев, и особым лиризмом. В одном из интервью Петрушевская сказала, что литература не прокуратура и что писатель не судья, а скорее сам подсудимый… Для читателей Петрушевской «факт не так важен», «как важно поразмышлять. Побеседовать с собой. Примерить ситуацию на себя. Что-то решить».

Лекция преподавателя или сообщение подготовленного студентаПетрушевской тесно в рамках традиционного рассказа или новеллы, и она пишет «Монологи»

Слайд 14«Бортовой журнал»

«Бортовой журнал»

Слайд 15Стадия осмысления
1.Прочитать краткое содержание рассказа «Свой круг» (текст рассказа на каждом

столе)
2. Ответить на предложенные вопросы
3. Обсуждение ответов с обоснованием.

Стадия осмысления1.Прочитать краткое содержание рассказа «Свой круг» (текст рассказа на каждом столе)2. Ответить на предложенные вопросы3. Обсуждение

Слайд 16Стадия осмысления
Кратко передать суть содержания рассказа «Свой круг».(предложено студентам)

На Пасху героиня приглашает «свой круг» в гости. Она смертельно больна, но никому не говорит об этом. В первую после смерти родителей Пасху героиня везет 8-летнего сына на кладбище к бабушке и дедушке, без объяснений показывая мальчику, что ему надо будет делать после её смерти. До прихода гостей она отправляет Алешку одного на дачный участок. Героиня мимоходом сообщает, что собирается отдать сына в детдом, чем вызывает общее возмущение. Собравшись наконец уходить, гости обнаруживают на лестнице под дверью Алешу. На глазах всей компании героиня бросается к сыну и с диким криком до крови бьет его по лицу. Ее расчет оказывается верным: люди «своего круга», которые могли бы спокойно разрезать друг друга на части, не выносили вида детской крови. Возмущенный Коля(бывший муж, который презирал своего больного и слабого сына) забирает сына, все хлопочут над мальчиком. Глядя им вслед из окна, героиня думает о том, что после её смерти всей этой «сентиментальной» компании неловко будет не позаботиться об её осиротевшем ребенке и он не пойдет по интернатам. Ей удалось устроить его судьбу, отправив ребёнка без ключа на дачный участок. Мальчику пришлось вернуться, а роль матери-изверга она разыграла точно. Навсегда расставаясь с сыном, героиня надеется, что он придет к ней на кладбище на Пасху и простит за то, что она ударила его по лицу вместо благословения. Другого выхода устроить судьбу своего сына она не видела…

Стадия осмысленияКратко передать суть содержания рассказа «Свой круг».(предложено студентам)   На Пасху героиня приглашает «свой круг»

Слайд 17
Стадия рефлексии
Аналитическая беседа по вопросам.
Что мы можем рассказать о жизни главной

героини?
Докажите, что эта женщина честный человек, не может жить ложными ценностями, поэтому она в этом круге «сбоку припёка».
Как очень умная, здравомыслящая , оказавшаяся в непростой жизненной ситуации, когда не знаешь, что делать и кто виноват, женщина нашла единственно верный выход?Какой ценой?

Стадия рефлексииАналитическая беседа по вопросам.Что мы можем рассказать о жизни главной героини?Докажите, что эта женщина

Слайд 18Итоговая рефлексия
Сочинение-эссе по вопросам:
-Каково ваше отношение к поступку героини?
-Как оценить поступок

матери с точки зрения сына Алёши?
Составим кластер, в котором отобразим то, что мы чувствуем, что видим, что слышим, когда произносим слово “мама”.
Возникает проблемная ситуация. Как её разрешить?

Итоговая рефлексияСочинение-эссе по вопросам:-Каково ваше отношение к поступку героини?-Как оценить поступок матери с точки зрения сына Алёши?

Слайд 19Варианты ответов студентов
Я бы так не смогла: слишком сильной надо быть,

чтобы пожертвовать добрым именем матери ради того ,чтобы устроить судьбу своего ребёнка. А если Алёша никогда не поймёт и не простит свою мать?
Я бы так не смогла: это очень жестоко по отношению к ребёнку –разбить ему лицо, отнять у него любовь к матери для того , чтобы устроить его судьбу. Вряд ли Алёша когда-нибудь поймёт и простит свою мать.
Я бы попробовала найти какой-то другой выход… как-то предупредить Алёшу, что весь этот спектакль разыгран ради его блага.
Я полностью поддерживаю героиню- у неё не было другого выбора. Она думала не о себе, а о том ,чтобы устроить судьбу своего сына. И, может быть, когда-нибудь он поймёт свою мать и простит её…
Варианты ответов студентовЯ бы так не смогла: слишком сильной надо быть, чтобы пожертвовать добрым именем матери ради

Слайд 20Кластер к слову «мама»
любовь
ласка
нежность
помощь
добро
радость
тепло
защита
надёжность
самоотверженность
понимание
А в данном эпизоде какое

качество матери стало определяющим?
жертвенность…

Кластер к слову «мама»любовьласканежность	помощь 	 	доброрадость теплозащитанадёжностьсамоотверженностьпониманиеА в данном эпизоде какое качество матери стало определяющим?жертвенность…

Слайд 21 Возникает проблемная ситуация. Как её разрешить?
? ? ?..

Возникает проблемная ситуация. Как её разрешить? ? ? ?..

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть