Презентация, доклад к литературной гостиной. Приморские писатели.Незнакомые имена. Часть 2

Содержание

ВЕЩУНОВ Владимир Николаевич родился 02.03. 1945 г. в п. Восемь Молотовобатского района Сталинобадской области (Таджикистан). Окончил на Урале художественное училище и педагогический институт. С 19?? года живет во Владивостоке. Вот видение жизни его глазами: 

Слайд 1Приморские писатели. Незнакомые имена. Часть 2
Автор проекта : Преподаватель русского языка и

литературы Октябрьского филиала
КГБ ПОУ « УАПК» Копылова Н.А.,
сентябрь 2019 г.

Приморские писатели. Незнакомые имена. Часть 2Автор проекта : Преподаватель русского языка и литературы Октябрьского филиала КГБ ПОУ

Слайд 2ВЕЩУНОВ Владимир Николаевич 
родился 02.03. 1945 г. в п. Восемь Молотовобатского района

Сталинобадской области (Таджикистан). 
Окончил на Урале художественное училище и педагогический институт. С 19?? года живет во Владивостоке. Вот видение жизни его глазами: 
ВЕЩУНОВ Владимир Николаевич родился 02.03. 1945 г. в п. Восемь Молотовобатского района Сталинобадской области (Таджикистан). Окончил на Урале художественное

Слайд 3Автобиографический очерк. 
«Приполярье. Устьобские урманы. Раскулаченная Сибирь. Ссылка. Здесь гибнет на лесоповале

мой дедушка Финадей Николаев. Отсюда с двумя малолетними детками бежит моя мать Пелагея Анфиногеновна. Раскидало времечко с помощью лихих правителей крепь сибирскую, крестьянскую — Николаевых — на все четыре стороны. 1946 год. Средняя Азия. Ссылка. Не Азия — Европа. Расказаченные Дон-Кубань, раскулаченные Урал-Сибирь, «враги народа» отовсюду: болгары, поляки... Таджикский соловей Мирзо Турсун-заде вручает ударнице хлопковых полей Пелагее Вещуновой обрез мануфактуры. В это время ее годовалыйсынишка Вовка от расказаченного донца, привязанный к коечной ножке, путается в постромках.


Автобиографический очерк. «Приполярье. Устьобские урманы. Раскулаченная Сибирь. Ссылка. Здесь гибнет на лесоповале мой дедушка Финадей Николаев. Отсюда с

Слайд 41948 год. Сибирь. Прародина. Деревня Селезневе. Бабушка Лампея, истая староверка-двоеданка, денно

и нощно молится за бесталанную дочь свою, за внуков.
Бродячий дух забрасывает папаню моего на Урал, в Нижний Тагил. Дробит время и километры «пятьсот веселый» — лихой послевоенный поезд-хлев. Рвется к муженьку матушка моя — но его и след простыл. Мы с мамой в чужом городе, где все в дыму от заводских труб. Замотанная ссылкой, погоней за мужем, неграмотная, мать устраивается в общежитие-барак «техничкой-кубовщицей». Жилье — угол в бараке, отгороженный толем. Бывшие зэки, полицаи, военнопленные, прошедшие ад фашистских концлагерей, вятская вербота. поволжские немцы... Безотцовщина, сын барака, я в пять лет колол деревянные гвоздочки, сучил дратву и подшивал валеночки. Сейчас поди и не сумею так-то.
1948 год. Сибирь. Прародина. Деревня Селезневе. Бабушка Лампея, истая староверка-двоеданка, денно и нощно молится за бесталанную дочь

Слайд 5Тяжкое, полуголодное время. В бараках было все: и блатная грязь, и

ежевечерняя поножовщина... Но барачной доброты мне хватило на всю жизнь. Немцы братья Мауль водили меня в баню, учили играть в шахматы. Я «шоферил» с вором Мишей Курочкиным, сторожил огороды с полицаем Збинским, мастерил салазки с Володей Терещенко, едва выжившим в Маутхаузене. И песни той непростой, но доброй поры звучат в памяти: «Ах, Самара-городок...». «Хороша страна Болгария, но Россия лучше всех...» И мне непонятно презрительное высокомерие В.П. Астафьева, который называет подобных мне «барачными пащенками».

Тяжкое, полуголодное время. В бараках было все: и блатная грязь, и ежевечерняя поножовщина... Но барачной доброты мне

Слайд 6Сестра Катя учительствовала в Сибири. Муж-лиходей в самогонном угаре сбросил ее

с саней в лютую пургу. Подобрали Катю добрые люди, выходили, но от туберкулеза избавить не смогли. Брат Толя вернулся из армии. Из окраинного барака общежитие переселили в город. Семья теснилась вчетвером в кухоньке, с соседями. Нет худа без добра. Мама отвезла меня в мое Селезневе, к родной сестре Лизуньке, которая звала ее нянькой.

Сестра Катя учительствовала в Сибири. Муж-лиходей в самогонном угаре сбросил ее с саней в лютую пургу. Подобрали

Слайд 7Самые светлые годочки... Кувшинки-балаболки на тихой Алабуге, луговые зайцы-пострелята, ночное, рыбалки

на Гусином озере с дядей Семой; его фронтовое «Бородино» после баньки, с квасом и редькой. Молчалив был дядька: в жизни его было что-то давнее, смутное, но ко мне был добр. И я, не испытавший толком отцовской и материнской ласки (когда ж было бедной матери моей голубить меня: мыла полы, топила титан, за гроши обстирывала общежитников), стал звать тетю Лизу мамой, а дядю Сему — тятей.

Самые светлые годочки... Кувшинки-балаболки на тихой Алабуге, луговые зайцы-пострелята, ночное, рыбалки на Гусином озере с дядей Семой;

Слайд 8Новый 1953 год. На утреннике с выражением читаю я, первышок, стихотворение-поэму

«Юноша прямо стоит на допросе...» Мой первый учитель, фронтовик, Сергей Константинович роняет слезы на мою головенку, берет гармонь — и грянуло «Вставай, страна огромная!..»
С трудом запустил тракторист движок «натика» — и в клубе замелькали кадры фильма «Таня». И сейчас, когда выморочные историки называют Зою Космодемьянскую поджигательницей, мне кажется, что поджигают доброе, светлое детство мое, веру мою в чистоту России. «Повесть о Зое и Шуре», «Четвертая высота», «Дальние страны»... Любовь к Родине... Мы любили ее — светлую, сильную, честную.

Новый 1953 год. На утреннике с выражением читаю я, первышок, стихотворение-поэму «Юноша прямо стоит на допросе...» Мой

Слайд 9Дружно двинулись в поле артели,  Труд кипит от села до села,  Топоры по

лесам зазвенели,  Тишина за курганы ушла...
От этой песни слезы выступают на сердце: Селезневе мое, Россия моя...
Едва сыскали меня в лесу, где хоронился я, чтобы не покидать родное Селезнево. Забрала меня мама. А новые соседи выжили нас, четверых, из кухоньки. Спустились мы в подвал, с Катей — ей уже недолго и жить оставалось, сердешной...


Дружно двинулись в поле артели,  Труд кипит от села до села,  Топоры по лесам зазвенели,  Тишина за

Слайд 10Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь!..»

Праздники приема в пионеры, в комсомол... Воспитанный на «Молодой гвардии», я всегда был неравнодушным комсомольцем. И в художественном училище, и в пединституте. Одной из моих первых публикаций стал рассказ «Воскресник» (ТОК, 1 декабря 1981 г.) на комсомольскую тему.
После окончания института я, жена и ее подруга отправились в отпуск в Приморье — да так и остались в этой благодатной стороне. Учительствовали в Южно-Морском.

Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь!..» Праздники приема в пионеры, в комсомол...

Слайд 11Со стихами пришел в лито «Мастерская». Не показался, хотя некоторые стихи

хвалил М. Асламов. Первая публикация, рассказ «Концерт» — в «Литературном Владивостоке» (1981 г.). Городской чудаковатый парень становится сельским завклубом и пробуждает добрые чувства сельчан к фронтовикам, друг к другу.
На Камчатский семинар молодых писателей попасть не смог, но моя повесть «Дикий селезень» получила одобрение главного редактора «Современника» Леонида Фролова. Однако в редакции потребовали поправок. Началось постыдное перетягивание — я отошел от дрязг, книга не вышла.
Трудился на теплоцентрали маляром-оформителем. Заседал в суде. В 1983 г. “ЛВ” опубликовал “Записки народного заседателя Николая Волкова”.

Со стихами пришел в лито «Мастерская». Не показался, хотя некоторые стихи хвалил М. Асламов. Первая публикация, рассказ

Слайд 12Восемь лет проработал в Дальиздате редактором, затем четыре года — в

«Рубеже». За эти годы вышли книги «Дикий селезень» (1987 г.), «Прошедший сквозь стену» (1990 г.), «Снежный брат наш» (1992 г.). Наибольшее читательское внимание выпало на долю первой книги. Память детства, единение его с природой, взрослая доброта... Вторая повесть книги «Сиротская зима» неожиданно для меня вызвала ручеек писем читателей. Неизбежно наступает непростое время испытаний, когда отцы-матери становятся детьми. Каждому ли по силам стать заботливым родителем, допокоить их?
Комсомольский максимализм старой закалки заставил написать меня «производственную» повесть. Вырожденцы-номенклатуры, по-хамски начальствующие над кочегаркой-теплоцентралью; хапающие со склада спирт, краски, бензин; пресмыкающиеся перед всякой чиновной сошкой... В ту свою наивную пору я никак не мог взять в толк, что начальник-коммунист может воровать. И мой герой, плотник Куликов, проходит сквозь стену этой номенклатурщины и избавляет рабочих от самодурства директора Папы и его «фронтовой» подруги Мамы.

Восемь лет проработал в Дальиздате редактором, затем четыре года — в «Рубеже». За эти годы вышли книги

Слайд 13Опыт воспитательской работы в детдоме вылился в повесть «Снежный брат наш».

Шкет-восьмилеток, а жизнь — за десятерых мужиков... Тогда я писал, что в СССР бродяжит бездомной ребятни около миллиона. Теперь в России таких пасынков судьбы свыше двух миллионов.
Мой стиль, манеру письма, когда я дрожу над каждым русским словом, дорожу и любуюсь им, не приемлют многие. Отсюда у меня весьма неприметное место в нашем литературном доме. Хотя принят я был в Союз писателей России (1997 г.), по словам секретаря приемной комиссии, «на ура».

Опыт воспитательской работы в детдоме вылился в повесть «Снежный брат наш». Шкет-восьмилеток, а жизнь — за десятерых

Слайд 14Несмотря на усложненность моей прозы, я пришелся ко двору якутского журнала

«Полярная звезда». Он напечатал три аномальных повести о проявлениях потустороннего мира, о жизни и смерти: «Меж вдохом и выдохом света» (1992 г.), «Время говорить «прощай» своему «я» (1993 г.), «Акулы выходят на сушу» (1994 г.).
Высокое звание писателя обязывает писать достойно, и нынешний Вещунов стремится избегать усложненности стиля, словаря, метафоризма.
Не имея возможности нормально издаваться, я выпустил по 100 экз. небольшие книги повестей и рассказов о любви, музыке, о семье: «Разговор с часами» (1997 г.), «Грошик луны в крестном поле» (1998 г.), «Дневник Монстрдамуса» (1998 г.), «Змеи небесные» (1998 г.).
В 1996-97 учебном году руководил литобъединением «Строка». Помогаю молодым и начинающим авторам. Редактирую книги стихов, прозы и публицистики. Последние три года — главный редактор журнала «Записки Общества изучения Амурского края». Издал первый номер литературно-краеведческой газеты «Лад» (июнь 1999 г.), девиз которой — «Русский лад — возрождение России».


Несмотря на усложненность моей прозы, я пришелся ко двору якутского журнала «Полярная звезда». Он напечатал три аномальных

Слайд 15Сочинения:
1. Концерт: рассказ // Литературный Владивосток. — 1981.  2. Записки народного заседателя

Николая Волкова // Литературный Владивосток. — 1983.  3. Дом деда Финадея: рассказ // Литературный Владивосток. — 1986.  4. Дикий селезень. Сиротская зима: повести. — В серии «Молодая проза Дальнего Востока». — Владивосток, 1987.  5. Прошедший сквозь стену: повести и рассказы. — Владивосток, 1990.  6. Снежный брат наш: повесть. — Владивосток, 1992.  7. Меж вдохом и выдохом света: повесть // Полярная звезда. — 1992. — № 4.  8. Время говорить «прощай» своему «я»: повесть // Полярная звезда. — 1993. — № 5,6.  9. Акулы выходят на сушу: повесть // Полярная звезда. — 1994. — № 5.  10. Я — НЛО: повести. — Владивосток, 1995.  11. Президент: повесть // Тихий океан. — 1995. — № 7-10.  12. Разговор с часами: новеллы. — Владивосток, 1997.  13. Родимое пятно. Грошик луны в крестном поле: повести. — Владивосток, 1998.  14. Дневник Монстрдамуса: новеллы. — Владивосток, 1998.  15. Змеи небесные: рассказы. — Владивосток, 1998.  16. Часы: рассказ // Океан. — 1998. — № 1.  17. Змеи небесные: рассказ. — Владивосток, 1998.

Сочинения: 1. Концерт: рассказ // Литературный Владивосток. — 1981.  2. Записки народного заседателя Николая Волкова // Литературный

Слайд 16Литература:
1. Таровский А. Нескончаемый свет доброты. // Красное знамя. — 1987.

— 14 июня.  2. Бондарева Э. Насыпь и ее рать // Дальневосточный ученый. — 1990. — № 25.  3. Крившенко С. Совесть рождает отвагу… (о книге В.Н. Вещунова «Разговор с часами») // Лад. — 1992. — № 2.  4. Куцый В. Власть над злом // Утро России. — 1992. — 14 апреля.  5. Соловьенке М. Браслет, усмиряющий зло // Утро России. — 1993. — 1 июня.  6. Михайлов А. НЛО среди нас // Владивосток.—1996.—16 марта.  7. Вестник Приморского отделения Союза писателей России. — Владивосток, 1998.  8. Прасолова Ю. И пусть шумит Великий океан... // Лад. — 1999. — № 1. 
 

Литература: 1. Таровский А. Нескончаемый свет доброты. // Красное знамя. — 1987. — 14 июня.  2. Бондарева

Слайд 17КОСТАРЕВ Николай Константинович 
родился 10.01.1893 г., г.Пермь — 1941 г. — поэт,

прозаик. 
Сын казачки и разночинца. Учился в реальном училище в этапном городе Тюмени в окружении политической ссылки. Участвовал в первой мировой войне. Член Коммунистической партии с 1917 года. С 1918 — участник гражданской войны: в Приуралье (в отряде В.К. Блюхера), в Забайкалье (при штабе командующего Забайкальским фронтом С. Лазо), в Приморье (командир штаба партизанских отрядов в районе Спасска?Яковлевки под именем Туманов). Член областкома и Военного совета партизанских отрядов Приморья. Первые стихи написал в тюрьме (1915 г.).
КОСТАРЕВ Николай Константинович родился 10.01.1893 г., г.Пермь — 1941 г. — поэт, прозаик. Сын казачки и разночинца. Учился в

Слайд 18В 1918 году после разгрома партизанского движения в Забайкалье добрался в Приморье,

во Владивосток. Работая в порту, «поэт Никола» вступает в ЛХО (литературно-художественное общество) (1919 г.), знакомится с поэтами группы «Творчество» (Н. Асеев, С. Третьяков и др.), но в их журнале не печатается.
Первые произведения — поэмы «Идея-фикс» (1919 г.), «Белый флаг» (1920 г.), «Аэропоэма» (1924 г.) изданы во Владивостоке. «Идея-фикс» — трагедия в стихах, воспевающая стремление человека к «золотому веку», «всеобщему братству», написана в абстрактно-романтическом духе с элементами пролеткульта и одновременно футуризма. Поэма «Белый флаг» — «лирическая экспрессия», выразившая «душевные потрясения» поэта, ставшего свидетелем расправы с восставшим народом.
В 1918 году после разгрома партизанского движения в Забайкалье добрался в Приморье, во Владивосток. Работая в порту, «поэт

Слайд 19Космическая тема в «Аэропоэме» в противовес абстрактному пафосу биокосмистов (А. Ярославский

и др.) получала более реальное, земное наполнение. В 1924-1926 годах вместе с В. Матвеевым (под псевдонимом Никэд Мат) в Ленининграде издает приключенческий роман-трилогию «Желтый дьявол»: книга 1. Гроза разразилась. 1918 год; книга 2. Повстанчество. 1919 год; книга 3. Зубы желтого обломаны.

Космическая тема в «Аэропоэме» в противовес абстрактному пафосу биокосмистов (А. Ярославский и др.) получала более реальное, земное

Слайд 20В основу положены реальные события гражданской войны на Дальнем Востоке, героями

стали реальные исторические лица (С. Лазо, И. Сибирцев, К. Суханов и др.). Беллетризованная историческая хроника сопрягается с приключенческой интригой: в центре поединок советского разведчика Снегуровского с японской разведкой. Наряду с повестью П. Бляхина «Красные дьяволята» роман К. стоит у истоков советской приключенческой литературы. В конце 20-х и в 30-е годы главным в творчестве К. становится документально-художественный жанр: созданы очерковые книги «Мои китайские дневники» (1928 г.), «Граница на замке» (1930 г.), «Сахалинские сказки» (1937 г.). Первая из них выдержала пять изданий, выходила за рубежом.
В основу положены реальные события гражданской войны на Дальнем Востоке, героями стали реальные исторические лица (С. Лазо,

Слайд 21Герои гражданской войны запечатлены в рассказе «Поход», «Прощание с конем», «Конец

Ивана Шевченко» и др. К. один из первых, а в жанре романа первым, воссоздал образ Сергея Лазо, художественно иллюстрировав версию гибели командира приморских партизан в паровозной топке, (роман «Желтый дьявол», книга 3 (1926 г.), очерк «Встречи с Сергеем Лазо» (1937 г.). В 30-х годах К., живя в Ленинграде, затем в Москве, приезжал на Дальний Восток, что отразилось в цикле его рассказов и очерков. Переписывался с А. Фадеевым, М.Шкапской и др. писателями дальневосточной темы. Своими книгами о Дальнем Востоке К. оказал некоторое влияние на творческие поиски А. Фадеева — в выборе героев (Метелица), названия («Разгром» — так называлась одна из глав в романе Костарева «Повстанчество»), определении трагической идеи разгрома, в ориентировке на конкретный материал. Сказалось во многом пребывание в одних и тех же местах партизанских боев и Костарева и Фадеева. Проза К. носит репортажный характер, в изображении героев недостает психологизма (в отличие от А. Фадеева с его глубинным психологизмом).
Герои гражданской войны запечатлены в рассказе «Поход», «Прощание с конем», «Конец Ивана Шевченко» и др. К. один

Слайд 22Творчество К. в числе лучших журналистских книг тех лет подвергалось в

20-30 годы неоднократному шельмованию рапповской или неорапповской критики, в том числе и на страницах печатавшего его очерки журнала «На рубеже». Печатался в журналах Москвы и Ленинграда. Сохранились в Государственном литературном архиве письма, отразившие тревожное состояние Костарева в середине 30 годов. Были арестованы многие друзья-писатели, среди героев его книг оказались мнимые «враги народа» (В.К. Блюхер и др.), что не сулило писателю ничего хорошего. После ареста в 1939 году имя Костарева было предано забвению. Погиб в сталинских застенках в 1941. Семья (жена и дочь) исчезли также бесследно
Творчество К. в числе лучших журналистских книг тех лет подвергалось в 20-30 годы неоднократному шельмованию рапповской или

Слайд 23Сочинения:
1. Идея Фикс. — Владивосток, 1919.  2. Белый флаг: Лирическая экспрессия. —

Владивосток, 1920.  3. Аэропоэма. — Владивосток, 1924.  4. Желтый дьявол. — Том 1: Гроза разразилась (1918). — Л., 1924.  5. Желтый дьявол. — Том 2: Повстанчество (1819). — Л., 1924.  6. Желтый дьявол. — Том 3: Зубы желтого. — Л., 1926.  7. Мои китайские впечатления. Граница на замке: Очерки. — М.-Л., 1930.  8. Сахалинские записи. — М., 1936.  9. Три рассказа. — М., 1937.

Сочинения: 1. Идея Фикс. — Владивосток, 1919.  2. Белый флаг: Лирическая экспрессия. — Владивосток, 1920.  3. Аэропоэма.

Слайд 24 Литература:
1. Владиславлев Н. Литература великого десятилетия. — М.-Л., 1928.  2. Якимова Л.

Многонациональная Сибирь в русской советской литературе. — Новосибирск, 1962.  3. Рачков Д. Николай Костарев и его книга «Сахалинские сказки». / Межвузовская науч. конф. по проблемам советской литературы, фольклора и говоров Дальнего Востока. — Хабаровск, 1968.  4. Пузырев В.Г. Костарев К.К. (1893-1941): Вопросы стиля и метода в советской литературе. — Рязань, 1976.  5. Крившенко С. Возвращение Николая Костарева. // Красное знамя. — 1989. — 18 июня.  6. Крившенко С. Возвращение Николая Костарева. // Дальний Восток. — 1991. — № 1. 

Литература: 1. Владиславлев Н. Литература великого десятилетия. — М.-Л., 1928.  2. Якимова Л. Многонациональная

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть