Слайд 1Исследовательский проект
по литературе на тему:
«Испытание героев дуэлью»
(по роману А.С.Пушкина
«Евгений Онегин» и
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
Выполнили:
учащиеся 10 класса
Зиновьев Сергей
Гринько Елена
Слайд 2Цель работы: изучить изображение дуэли в произведениях русской литературы как исторического
события, а также проанализировать психологическое состояние дуэлянтов.
Основные задачи:
1. Просмотреть документальные знания о дуэли в жизни русского общества.
2. На основе этого сравнить описание дуэли в русской литературе, узнать как она влияла на судьбы героев.
3. Проанализировать роль дуэли в произведениях и её смысл, который хотел передать читателю писатель.
4. Подвести итог работы и сделать выводы.
Объект исследования: сцены дуэлей в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Предмет исследования: поведение и размышления дуэлянтов перед дуэлью, соблюдение ими дуэльного кодекса.
Методы исследования: основной метод- теоретический. изучение и сопоставление литературных произведений и документов, сравнение эпизодов.
Слайд 3I. Происхождение дуэли. Правила и традиции дуэли. Дуэльный кодекс.
Непосредственным историческим предшественником
дуэли можно считать судебный поединок, имевший широкое распространение в средние века и происходивший, в свою очередь, от древней, уходящей корнями в язычество, традиции «божьего суда», основанной на представлении, что в поединке боги даруют победу тому, кто прав
Слайд 5
В XVI века дуэль получила широкое распространите в Западной Европе. И
стала обычным явлением. Особенно запомнилась в истории «Дуэльная лихорадка» во Франции XVI—XVIII веков. К середине XVIII дуэли стали постепенно прекращаться.
В России дуэль появилась в XVIII века. Никогда не было собственной традиции дуэлей, хотя практиковались и судебные поединки , и схватки лучших бойцов перед военными.
Само слово «дуэль», согласно В.И. Далю, имеет два значения. Первое, широкое: «единоборство, поединок», и второе, более узкое: «условный поединок, с известными уже обрядами по вызову»
Слайд 6Основные виды дуэлей:
Дуэли на холодном оружии (шпага, сабля и рапира);
Дуэли на пистолетах;
Неподвижная дуэль
вслепую;
Подвижная дуэль с барьерами и т.д
.
Слайд 7
Дуэльный кодекс — неформальный свод правил проведения дуэли. Существует 7 известных дуэльных кодексов.
Например, В. Дурасов. Дуэльный кодекс, 1912.
Слайд 8Дуэли А.С.Пушкина
Исследователям творчества А.С.Пушкина удалось установить, что в его жизни было
29 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей.
Самая первая дуэль связана с Павлом Ганнибалом, когда Пушкину было 17 лет из-за девицы Лошаковой и окончилась «минут через 10 мировой и новыми весельями да пляской».
В 1817 году чуть не состоялась дуэль с гусаром Кавериным из-за сочинённых им шуточных стихов «Молитвы лейб-гусарских офицеров».
В сентябре 1819 году состоялась дуэль Пушкина с Кондратием из-за сплетен, произнесенных в адрес поэта.
Участвовал Пушкин в дуэли с Фёдором Ивановичем Толстым, Кюхельбекером, Корфом, Денисевичем, Зубовым, Орловым, Дегильи, Другановым, Потоцким, Старовым, Лановым, Балшем, Прункулом, Рутковским, Инглези, Руссо, Тургеневым, Хвостовым, Соломирским, с неизвестным греком, Репниным, Голицыным, Лагрене, Хлюстиным, Сологубом, Дантесом.
Пушкин выходил на поединок многократно, но последняя стала для него роковой.
Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным.
29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита.
Слайд 9Дуэли М.Ю.Лермонтова
16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль произошло
памятное столкновение Лермонтова с молодым Эрнестом де Барантом. Поводом послужило маленькое четверостишье, написанного поэтом ещё 7 или 8 лет назад.
Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым. Причиной дуэли же стал язвительный характер поэта и его острый язык. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 г. близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.
Слайд 10II. Дуэль в произведениях художественной литературы
Дуэль в романе «Евгений Онегин».
Для Пушкина
в дуэли главными были суть и результат, а не правила. Писатель сосредотачивает своё внимание на психологии дуэлянтов, на их состоянии и поведении во время поединка. Чтобы показать, как меняется герой, попав в такую жизненную ситуацию. Также Пушкин весьма двойственно относился к дуэлям. С одной стороны, он видит в ней проявление средства защиты достоинства оскорблённого человека. И в то же время, показывает бессмысленность дуэли.
Слайд 11Дуэль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Центром романа Лермонтова «Герой
нашего времени» является глава «Княжна Мери». Дуэль помогает читателю лучше понять главного героя. Поводом для дуэли Печорина и Грушницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину. Дуэль окончилась трагично, а именно - смертью Грушницкого.
«Нам на земле вдвоем нет места...»
Слайд 12Заключение
История русской дуэли 19 века - это история человеческих трагедий, мучительных
смертей, высоких порывов и нравственных падений.
Дуэль, во всём многообразии своих проявлений, запечатлена в русской литературе.
Этот поединок чести является или кульминацией произведения, как в «Евгении Онегине», или ключевым моментом, как в «Герое нашего времени».
Вывод: в художественных произведениях дуэль – это прежде всего испытание героя на мужество, способ восстановить справедливость и отстоять свою честь.