Петр I ценил людей не по родовым титулами богатству. При нем появилась знаменитая «Табель о рангах», согласно которой любой человек, дослужившийся до определенного чина в военном деле или гражданской службе, становился потомственным дворянином. Благодаря его стараниям были открыты новые учебные заведения, Академия наук и Академия искусств.
Просветители боролись с политическим деспотизмом, церковным фанатизмом, расовыми и национальными предрассудками, злоупотреблением родительской властью.
Просветители верили в возможность на разумных основаниях, путем правильного воспитания и образования создать совершенное общество.
Своим оружием просветители избрали слово. Они считали, что проповедь философа, выступление поэта могут изменить мир.
Общенациональная гражданская направленность;
Более сложная характеристика персонажей;
Усложнение изображаемого мира, отход от схематизма;
Появление черт реализма;
Патриотизм;
Гуманизм.
Автором одного из главных символов эпохи — статуи Петра I — стал француз Фальконе. Памятник, сделанный по заказу Екатерины II и воплотивший образ просвещенного монарха, зримо связал две великие эпохи и указал на прямое наследование традиции петровских преобразований.
Художники-портретисты стремились раскрыть внутренний мир человека и показать его богатство вне сословий и титулов.
Обращение к формам и образцам античного искусства как к классическим и идеальным образцам;
Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
Логичность построения и изложения материала;
Принцип рационализма и подражания природе;
Активное обращение к общественной гражданственной проблематике;
Культ разума;
Соответствие формы содержанию.