Слайд 1Формирование и развитие универсальных учебных действий
Коваленко Светлана Алексеевна, учитель русского языка
и литературы
Слайд 2
XXI век - век рефлексивных форм знания. Это время, когда мало
быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний.
Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.
Слайд 3
От предметной специализации к интеграции учебных предметов
Слайд 4
Как обеспечить в школе интеграцию учебных предметов?
Что такое межпредметная интеграция?
Соответствует ли
межпредметная интеграция ФГОС?
Слайд 5Какие способы работы со знаниями учителя-предметники передают учащимся?
Как эти способы связаны
друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены?
Слайд 6Метапредметный подход
Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы
и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.
Слайд 7
Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом
не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.
Слайд 8
Метапредметный подход
«Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к
конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета».
(Ю.В. Громыко)
Метапредметы: «Знак» (способность схематизации), «Проблема», «Смысл», «Ситуация»
Слайд 9Метапредметный подход
1) выделение в содержании образования фундаментальных образовательных объектов (ФОО), метапредметных
первосмыслов.«Фундаментальные образовательные объекты - узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них». Такими объектами являются, например, число, время, алгоритм, буква и т.д.
2) на основании ФОО выделение учебных метапредметов, которые могут входить в обычные учебные курсы в виде метапредметной темы или раздела. «Метапредмет - КОРНЕВАЯ ОСНОВА (ЯДРО) содержания образования и соответствующих видов учебной деятельности».
3) обеспечение метапредметной деятельности. Во-первых, как деятельности, связанной с познанием ФОО, направленной на решение фундаментальных проблем (происхождение жизни, отличие живого от неживого и т.д.). Во-вторых, как деятельности, стоящей «за» конкретными учебными предметами – целеполагания, планирования, проблематизации, рефлексии и т.д.).
(А.В. Хуторской)
Слайд 10Метапредметный подход
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности
определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
Слайд 12Метапредметный подход
Предметный уровень
Передача учащемуся предметного содержание
Передача учащемуся обобщенного способа работы
Метапредметный уровень
Слайд 13Метапредметный подход
промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета,
наличие образовательной
деятельностности,
формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей,
Наличие совместной деятельности учителя и ученика,
использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале,
наличие рефлексии деятельности.
Слайд 14Понятие и сущность УУД
В широком значении
термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 16Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
носят надпредметный, метапредметный
характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Слайд 17Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 18Личностные универсальные учебные действия
Слайд 19Личностные УУД: самопознание и самоопределение
построение образа «Я» («Я-концепции»), включая самоотношение и
самооценку;
формирование идентичности личности;
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе;
Слайд 20Личностные УУД: смыслообразование
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих
потребностей, мотивов, жизненных интересов;
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
Слайд 21Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация
выделение морально-этического содержания событий и действий;
построение системы нравственных
ценностей как основания морального выбора;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;
ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
Слайд 22Регулятивные универсальные учебные действия
Слайд 23Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Слайд 24Регулятивные универсальные учебные действия
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Слайд 25Регулятивные универсальные учебные действия
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в
план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Слайд 26Регулятивные универсальные учебные действия
Волевая саморегуляция как способность:
к волевому усилию -
выбору в ситуации конфликта мотивов;
к преодолению препятствий;
эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями;
к мобилизации сил и энергии.
Слайд 27Познавательные универсальные учебные действия
Слайд 28Общеучебные универсальные учебные действия
самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
информационный поиск;
знаково-символические действия;
структурирование
знаний;
произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
Слайд 29Общеучебные универсальные учебные действия
смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в
соответствии с целью чтения;
рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
Слайд 30Общеучебные универсальные учебные действия: символическо-знаковые
Знаково-символические действия выполняют функции:
отображения учебного материала;
выделения
существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений;
переход во внутренний умственный план;
формирования обобщенных знаний
Виды знаково-символических действий:
Замещение
Кодирование/декодирование
Моделирование
Слайд 31Логические универсальные учебные действия
анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
синтез
как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;
Слайд 32Логические универсальные учебные действия
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической
цепи рассуждения;
выдвижение гипотез, их обоснование
доказательство.
Слайд 33Познавательные УУД: постановка и решение проблем
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Слайд 34Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникация как взаимодействие – действия, направленные на учет
позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию.
Слайд 35Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникация как кооперация – согласование усилий по достижению
общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности (необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности).
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• контролировать действия партнера.
Слайд 36Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникация как условие интериоризации – действия, служащие средством
передачи информации другим людям и становления рефлексии.
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Слайд 37NỘI DUNG
1
Сформировать УУД – значит:
Слайд 38Метапредметы и надпредметные программы
«Основы проектной деятельности»,
«Книга» (обучение эффективному чтению
и выбору книг), «Дискуссия»,
«Грамотный покупатель»,
«Дом» (как использовать школьные знания в домашних делах),
«Первая помощь»,
«Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции),
«Как стать успешным»,
«Культура познания»,
«Культура мышления»,
«Самопознание»,
"Факт",
"Исследование" и пр.
Слайд 39Метапредметы и надпредметные программы
В надпредметной программе указываются:
ключевые компетентности, для формирования
которых она составлена;
предметы, на материале которых реализуется программа; виды познавательной и практической деятельности;
формы совместной работы по различным учебным предметам (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов разного профиля).
Слайд 40Метапредметные темы и задания
Однако перегруженность современного содержания образования далеко не всегда
позволяет включить в учебный план дополнительные предметы, поэтому рекомендуем использовать в рамках предметных курсов метапредметные темы («Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание - незнание», «Пространство и время», «Модель - способ - рисунок», «Порядок и хаос» и т.д.) или включать метапредметные темы в предметную тему урока: например, при изучении темы "Свойства воды" исследуется и метатема "Порядок и хаос", при изучении темы «Уравнение» - метатема «Гармония». Метапредметные задания ("Образ", "Идея", "Закономерность", "Задача", "Знак", "Опыт", "Сочинение", "Конструкция", "Счастье", "Любовь", "Здоровье" и т.п.).
Слайд 41Формирование и развитие универсальных учебных действий
Слайд 42Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
развивающее обучение
Эльконина-Давыдова;
мыследеятельностная педагогика;
коммуникативная дидактика;
эвристическое обучение;
логико-смыслового моделирования;
школа М.Щетинина
развития критического мышления;
ТРИЗ (АРИЗ);
Слайд 43Продуктивные задания
Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан
в учебнике, имеются лишь подсказки.
Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.
Слайд 44Порядок выполнения продуктивного задания
Осмыслить задание (что надо сделать?)
Найти нужную информацию (текст,
рис…)
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Слайд 45
Посмотри
на меня
Результат, который бы
я хотел/ а получить
в будущем
Было
легко … Мне помогло …
Было трудно Почему?
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 46ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -
как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
∙ Представь,
что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести?
Свое мнение объясни. (История, 7 кл.)
Назовите прогрессивные
силы, участвовавшие в
восстании Пугачева
Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому
Слайд 47ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -
как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
Если бы
вы входили в команду Семена Дежнева, то какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду?
Расскажите о путешествии Семена Дежнева
Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций
Слайд 48ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -
как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
Почему Петра
Первого считают великой личностью? Чем великая личность отличается от обычных людей?
Назовите выдающихся личностей первой половины XVIII века
Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации
Слайд 49ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -
как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
Поработайте в
паре: один из вас приводит преимущества демократии, другой – ее недостатки; затем поменяйтесь и ролями и обсудите демократический режим власти.
Назовите преимущества и недостатки демократического режима власти
Дать задание паре или группе, распределив роли участников
Слайд 50Формирование и развитие УУД
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим
приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, схем «фишбоун» (рыбьи косточки - технология «за и против»), различные графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Слайд 51Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 52Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 53Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 54Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 55Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 56Типовые задачи по формированию и развитию УУД