Слайд 1
Анализ стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая» в 7 классе
Слайд 2«Отговорила роща золотая» - одно из самых знаменитых стихотворений С.Есенина. Оно
было написано в 1924 году.
В этой элегии развита вечная тема подчинённости человеческой жизни законам природы: и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о чём», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем».
Слайд 3Отметьте в стихотворении синтаксический параллелизм. Какова его роль в стихотворении?
Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадёт», «не обгорят рябиновые кисти».
Слайд 4Философский план стихотворения
Содержание стихотворения составляют раздумья поэта
о жизни. Образ рощи, говорящей языком берёз, сам по себе поразителен, позволяет раскрыть сложное психологическое состояние автора. Тревожная грусть охватывает с первой строки (ведь «роща золотая» уже «отговорила») и особенно со второй - ведь умолкнувший язык был не только «берёзовый», но и «весёлый».
Слайд 5Природа в стихотворении выражает человеческие чувства
Стихотворение начинается и заканчивается
картиной осенней берёзовой рощи, которая предстаёт как живое существо, говорит «весёлым языком», да и другие образы стихотворения одушевлены, очеловечены: «журавли, печально пролетая», не жалеют ни о ком, «грезит конопляник», «горит костёр рябины». Природа в поэзии Есенина - не просто тема, а самая суть его философии, его эстетического идеала.
Слайд 6Поэтика стихотворения
Мысль о естественном, изначальном родстве человека
и природы определяет поэтику Есенина. Его любимое средство художественного изображения - это олицетворение («отговорила роща», «грезит конопляник»).
Слайд 7Поэтика стихотворения
То, что происходит с человеком, отождествляется
с явлениями природы. «Золотая роща» - это сам Есенин, чувствующий своё « увядание», но это одновременно и его поэзия. Для него поэзия - это прекрасный сад, где слова - листья.
Слайд 8Поэтика стихотворения
Поэт выражает мысль о
том, что человек, поэзия и природа - это одно неразрывно связанное целое. Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле - важнейший принцип художественного мышления Есенина. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все они, по Есенину, дети единой матери-природы. Основы поэтики Есенина - народные.
Слайд 9Поэтика стихотворения
Поэт выражает мысль о
том, что человек, поэзия и природа - это одно неразрывно связанное целое. Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле - важнейший принцип художественного мышления Есенина. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все они, по Есенину, дети единой матери-природы.
Слайд 10Народные основы поэтики стихотворения
Природа в его стихотворении, как
и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Близок прежде всего ощущением нерасторжимой связи с родной природой.
Слайд 11Народные основы поэтики стихотворения
Есенин в богатейшей поэтической культуре
Серебряного века показал собственное лицо: пришёл со своим пониманием поэтического слова, стремился к ассоциативности, неоднозначности поэтического образа, создав метафорический язык с огромной нагрузкой на тропы.
Слайд 12Народные основы поэтики стихотворения
Эпитеты (отговорила роща золотая,
/ Берёзовым весёлым языком ), метафоры («о всех ушедших грезит конопляник с широким месяцем над голубым прудом», «души сиреневая цветь»), олицетворение ( «журавли, печально пролетая», «отговорила роща», «грезит конопляник»), сравнение («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю тихие слова»), символ (символом матери-природы предстаёт дерево) - все эти изобразительно-выразительные средства придают стихотворению образность и эмоциональность.
Слайд 13Синтаксические средства выразительности
Синтаксические фигуры: параллелизм («Не жаль
мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь»), инверсия («роща золотая», «о юности весёлой», «рябины красной»), умолчание в последней строфе - тоже придают выразительность художественной речи, усиливают эмоциональность лирического высказывания.
Слайд 14Роль цвета в стихотворении
Цветовая гамма составлена из
простых тонов: голубого, жёлтого, красного. Это традиционные цвета русского искусства. В стихотворении прошлое окрашивается в голубой и сиреневый. К тому же «сиреневая цветь» заставляет вспомнить о времени цветения сирени, весне. Настоящее окрашивается в золотой и красный. Не жёлтый, а золотой, что передаёт не только цвет, но и эмоцию.
Слайд 15Роль цвета в стихотворении
И золото
уже проходит, но ещё «горит костёр рябины красной». Тревожный красный противостоит голубому и сиреневому. Через цвет передана эволюция лирического героя. Нет возврата к старому, навсегда утрачена молодость души и свежесть чувств. И хотя поэт несколько раз повторяет, что ему не жаль прошлого, стихотворение наполнено щемящей грустью о прошлом.
Слайд 16Песенность стихотворения
Образ-переживание оказывается противоречивым: светлым и мрачно-тоскливым,
гармоничным и тревожным; прекрасное прошлое - безусловная ценность, сохранённая в душе, но оно несёт на себе отблеск печального настоящего. Наверно, поэтому стихотворение «Отговорила роща золотая» стало песней.
Слайд 17Песенность стихотворения
Песенность стихотворения подчёркивается его композиционно-кольцевым
приёмом построения - первая строфа частично повторяется в заключении. Но это не только повторение, а вывод: метафорическое уподобление поэта берёзе, обозначенное, но не раскрытое в первой строфе, получает образное завершение в последней строфе.
Слайд 18Песенность стихотворения
Напевность стихотворения усиливает пятистопный ямб.
В нём много аллитерации и ассонансов («горит костёр рябины красной», «роняет тихо листья»). Рифмы по точности звучания точные, по месту ударения мужские и женские, по взаимному расположению рифмующихся строк перекрёстные.
Слайд 19Идея стихотворения
Несмотря на щемящее чувство грусти, пронизывающее стихотворение, оно
не звучит пессимистически: его согревает вера в душевные силы человека, мудрое приятие законов бытия. Стихотворение говорит о любви к жизни, о великом смысле жизни на земле. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским: «Печаль моя светла...»