Презентация, доклад Духовные искания Н.В. Гоголя

ПланКраткая биография Н. В. ГоголяЛюбовь в жизни Н. В. ГоголяДуховные искания: - Особенности мировоззрения поэта. Причины его становления.

Слайд 1Духовные искания

Н. В. Гоголя

Работу выполнила
Ученица 11 «А» класса
МОУ Лицея №8
Аброскина Алина
Руководитель: Учитель русского языка и литературы
Ковругина О. Н.

Духовные искания

Слайд 2

План

Краткая биография Н. В. Гоголя
Любовь в жизни Н. В. Гоголя
Духовные искания:
- Особенности мировоззрения поэта. Причины его становления.
- Отражение взглядов поэта в его произведениях
- Гоголь и монашество
Вывод

ПланКраткая биография Н. В. ГоголяЛюбовь

Слайд 3Краткая биография
Родился 20

марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя.
Краткая биография        Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в

Слайд 4

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке.   В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы. В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов.


Детские годы Гоголь провел

Слайд 5 В июне

1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию. Проживает сначала в Швейцарии, потом в Париже, Риме. Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе. В общей сложности он прожил за границей около 12 лет. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах — Малороссии. Но в последних числах января 1852 г. явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга

Слайд 6 Любовь в жизни Н. В. Гоголя
Анна Михайловна Виельгорская
Александра Осиповна

Смирнова-Россет
Любовь в жизни Н. В. ГоголяАнна Михайловна ВиельгорскаяАлександра Осиповна  Смирнова-Россет

Слайд 7 Духовные искания

Гений Гоголя до сих пор остается неизвестным в желаемой полноте не только широкому читателю, но и литературоведам, которые при нынешнем состоянии отечественной науки, очевидно, не всегда способны осмыслить судьбу писателя и его зрелую прозу. Настоящая презентация - попытка наметить вехи духовной биографии Гоголя, особенно в его связях с русским монашеством.
Духовные искания         Гений Гоголя до сих

Слайд 8Особенности мировоззрения поэта.

Причины его становления.

Именно в семье Гоголь получил начатки веры. Многие считают, что объясняется это прежде всего огромным влиянием горячо любимой матери, Марии Ивановны, женщины набожной, суеверной, со странностями. Всю жизнь она прожила в необъяснимых, мучительных тревогах. Искренняя и подлинная религиозность её окрашена боязнью надвигающихся бедствий и смерти. Гоголь похож на свою мать: то весёлый и жизнерадостный, то «безжизненный», как будто с детства запуганный и испугавшийся на всю жизнь.
Самым страшным воспоминанием детства станет рассказ матери о Страшном Суде, о вечных муках грешников. Об этом потрясении он уже никогда не забудет: «…это потрясло и разбудило во мне чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли». Из этого эпизода становится ясно, что религиозное сознание Гоголя вырастет из сурового образа Возмездия.

Особенности мировоззрения поэта.

Слайд 9Особенности мировоззрения поэта.

Причины его становления.

Мрачная, скучная картина мира во многих его произведениях вырастает из его внутренней установки. Это очевидно, ведь об этом он сам не редко говорил. Но с другой стороны, совершенно неверно принимать мрачную гоголевскую картину мира за сугубо субъективный образ и на этом основании считать её не имеющей объективной значимости. Более того, благодаря болезненной склонности своего духа Гоголю удаются и важнейшие всеобщие религиозные знания, и, в особенности, проницательный и взгляд на истинную сущность его надломленного века, его среды и людей, ее населяющих. Позже, в «Авторской исповеди», Гоголь сам скажет о том, как в своём стремлении к истинному художественному постижению различных человеческих типов он постепенно пришёл к поискам сущности души человека, его внутреннего мира. Всю жизнь Гоголь искал тот идеальный, прекрасный образ с достойной, не развращенной корыстью душой. Мечта о таком человеке и пронизывает все его творчество. Н. В. Гоголь искал этого человека везде: в “Старосветских помещиках” и “Миргороде”, в “Тарасе Бульбе” и “Сорочинской ярмарке”, в “Ревизоре” и “Мертвых душах”.

Особенности мировоззрения поэта.

Слайд 10Отражение взглядов поэта в его произведениях
“Вечера на

хуторе близ Диканьки”
Впервые же встречаемся мы с этой мечтой в “Вечерах на хуторе близ Диканьки”. Они подобны сказкам. В них присутствуют таинственные силы, которые влияют на ход событий, но, как и сказочные герои, герои повестей Гоголя стремятся к счастью и на пути к нему преодолевают всякого рода препятствия и козни злых сил. Так в «Сорочинской ярмарке», несмотря на противодействие злой мачехи, Параска выходит замуж за Грицка. В «Майской ночи» Левко, влюбленный Ганну, ловко обманывает голову, своего отца и добивается его разрешения на свадьбу. Кузнец Вакула в «Ночи перед Рождеством» обманывает черта и добирается до Петербурга, чтобы выпросить у самой царицы черевички для своей Ганны. В этих произведениях Н.В.Гоголь дает нам уроки высокой нравственности. 
Отражение взглядов поэта в его  произведениях   “Вечера на хуторе близ Диканьки”

Слайд 11Отражение взглядов поэта в его произведениях
«Старосветские

помещики»
Повесть о двух старосветских помещиках, казалось бы погрязших в быту, в соленьях и вареньях, в поедании пирожков, в “фаворитках”-кошечках. Но во всем этом хламе Гоголь находит свой желанный алмаз — человеческую душу. Ведь Пульхерия Ивановна, умирая, думает не о ком-нибудь, а об Афанасии Ивановиче; тот в свою очередь откликается на ее зов, несмотря на то что он исходит из могилы. Эта пожилая пара сохранила, несмотря ни на что, любовь, воспоминания юности, а значит, и живую душу. А это для Гоголя самое главное.
Отражение взглядов поэта в его  произведениях    «Старосветские помещики»

Слайд 12 Переломный момент

Тридцать шестой год Гоголь называет «великим переломом, великой эпохой моей жизни». В ней он делит свою жизнь на молодость, когда «умному человеку приходят в голову глупости». В эти годы он «сочинял, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому от этого выйдет какая польза». Вторая половина – зрелость; в неё он вступил с помощью Пушкина. Гоголь стал задумываться о пользе, которую способны принести его «побасёнки». Мысль о значительной силе юмора, о том, что поэт сам вершит свой высший суд, стала казаться ему узкой. Теперь образ делался служащим идеи, за которой стояло новое, религиозное миросозерцание автора. Гоголь становился Гоголем, то есть тем, кем ему окончательно и предназначено было быть: творцом, для которого литература не профессия, а служение Богу, вложившему в него особый талант».
Переломный момент         Тридцать шестой

Слайд 13 Гоголь и монашество

Последнее десятилетие жизни Гоголя проходит под знаком все усиливающейся тяги к иночеству. Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своем образе жизни. "Нищенство есть блаженство, которого еще не раскусил свет. Но кого Бог удостоил отведать его сладость и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую сумку, тот не продаст ее ни за какие сокровища здешнего мира". Гоголь не имел своего дома и жил у друзей, - сегодня у одного, завтра у другого. Свою долю имения он отказал в пользу матери и остался нищим, - помогая при этом бедным студентам из средств, полученных за издание своих сочинений. Оставшееся после смерти Гоголя личное его имущество состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей - а между тем созданный им фонд "на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством", составлял более двух с половиной тысяч рублей.
Гоголь и монашество

Слайд 14Гоголь и монашество

Отражение духовной жизни Гоголя 1840-х годов можно найти во второй редакции повести "Портрет". Художник, создавший портрет ростовщика, решает уйти из мира и становится монахом. Приуготовив себя подвижнической жизнью отшельника, он возвращается к творчеству и создает картину, которая поражает зрителей как бы исходящим из нее светом духовности. В конце повести монах-художник наставляет сына: "Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится".
Вторая редакция "Портрета" свидетельствует, что Гоголь вполне сознательно шел по избранному пути религиозного осмысления искусства. В повести он как бы наметил программу своей жизни. Его попытка оставить мир летом 1845 года, по всей видимости, не предполагала окончательного отказа от творчества, но как бы подразумевала возвращение к нему в новом качестве. Путь к большому искусству, полагал Гоголь, лежит через личный подвиг художника. Нужно умереть для мира, чтобы пересоздаться внутренне, а затем вернуться к творчеству.
Гоголь и монашество            Отражение духовной жизни

Слайд 15Вывод
Гоголевский

мир имеет свое прошлое и настоящее, свои коллизии между персонажами и рассказчиками, свои конфликты. Словом, это не сокращенный «Эдем», а сокращенная Вселенная, имеющая свой рай и свой ад. Основной вопрос, обнаруживаемый Гоголем – о Божественном основании этой «Вселенной».
Обобщая, необходимо отметить те ключевые моменты, оказавшие существенными в построении своего миропонимания Гоголем. Пути эстетического осмысления искусства, сопровождавшие первоначальный этап творчества писателя сменяются идейным поворотом к религиозному миросозерцанию. Тем не менее, эстетическая утопия, сопровождавшая весь первый этапа жизни писателя, отложила отпечаток на размышления Гоголя.
Вывод          Гоголевский мир имеет свое прошлое и настоящее,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть