Слайд 1Презентация
Анализ эпизода «Явка с повинной»
(роман «Преступление и наказание»)
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4Анализ эпизода
«Явка с повинной»
Слайд 5Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман о современной России,
переживавшей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли и раны времени.
Слайд 6Передовая русская молодежь конца 50 – начала 60-х годов искала пути
социального, духовного и нравственного обновления России.
Слайд 9Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник. Отсюда начинает движение и
его мысль. Мир страшен, невозможно принять его, излечить его болезни, изменить лик его тоже нельзя: «Так доселе велось и так всегда будет!»
Слайд 11Остается одно – отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его
морали, переступить вечные нравственные законы. На такое «преступление» способны поистине необыкновенные люди, или, по Раскольникову, собственно люди.
Слайд 13Или послушание, или бунт необыкновенной личности – третьего не дано.
Слайд 148 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление
и наказание».
Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам».
Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом.
Слайд 16
Но Раскольникову надо было проверить свою идею, узнать, способен ли он
на бунт – преступление.
Убийство старухи – единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу все разъясняющий.
«Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь я дрожащая или право имею?»
Слайд 18Своим жестоким экспериментом Раскольников хотел достичь абсолютной
для себя свободы.
Но
этого не произошло,
наоборот, идея
поработила его,
превратила в пешку, лишенную воли.
Слайд 19
Раскольников сам себя выдает, потому что более не в силах бороться
с самим собой.
Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина – преступление было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг.
Слайд 21Перед признанием в убийстве Раскольников идет к Соне Мармеладовой. Он понимал,
что ему не избежать надвигавшейся развязки, но пытался «хоть за что-нибудь зацепиться, помедлить». А Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. И это придает Раскольникову уверенности.
Слайд 23
Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова.
Мы еще раз
убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она
подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях.
Слайд 25 Важно, что сестра Раскольникова – Дуня - особенно отчетливо чувствует связь
между Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по
крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…».
Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми.
Слайд 27Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова.
Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения.
Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить.
Слайд 29 И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней
и сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно – хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее».
Слайд 30Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты,
ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали».
Слайд 31 Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»),
а сама надевает медный – тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете.
Слайд 32 Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение.
Надев крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться.
Слайд 33Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников
как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения».
Слайд 34Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается
Раскольникову этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это? - опять-таки подумал он, сходя с лестницы,- неужели нельзя еще остановиться и опять все переправить... и не ходить?»
Слайд 35 По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников
приходит к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони.
Слайд 36Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно
подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
Слайд 37Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и
покаянии, он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра».
Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!»
Эти слова – еще одно подтверждение правильности решения Родиона.
Слайд 39Он идет на перекресток, на Сенную, где решилось его преступление.
Слайд 40Опять закатывается солнце, как тогда, в самом начале трагического пути, когда
он вышел из своей убогой каморки делать «пробу». Только теперь косые лучи заходящего солнца освещали его крестный путь.
Слайд 41Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую
гущу народа.
Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика.
Однако он пришел сюда за другим – за эмоциональным освобождением, душевным облегчением.
И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...»
Слайд 44Дойдя до середины площади, Раскольников вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток,
поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил и скажи всему миру вслух: «Я убий-ца!» И вдруг его охватило какое-то «цельное, новое ощущение».
Слайд 45Раскольников целует землю и кланяется людям.
Тем самым он символически совершает
обряд раскаяния, про который говорила ему Соня.
Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню».
Слайд 47Однако сделать признание герою очень нелегко.
Будто сквозь туман слушает он
нескончаемый поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича.
Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что - то упало и его придавило».
Слайд 50Раскольникову открылся в полной мере глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого
бытия. И он «с наслаждением и счастьем» поцеловал землю, которую осквернил своим преступлением.
Слайд 52Счастье приходило к Раскольникову лишь изредка, какими - то отдельными вспышками,
«припадками». И сейчас он понял, что сам своим преступлением лишил себя счастья, задавил в себе «ощущение полной и могучей жизни».
Слайд 53С этими мыслями Раскольников дошел до конторы. И тут его охватил
страх, ноги онемели, но он все-таки шел. В конторе он столкнулся с Ильей Петровичем Порохом и подумал, что «это сама судьба».
Слайд 54Однако пока словоохотливый Илья Петрович занимал его разговорами, в душе Раскольникова
что-то перевернулось, его как будто «придавило». Он не смог произнести слов признания. Попрощавшись с Порохом, он вышел во двор и тут увидел Соню.
Слайд 55Все эти дни Соня страдает с Раскольниковым, живет им, проходит тот
же крестный путь.
Слайд 56Соня и Раскольников – два полюса, но как всякие два полюса,
они не существуют друг без друга. И как Соне открылся в Раскольникове целый новый неведомый мир, так и Раскольникову открывает Соня и новый мир, и путь к спасению.
Слайд 57Раскольников возвращается в контору и уже без колебаний дает показания.
Слайд 58 Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать
о своем преступлении Порфирию Петровичу – в таком случае получится, будто бы он признал свое поражение. Раскольников выбирает следователя Пороха.
Слайд 59Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того,
чтобы признаться. Раскольников выходит из конторы на улицу, но
«на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела».
Слайд 60Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом
еще раз повторяет: « Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
Слайд 61Свое признание Раскольников расценивает как признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества.
Слайд 63Побеждает человек Раскольников, потрясенный страданиями и слезами людскими, глубоко страдающий, в
глубине души своей уверенный, что не вошь человек, с самого начала «предчувствовавший в себе и в убеждениях своих глубокую ложь».
Слайд 64Терпит крах его
бесчеловечная идея.
Слайд 65Жестоко наказан за нее Раскольников.
Но в этом наказании его спасение.
Слайд 66Он наказан и спасен своей собственной непотерянной человечностью, своим состраданием, своей
любовью.
Слайд 67
Данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало
«исправления» героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения.
Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе.
Слайд 69Данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе»
героя играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом - хранителем.