Презентация, доклад на тему Подготовка к ЕГЭ по литературе. А.А. Фет

«Это утро, радость эта…» -1881 Поэт все же не мог не признать того факта, что природа по-прежнему полна очарования – нужно лишь уметь это видеть и чувствовать. «Эти ивы и берёзы, эти капли – эти слёзы»,

Слайд 1А.А. Фет
Я между плачущих Шеншин, И Фет я только средь поющих.

А.А. ФетЯ между плачущих Шеншин, И Фет я только средь поющих.

Слайд 2«Это утро, радость эта…» -1881


Поэт все же не мог не признать

того факта, что природа по-прежнему полна очарования – нужно лишь уметь это видеть и чувствовать. «Эти ивы и берёзы, эти капли – эти слёзы», — вот далеко не полный перечень того, что увидел поэт за окном в один из весенних дней. С присущей ему внимательностью он подмечал каждую мелочь, видя, как возвращаются птицы в родные края, оглашая окрестности своим гомоном, слыша, как журчит ручей и гудят проснувшиеся пчёлы. «Это всё – весна», — резюмирует поэт, наслаждаясь открывающимся из окна видом. Но в его стихах уже нет прежней лёгкости и безмятежности, которая была присущая раннему творчеству. Фет осознает, что мир не изменился, и пытается вновь возродить в себе самые светлые и чистые чувства. Но искреннего восторга по поводу того, что произошла очередная смена году, автор не испытывает.
Примечательно, что это стихотворение написано в одно предложение. Не прибегая к помощи возвышенных эпитетов и не используя образных сравнений, поэт попросту перечисляет то, что увидел, короткими штрихами воссоздавая картину весеннего утра. Сдержанный в своих высказываниях, автор ещё раз подчеркивает, что вокруг ничего не изменилось, но изменился он сам, став мудрее, опытнее и хладнокровнее. Его жизнь близится к завершению, и ничто не в состоянии пробудить былую пылкость сердца и остроту чувств, даже красавица-весна – муза всех поэтов и неиссякаемый источник вдохновения, который Фет всегда ценил.

«Это утро, радость эта…» -1881 Поэт все же не мог не признать того факта, что природа по-прежнему

Слайд 3«Шёпот, робкое дыханье…»- 1850


Поэт был сторонником теории единения человека с

природой. По его мнению, человек является неотъемлемой его частью, как сын является порождением своего отца. Поэтому природу невозможно не любить, и это чувство у Фета порой выражено в стихах гораздо сильнее, чем любовь к женщине.
Предрассветные сумерки не только преображают окружающий мир, но и являются причиной «волшебных изменений милого лица», на которых спустя несколько мгновений заиграют лучи утреннего солнца. Но пока этот восхитительный миг не наступил, есть время предаться любовным утехам, которые оставляют слёзы восхищения на лице, смешиваясь с пурпуром и янтарными отблесками зари.
Особенностью стихотворения является то, что в нём нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Это позволяет создать эффект присутствия и придаёт особую живость поэтической картине раннего летнего утра, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.

«Шёпот, робкое дыханье…»- 1850 Поэт был сторонником теории единения человека с природой. По его мнению, человек является

Слайд 4«Сияла ночь…» - 1877


В стихотворении, посвящённом музыке и пению, тесно переплетаются

две основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса. Произведение, основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду, написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви. Образ любви-воспоминания, над которым не властно время, доминирует в элегии.
По своему композиционному решению стихотворение «Сияла ночь» близко к пушкинскому «Я помню чудное мгновенье…». Произведение состоит из 4 строф-четверостиший, каждая из которых имеет свою звукопись. Симметрическая композиция расчленяет стихотворение на две смысловые части: первые две строфы посвящены первому пению героини, третья и четвертая строфы повествуют о повторном исполнении ею песни спустя много лет. Повествование идет с нарастанием, подводя к высшей точке сюжета – последнему четверостишию.
Поэт утверждает тождество пения и певицы с любовью («Что ты одна – любовь»). Любовь – это смысл бытия, это истинная вера.
Две встречи и два пения в трактовке Фета – варианты одного вечного события. Желание любить подчёркивает рефрен: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой».
Основной мотив и идея произведения – преобразующая сила искусства.
Для создания образного строя стихотворения поэт использует образы из разных сфер – природы (ночь, заря), музыки и пения (рояль, струны, голос, звуки), человеческих чувств (дрожащие сердца).
Поэт проникает в стихию чувства любви, соединяя и «рыдающие звуки», и любовь, и женщину». Музыка, искусство и любовь – явления прекрасного, и высшее счастье для поэта – веровать в это прекрасное.

«Сияла ночь…» - 1877В стихотворении, посвящённом музыке и пению, тесно переплетаются две основные темы – любовь и искусство. Фет

Слайд 5«Ещё майская ночь» - 1857
.

Майская ночь, которой в своём стихотворении восхищается

автор, судя по всему, является первой в его отнюдь не счастливой семейной жизни. Однако поэт полон решимости забыть свою возлюбленную Марию Лазич, от женитьбы на которой отказался именно из-за финансовых соображений. Теперь, обретя внушительное состояние, Фет рассчитывает на безмятежную и полную достатка жизнь, поэтому его умиляет всё: и майская ночь, и шелест молодых берёзовых листьев за окном, и упоительные соловьиные трели. Автор, словно бы очнувшись от длительной спячки, начинает замечать красоту окружающего мира, подчёркивая, что «все звезды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь». Свою молодую супругу поэт сравнивает со стройной берёзой, которая «застенчиво манит и тешит взор». Проводя подобную параллель, автор отмечает, что «так деве новобрачной и радостен, и чужд её убор».
Личные чувства и переживания в эту ночь Афанасий Фет старается тщательно скрыть, считая, что не любовь, а финансовое благополучие являются залогом благополучной семейной жизни. Впоследствии поэт осознает свою ошибку и будет жестоко расплачиваться за неё до конца своих дней, живя с женщиной, которую не любит. Однако в день свадьбы автор полон самых радужных надежд, хотя первые сомнения уже закрадываются в его душу. Ему гораздо милее и приятнее любоваться ночным небом и восхищаться его красотой, чем проводить время с молодой женой. Поэтому поэт отмечает, что «твой лик, о ночь, не мог меня томить!». О том, как Фет на самом деле относится к своему браку, свидетельствуют последние строки стихотворения «Ещё майская ночь…», в которых автор признаётся: «Опять к тебе иду с невольной песней, невольной – и последней, может быть». Поэт втайне сожалеет о том, что добровольно лишил себя свободы ради финансового благополучия, предчувствуя, что подобный союз очень скоро станет для него обузой. О своей первой и единственной возлюбленной Фет открыто не упоминает, однако между строк этого романтического стихотворения можно уловить лёгкое сожаление о том, что его избранницей стала совершенно другая женщина.
«Ещё майская ночь» - 1857.Майская ночь, которой в своём стихотворении восхищается автор, судя по всему, является первой

Слайд 6Светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в неё

вплетаются философские размышления, в которых автор всё чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти.
Подобные настроения характерны для стихотворения. Автор описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование. Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления. Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погружённого во тьму леса, тень которого «растёт, как сон». В стихотворении выражает надежду, на то, что заря прощается с землёй не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться.
Ямб.

«Заря прощается с землёю» - 1858

Светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в неё вплетаются философские размышления, в которых автор

Слайд 7"Одним толчком согнать ладью живую...« - 1887
В стихотворении, состоящем из трёх

четверостиший, говорится о поэзии, о “певце... избранном”, становится ясно лишь при чтении последних двух строк. Основная же часть текста — цепь образов-описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединённых мотивом резкого, внезапного изменения. Это изменение — радостно, мир наполняется движением, чувства обострены.


Поразительно преображение внутреннего мира: открывается “неведомое, родное” (то есть родное до этого преображения было неведомым), “тайные муки” обретают “сладость”, “чужое” чувствуется как “своё”.

Тематическое единство стихотворения подчёркнуто его композицией. Весь текст — одно предложение.
Ямб.

Слайд 8«Вечер» - 1855
«Природы праздный соглядатай» — так сам поэт полуиро­нически

определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества. Пейзаж стихотворения конкретен, детально выписан. В то же время он создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью — это мир «сопричастий», зеркальных отраже­ний, соприкосновений и мимолётностей. Глаголы первого безличного предложения сразу же задают динамику. Вечер — это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти преходящие моменты, «миги» бытия, видения предмета таким, каким он предстал в настоящий момент.
«Вечер» - 1855 «Природы праздный соглядатай» — так сам поэт полуиро­нически определил свое отношение к одной из

Слайд 9«Учись у них-у дуба, у берёзы» - 1883
Лирический герой предстает

умудрённым опытом человеком. По его мнению, человеку для того, чтобы быть по-настоящему сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам непременно придут радость и счастье. Этого, по мнению поэта, вполне достаточно для преодоления любых превратностей судьбы. И именно этой философской концепции автор посвятил своё стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы».
Лейтмотивом этого произведения является единение человека с природой. Более того, Афанасий Фет убежден, что людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом. Автор подчеркивает, что каждому из нас приходится испытывать не только радость и счастье, но и горе. Однако это совсем не повод для того, чтобы впадать в уныние и считать, что любая неудача ставит крест на будущем и является поводом для того, чтобы перестать надеяться на лучшее. Главное, запастись терпением и осознать, что жизнь циклична, и любому человеку дается шанс прожить её светлый отрезок так, чтобы впоследствии ни о чём не сожалеть и не испытывать угрызений совести за то, что время потрачено впустую.
Ямб.
«Учись у них-у дуба, у берёзы» - 1883 Лирический герой предстает умудрённым опытом человеком. По его мнению,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть