Слайд 1Пьеса « Гроза» А. Островского
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ФИЛИАЛ КРАЕВОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«УССУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ
Преподаватель Копылова Н.А.
Слайд 2Пьеса « Гроза» А. Островского
Слайд 3В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной
«Литературной экспедиции», организованной морским
министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжских
городах расширили представление драматурга о русской
действительности. Это положило начало работе над
драмой «Гроза».
Слайд 4Писать “Грозу” Островский начал в июне - июле 1859 года и
закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины
Слайд 5Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию
морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.
“С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.
Слайд 7“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и
по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...
Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.
Слайд 8История создания драмы «Гроза»
Пьеса была написана быстро: начата
в июле, а окончена
в октябре 1859 года.
Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».
«Волга дала Островскому обильную пищу,
указала ему новые темы для драм и комедий
и вдохновила его…» (участник «Литературной
экспедиции» С.В.Максимов).
Слайд 9В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял
из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.
Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.
Слайд 10 А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую
семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.
И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.
Слайд 11Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что
“Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.
Слайд 12Жанровое своеобразие пьесы
Драма:
1) жанр;
2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы:
конфликт, членение сюжета на
сценические эпизоды, сплошная
цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного
начала.
Слайд 13Основной конфликт
А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций
и как старозаветный
уклад начинает рушиться
под напором требований жизни».
. Конфликт между «темным царством» и новым
человеком, живущим по законам совести
Слайд 14Система художественных образов
Литературные персонажи
«Темное царство»
Кабанова Марфа Игнатьевна
Дикой Савел анница
Катерина
Борис
Кулигин
Варвара
Кудряш
Тихон
Слайд 15Значение имен в драме
Екатерина – разговорное Катерина,
в переводе с греческого:
чистая, благородная
Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.
Марфа – от арамейского: госпожа.
Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:
борьба, от славянского: слова.
Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный
(у бога).
Тихон – от греческого: удачный, спокойный
Слайд 17Расскажите о жителях Калинова.
Какие порядки царят в городе?
(Ответ подтвердите текстом).
Действие
происходит в городе
Калинове, расположенном на
берегу Волги. В центре города-
Базарная площадь, неподалеку
старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью
и жестокостью отличаются
хозяева города.
Слайд 19.
Согласны ли вы с этим высказыванием критика?
Докажите справедливость слов Н.Добролюбова.
Ничего святого, ничего чистого,
ничего правого в этом темном
мире: господствующее над ним
самодурство, дикое, безумное,
неправое, прогнало из него всякое
сознание чести и права…» (Н.Добролюбов)
Слайд 20Самодуры русской жизни»
Что означает слово «самодур»?
Каково ваше представление о Диком?
Что является
причиной необузданного
произвола Дикого?
Как он относится к окружающим?
Уверен ли он в безграничности своей
власти?
Охарактеризуйте речь, манеру говорить,
общаться Дикого. Приведите примеры
Дикой Савел Прокофьич - типичный
представитель «темного царства».
Слайд 21Сформулируем вывод
Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик»,
«ругатель», «самодур», что значит
дикий, крутой сердцем,
властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость,
невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть
к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.
Слайд 22Самодуры русской жизни»
1. Каково ваше представление об этом
персонаже?
2. Как она
относится к своим домашним?
Каково ее отношение к «новым порядкам»?
3. В чем сходство и различие характеров
Дикого и Кабанихи?
4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры
Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».
Слайд 23Сделаем вывод
Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,
прикрытого ханжеством. Как верно ее
охарактеризовал
Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств
к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и
порядков «темного царства».
Слайд 24Молодые герои пьесы
Катерин
Борис
Тихон
Варвара
Кудряш
Дайте характеристику каждому литературному герою
Слайд 25
Сделаем вывод
Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный
укорами и приказаниями матери,
думает о том, как бы
вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.
Слайд 26Борис - мягкий, добрый, действительно понимает
Катерину, но помочь ей не в
силах. Он не способен
бороться за свое счастье, выбирает путь смирения
Слайд 27Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее
ложь - защита от законов
«темного царства». Она убежала
из дома, но не покорилась.
Слайд 28Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего
хозяина. Он всеми
путями борется за свое счастье
Слайд 29Борьба Катерины за счастье
Чем Катерина отличается от других
героев драмы «Гроза»?
2.
Расскажите историю ее жизни. Приведите
примеры из текста.
3. В чем трагизм ее положения?
4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?
Слайд 30
Борьба Катерины за счастье
Почему Борис не взял ее с собой?
3. Почему
она не вернулась к мужу?
Достойны ли Борис и Тихон ее любви?
Был ли у Катерины другой выход,
кроме смерти?
Слайд 31
Борьба Катерины за счастье
Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?
2.
Какую роль играет сцена грозы
в пьесе?
3. Прочитайте выразительно монолог
Катерины в сцене покаяния. Какую
роль он играет в раскрытии идейного
содержания произведения?
Слайд 32Смысл названия драмы «Гроза»
Гроза – это стихийная сила природы,
страшная и до
конца не изученная.
Слайд 33
Смысл названия драмы «Гроза»
Гроза – это грозовое состояние
общества, гроза в
душах людей.
Гроза – это угроза уходящему, но
еще сильному миру кабановых и диких.
Гроза – это христианское поверье:
гнев божий, карающий за грехи
Гроза – это зреющие
новые силы в борьбе со
старыми пережитками прошлого.
Слайд 34
Финал пьесы
Докажите, что развитие действия
неизбежно ведет к трагическому
концу?
Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?
Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?
Слайд 35Н.А.Добролюбов
Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.
В трагическом конце…дан страшный
вызов самодурной силе.
В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о
нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».
Слайд 36Д.И.Писарев
Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине
ни твердого характера, ни
развитого ума…Она разрубает
затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно
неожиданно для нее самой».
(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)