Слайд 1
Персонажи произведений Ф.М.Достоевского
в живописи И.Глазунова
Автор учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Школа №154 для
обучающихся с ОВЗ г.Перми»
Карнаух Т.В
Слайд 21. Познакомиться с живописью И.Глазунова
2. Ответить на вопрос: «Портреты персонажей Достоевского-
портреты «страдающих безумцев?»
3. Определить, каким образом живопись И.Глазунова помогает понять мировоззрение писателя
Цель урока:
Слайд 3
Образы к произведениям Ф. М. Достоевского занимают важное место в творчестве
И. С. Глазунова. Можно сказать, что Илья Сергеевич Глазунов работает над ними всю жизнь, со студенческих лет.
Художник как никто другой смог проникнуть в мир мыслеобразов писателя. Глазунов признавался: «…мне хотелось, в отличие от обычно понимаемого слова «иллюстрация», трансформировать мир идей Достоевского, создать людей-идееносцев».
Слайд 4
«Мечтатель» 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского "Белые ночи"
В своих полотнах
Илья Сергеевич пытался передать мир писателя — «борьбу света и мрака».
Слайд 5Настенька. Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского "Белые ночи" 1970 г.
Слайд 6
Неточка Незванова 1970 г.
Иллюстрация к
повести Ф. М.Достоевского
"Неточка Незванова"
Глаза Неточки
Незвановой
— это глаза страдающего
ребенка
По мысли Ф.Достоевского
ни в одну
эпоху «мир познания»
не стоил той самой
«слезинки ребенка»
Слайд 7
Илья Сергеевич Глазунов работает над образами персонажей Достоевского всю жизнь, со
студенческих лет, когда были созданы первые три иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Идиот».
Глаза — одна из самых сильных черт на портретах Глазунова.
Герои Достоевского на полотнах Ильи Глазунова с их огромными глазами больше похожи не на людей, а на инопланетные, неземные существа.
Слайд 8
Князь Мышкин. «Идиот»
1956 г
Мышкин только-только
приехал в Петербург —
.
На
портрете 1956 года,
голубе глаза князя светятся
тихой добротой
На губах Мышкина
притаилась
скромная улыбка, а все лицо
князя напитано кротостью
и смирением.
Через десять лет Глазунов напишет совсем другой портрет: Мышкин выпал
на улицу из дома Рогожина, узнав о гибели Настасьи Филипповны.
Взгляд огромных глаз
князя недвижим, брови изломлены. Кажется, будто герой заморожен, раздавлен ужасной
новостью.
Слайд 10
«Князь Мышкин после смерти Настасьи Филипповны».
Огромные глаза князя на исхудалом и
как будто постаревшем лице
Он не сошел с ума — он разочарован, уничтожен, убит.
Слайд 11В книге «Россия распятая» художник пишет:
«Еще в юности меня пронзили
образы петербургского мечтателя, князя Мышкина, Настасьи Филипповны, Рогожина. Я уже тогда понимал, что такое реальность мечты и иллюзия реального мира. Поражало, что у Достоевского все его герои, несмотря на их жизненноиндивидуальную психологию, — идееносцы, люди, душа и совесть которых находятся в постоянной битве за овладевшую ими социальную, философскую, но прежде всего нравственную идею, четко очерченную писателем в каждом персонаже».
Слайд 12
Настасья Филипповна.
1956 г.
Парой штрихов художник
пишет трагический образ
страдающей
роковой женщины
Настасьи Филипповны.
Глаза отражают всю глубину
страдающей души героини.
Слайд 13
Настасья Филипповна.
1983 г.
Иллюстрация к
роману Ф. М.Достоевского
"Идиот".
Слайд 15 Нарочито непропорциональным кажется ледяное лицо Ставрогина из «Бесов», в котором, стоит
лишь вглядеться получше, читается подступающее сумасшествие, недобрая решимость, убийственный холод.
Слайд 16Впечатление подступающего сумасшествия усиливает искаженный левый глаз, где, кажется, бьется злая
жилка.
Слайд 17Глазунов, конечно, создал портреты и самого Достоевского.
Писатель, в какой бы
точке Петербурга он ни находился, всегда обращен в себя. Неизменно на его лице виден отпечаток дум обо всех «униженных и оскорбленных» мира сего
Слайд 20Глазунов дни и ночи бродил по Петербургу, пытаясь проникнуться его духом
Город
- Петербург- неизменно присутствует на каждой иллюстрации: он давит героев своей громадой, удушающими оттенками, суровым безразличием
Слайд 23
ДВОР.1983 г.
Иллюстрация к повести
Ф. М.Достоевского
"Записки из подполья".
Слайд 24На картинах И.Глазунова, как и в произведениях Достоевского, «дьявол с Богом
борется в сердцах людей». Художник развивает тему «всемирной отзывчивости» и снова убеждает нас: все же человек создан по образу и подобию Божьему. То есть человек, который несет свет, любовь и добро, должен страдать , по образу Христа