Слайд 1Образ А.С. Пушкина в живописи.
Работа Маликовой Диёры,
ученицы 10 а класса
МБОУ СОШ
№14.
Слайд 2Цель: проследить, каким видело, искало и находило «своего Пушкина» каждое новое
поколение художников.
Слайд 3Задача: показать гениальность, внутреннюю силу и стремительность творческого развития поэта путем
знакомства с известными портретами А.С.Пушкина, созданными русскими живописцами.
Слайд 4
Гипотеза:
Пушкин – один из немногих поэтов, к личности которого так
часто и так охотно обращались художники.
Слайд 5Актуальность работы определяется непреходящей историко-культурной значимостью личности А.С.Пушкина.
Ценность работы состоит в
её причастности к искусствоведению, выступающему в своеобразном преломлении через биографию поэта.
Слайд 6Глава 1.Пушкин в глазах современников.
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное
явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…».
Н.В.Гоголь
Слайд 7Пушкин для нас имеет свой облик, сформировавшийся за 180 лет социальный
стереотип. Мы узнаем его по удлиненным глазам, кудрям и бакенбардам, по прямому носу, пухлым губам и срезанному назад лбу.Таким он нам знаком с детства по портретам, по рисункам на полях его рукописей.
Слайд 8Глава 2.Пушкина на портретах.
В.А.Тропинин «Пушкин»
Себя как в
зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
А.С.Пушкин (1827 г.)
Слайд 9О.А.Кипренский «Пушкин»
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она
внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
А.С.Пушкин «Муза»
(1821г.)
Слайд 10 П.Ф.Соколов «Пушкин»
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут
аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
А.С.Пушкин
«Моя родословная»
(1830 г.)
Слайд 11 И.Л.Линёв «Пушкин»
Мне не спится, нет огня; Всюду мрак
и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня. Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье, Жизни мышья беготня... Что тревожишь ты меня? Что ты значишь, скучный шепот? Укоризна или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу...
А.С.Пушкин (1830г.)
Слайд 12Н.П.Ульянов «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу»
Не множеством картин
старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель…
А.С.Пушкин «Мадонна»
(1830г.)
Слайд 13 А.А.Наумов «Дуэль Пушкина с
Дантесом».
Черная речка. Зима. Снег.
Полный интриг девятнадцатый век.
Шпаги в сугробе. Отсчет шагов.
Тайная битва ярых врагов.
Два пистолета. Один без пуль.
Сплющилось солнце в загадочный нуль.
Сходятся. Полно, уже пора.
Сброшена шуба. Блестят кивера…
А.С.Пушкин «Дуэль» (1834г.)
Слайд 14П.П.Кончаловский «Пушкин в
Михайловском»
Приветствую тебя, пустынный
уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Я твой — я променял порочный двор Цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубров, на тишину полей, На праздность вольную, подругу размышленья.
А.С.Пушкин «Деревня»
Слайд 15Б.В.Щербаков «Пушкин в
Петербурге»
Прости мне, милый
друг,
Двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье
Мне было недосуг.
На тройке пренесенный
Из родины смиренной
В великий град Петра,
От утра до утра
Два года все кружился
Без дела в хлопотах,
Зевая, веселился
В театре, на пирах;
Не ведал я покоя,
Увы! ни на часок,
Как будто у налоя
В великой четверток
Измученный дьячок…
А.С.Пушкин «Городок»
Слайд 16В.Серов «Пушкин в парке на садовой скамейке»
Теперь моя пора: я не
люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!
А.С.Пушкин «Осень»
Слайд 17И.К.Айвазовский «Прощание А.С.Пушкина с Чёрным морем»
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо
мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим…
А.С.Пушкин «К морю»
Слайд 18И.Е.Репин «Пушкин на лицейском экзамене»
Чем чаще празднует лицей
Свою святую
годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
И наши песни тем грустнее.
Так дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались,
И мы средь пиршеств молодых…
А.С.Пушкин «Чем чаще празднует лицей»
Слайд 20Вывод :
В своей работе я попыталась доказать,
что Пушкин – один
из немногих поэтов,
к личности которого
часто обращались художники 19-20 века.
Вывод :
Слайд 21 Вывод:
Сравнение разных портретов Пушкина, выполненных различными
мастерами, способствует появлению сложного зрительного образа, который помогает представить внешность Пушкина в разные периоды его жизни и в то же время позволяет ощутить перспективу времени, отделяющего нас от него.
Слайд 22Словарь терминов
Акварель – картина, написанная акварельными красками.
Живопись – вид изобрательного искусства,
произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность.
Интерпретация - теоретико-познавательная категория; метод научного познания, направленный на понимание внутреннего содержания интерпретируемого объекта через изучение его внешних проявлений (знаков, символов, жестов, звуков и др.).
Искусствоведение –комплекс научных дисциплин, изучающих искусство.
Образ – созданный художником обобщенный характер, тип.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая виды природы.
Портрет – изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре.
Парадный портрет – портрет, нередко приукрашивающий изображаемого человека.
Парадному портрету свойственна откровенная демонстративность и стремление «историзировать» изображённого.
Слайд 23Список литературы:
pushkin.niv.ru, pushkin/bio/biografiya.htm
Боголепов П.К. Тропа к Пушкину.- М., 1984.
Гессен А.И. Жизнь
поэта.- М., 1990.
Лотман Ю.М. А.С. Пушкин.- М., 1990.
Пушкин в школе (Сост. В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 1978, с. 274-281.
Пущин И.И. Записки о Пушкине.- М., 1980.
Скатов Н.Н. Русский гений.- М., 1987.
Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники.- М., 1985.