Слайд 1О форме и содержании
ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Слайд 2Выполнение требования № 1 «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемый объем итогового сочинения
– 350 слов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Качество сочинения напрямую не зависит от объема.
Слайд 3 Не стремитесь к искусственному расширению текстового объема, используя
неоправданные повторы тезисов из формулировки темы, недостаточно обоснованное включение заранее заготовленных объемных цитат и афоризмов, немотивированное обращение к нескольким литературным источникам в ущерб глубине рассуждений.
Объем собственного высказывания следует наращивать только за счет более обоснованного размышления по избранной теме и более глубокого рассуждения, включающего комментированный пересказ и аспектный анализ необходимых для раскрытия темы фрагментов литературного произведения, литературных характеров, значимых деталей и др.
Слайд 4Выполнение требования № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника; текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то за работу выставляется «незачет» на основании невыполнения требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 5Выполнение условий критерия № 1 «Соответствие теме»
1. Понимание сущности темы
сочинения и выявление смысла ключевых понятий
В наиболее качественных итоговых сочинениях соблюдены главные требования к письменному высказыванию:
выпускники понимают сущность избранной ими темы,
во вступлении формулируют проблему, которую будут решать,
определяют главную мысль своих высказываний,
выявляют смысловое наполнение нравственных и психологических понятий, входящих в формулировку темы и заданных в тематических направлениях.
Открытые направления тем и сами темы итогового сочинения требуют осмысления абстрактных понятий: мечта, реальность, месть, великодушие, доброта, жестокость и др.
Слайд 6О задачах
вступления и заключения
Слайд 7Пример вступления в итоговом сочинении.
(по теме «Когда возникает конфликт между чувствами
и разумом?»)
На протяжении многих веков тема борьбы чувств и разума является одной из самых любимых для поэтов и прозаиков различных стран и народов. И это совсем не удивительно. Ведь понятия «чувства» и «разум» являются, без сомнения, абсолютно противоположными друг другу. Для каждого человека эти понятия имеют свой смысл, и каждый хоть раз в жизни сталкивался с внутренней борьбой собственных переживаний и логических доводов.
Но отчего же эта борьба так важна для людей? Казалось бы, нет ничего проще, чем выбрать что-то одно и жить, опираясь лишь только на научное либо чувственное познание мира. Но как можно сделать такой выбор, когда ты в тупике? Когда всеми своими мыслями понимаешь, что верен только этот путь, а сердце заставляет идти другой дорогой, доказывая, что нет ничего важнее любви?
Многие герои как русской, так и зарубежной литературы оказывались в подобном тупике, когда дальнейшая жизнь зависела лишь от правильного выбора. Но как показывает горький опыт, не каждому дана возможность поступать безошибочно.
Слайд 8Попробуйте определить, по какому признаку подчеркнуты фрагменты в тексте данного вступления?
На протяжении многих веков тема борьбы чувств и разума является одной из самых любимых для поэтов и прозаиков различных стран и народов. И это совсем не удивительно. Ведь понятия «чувства» и «разум» являются, без сомнения, абсолютно противоположными друг другу. Для каждого человека эти понятия имеют свой смысл, и каждый хоть раз в жизни сталкивался с внутренней борьбой собственных переживаний и логических доводов.
Но отчего же эта борьба так важна для людей? Казалось бы, нет ничего проще, чем выбрать что-то одно и жить, опираясь лишь только на научное либо чувственное познание мира. Но как можно сделать такой выбор, когда ты в тупике? Когда всеми своими мыслями понимаешь, что верен только этот путь, а сердце заставляет идти другой дорогой, доказывая, что нет ничего важнее любви?
Многие герои как русской, так и зарубежной литературы оказывались в подобном тупике, когда дальнейшая жизнь зависела лишь от правильного выбора. Но, как показывает горький опыт, не каждому дана возможность поступать безошибочно.
Слайд 9Комментарий эксперта:
Несомненно, что конфликт между разумом и чувствами может быть спровоцирован
не только любовью, но и другими причинами, например, когда человеку приходится выбирать, следует ли идти по воле разума на смерть или руководствоваться только чувством самосохранения. Но выпускник ограничивает ракурс избранной темы только любовной коллизией, что само по себе правомерно и оговорено во вступлении, и прибегает к отбору таких примеров из литературы, где герои находятся в состоянии любовного конфликта: «Олеся» А.И. Куприна, «Бесприданница» А.Н. Островского и «Мартин Иден» Дж. Лондона.
Слайд 10Перекликается со вступлением и заключение к сочинению:
Как
мы видим, подобный конфликт между чувствами и разумом зачастую бывает роковым: многие герои не могут смириться с жестокой реальностью, которая ставит под сомнения их самые искренние и яркие чувства. Чтобы не видеть этого мира, который не оправдал их надежд на счастливую жизнь, герои уходят из него, либо сбегают в свой, выдуманный мир, который дает им то, чего они не смогли найти. Остальные же меняются навсегда.
В заключение хотелось бы ответить на вопрос, когда же все-таки сталкиваются в борьбе разум и чувства, цитатой одного из самых известных писателей современности Стивена Кинга: “Иногда то, что мы знаем, бессильно перед тем, что мы чувствуем”. Поэтому единственное, что хотелось бы пожелать в такой ситуации,– всегда находить в себе силы, быть стойким и идти до конца.
Слайд 11Комментарий эксперта:
Показательно, что, отвечая на вопрос темы, автор сочинения не
ставит задачу четко подытожить свои размышления о том, когда же возникает конфликт разума и чувств. Он пишет о том, какие последствия может повлечь за собой это столкновение, если речь идет о несчастной любви. Именно в этом ключе становится логичной цитата из С. Кинга, в которой провозглашается приоритет чувств над разумом в их вечном конфликте. В этой логике обоснованной становится и последняя фраза заключения. («Поэтому единственное, что хотелось бы пожелать в такой ситуации,– всегда находить в себе силы, быть стойким и идти до конца»).
Слайд 12Запомните: по вступлению и заключению можно судить о качестве сочинения в
целом, его нацеленности на раскрытие темы.
Главные типичные недостатки сочинений, выявленные при оценке по критерию № 1:
неумение выявить ключевое слово в теме и в соответствии с ним определить ракурс раскрытия темы во вступлении к работе;
неточности в понимании философских и нравственно-психологических понятий в формулировке темы;
неоправданное расширение темы до уровня тематического направления (выпускники оказываются не в состоянии (или желая «обмануть» проверяющих) скорректировать заученный материал в соответствии с более частной формулировкой темы. В итоге получается текст о чести «вообще», дружбе «вообще».
Эта категория сочинений наиболее многочисленна среди тех, за которые выставляется незачет по критерию № 1.
!
Слайд 13К другим типичным недостаткам сочинений относятся:
необоснованные обобщения, категоричность и прямолинейность
суждений, например:
(по теме «Какой поступок можно назвать бесчестным?»
Каждый человек волен сам мостить себе дорогу жизни, выбирать путь, по которому пойти. Он может свернуть на тропинку подлых и низких поступков, а может избрать себе дорогу чести. Те, кто решит жить по совести, всегда будут следовать высоким моральным принципам, не изменяя никогда своим нравственным ориентирам и установкам. Другие же будут считать возможным использование любых средств для достижения своих корыстных целей, не испытывая никакого уважения к окружающим людям, будут ловчить и хитрить без зазрения совести);
желание наполнить работу максимальным количеством примеров в ущерб глубине рассуждения на заданную тему
(Простой расчет показывает, что, поскольку тема строится на сопоставлении/противопоставлении понятий, то для рассмотрения проблемы необходимо привести два примера из одного или двух литературных произведений).
Слайд 14демагогические рассуждения - путь формального увеличения объема, включение в текст пространных
рассуждений или прямого обращения к проверяющему, например:
Тема «Над какими чувствами разум может быть не властен?»
Когда следовать чувствам неразумно? Ну наверное неразумно это не думая не о чем. Я понимаю это так что следовать чувствам неразумно это следуя за чувством не думая не о чем. Чувство как я понимаю это наше второе я. Если следовать за чувством без нераздумия то от этого не чего не изменится. К чувству нужно подходить с умом. И тогда всё будет на оборот все хорошо. Чувство всегда нам помогает: например хочешь совершить какой нибудь поступок сначало нужно подумать, прислушаться к чувству, по том будет такое чувство, что добром это не кончится. Вот например из моей личной жизни: както раз позвали друзья погулять мама не отпускала и друзья предложили сбежать с дому, но я сразу подумала точней чувство потсказало, что завтра это добром не кончится.
Так как нужно сделать вывот: когда следовать чувствам не разумно. Вот както такой вывод нужно думать прежде чем следовать за чувством, с разумом и умом. (Орфография и пунктуация автора сочинения)
Слайд 15О важности умения
выявлять ключевое слово (слова)
в избранной вами теме
сочинения
Слайд 16Какое слово в формулировке темы «Может ли быть неравенство в дружбе?»
вы считаете ключевым?
Сумел ли автор сочинения определить ключевое слово темы?
Через нашу жизнь проходит такое количество людей, что не всегда можно понять наше отношение к ним. Одни появляются и исчезают незамеченными, другие же могут остаться на долгие годы и в нашей жизни, и в нашей памяти. Нельзя предугадать, какой человек встретится тебе на пути. Наше первое впечатление может отличаться от последующего, которое может возникнуть при более длительном общении. Таким образом, наши отношения с, казалось бы, далеким знакомым могут перерасти в то, что человек называет дружбой.
По-моему, дружба – это особый вид взаимоотношений между людьми, который играет в нашей жизни большую роль. Ведь именно другу мы можем рассказать секреты, высказать переживания и попросить совета. Дружба – это не только общие интересы, но и единение душ, обоюдный труд, когда друзья не только берут что-то от дружбы, но и отдают частичку себя.
Слайд 17Из заключения эксперта :
Выпускник не понимает, какое слово в формулировке темы
является ключевым, и затрудняется поставить главную проблему рассуждения. Автор сочинения ни разу не употребил во вступлении слова «неравенство» и не сформулировал главную мысль высказывания, которая должна содержать его позицию по вопросу темы, заключающуюся в том, может или не может быть неравенство в дружбе.
Выстроим логическую цепочку:
1. От ключевого слова в теме – к главной проблеме своего рассуждения.
2. От формулировки проблемы – к изложению своей позиции.
3. Высказанная позиция = тезис рассуждения, следовательно, основная часть сочинения должна стать доказательством вашей позиции.
Слайд 18О необходимости
точного понимания
философских и нравственно-психологических понятий
в формулировке темы
Слайд 19Прочитайте фрагмент вступления на тему «В чем смысл утверждения Ф.Шиллера «Голова
должна воспитывать сердце»?»
«Я абсолютно согласен с этим изречением, ведь каждый человек в своей жизни может попасть в экстремальную ситуацию, справиться с которой он сможет только в том случае, если будет принимать заблаговременно обдуманные решения. Очевидно, что принятие важного решения под влиянием чувства может привести к непредсказуемым последствиям. Сгоряча человек принимает решение, которое ему диктует сердце, игнорируя предостережение разума».
К какому направлению относится тема?
О каких понятиях говорится в предлагаемой теме?
Эксперт отметил непонимание разницы между двумя понятиями. Какими?
Ошибка заключается в том, что чувства, в отличие от эмоций, которые имеет в виду выпускник, отличаются относительной устойчивостью. Непонимание этой разницы понятий уже во вступлении ведет выпускника по ложному пути.
Слайд 20Об особенностях
структуры рассуждения
Слайд 21Использование трафарета – это хорошо или плохо?
вступление (заранее заготовленное для данного
тематического направления);
два-три предложения-парафразиса или очень простой тезис;
два примера (не аргумента) на тему; преимущественно пересказ сюжета без комментариев;
заключение-заготовка для тематического направления.
Что вызывает вопросы в этом трафарете?
Слайд 22Классическая схема сочинения – рассуждения
Вступление – возможно указание на современность,
актуальность, всеобщую значимость темы и проч.; обязательный акцент на опорных словах темы, толкование их смысла, риторический вопрос, связанный с темой (поворот к существу темы (ее вопросительной части) реализуется через вопрос, цитату, апелляцию к своему эмоциональному восприятию или личному опыту); вступление завершается формулировкой главной мысли сочинения;
Основная часть содержит собственное размышление, раскрывающее главную мысль, и литературную аргументацию;
Заключение перекликается с главной мыслью, содержательно соотносится с темой и вступлением, концентрирует итог основного смысла рассуждения.
Слайд 23Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа:
тема—вопрос
тема—утверждение
тема—назывное предложение
Слайд 24Тема в виде вопроса. Например: «Что приносит любовь человеку: радость или
страдание?»
1. Ключевые слова — любовь, радость, страдание...
2. Общие рассуждения на тему:
Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей.
Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
3. Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части):
Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?
Слайд 25Это важно учесть!
— Можно ли в качестве первого предложения во вступлении
повторить вопрос темы или же написать вопросительное предложение?
— Конечно, это не возбраняется, но в этом случае важно помнить, что в итоговом сочинении-рассуждении предполагается тезис-ответ на заявленный в теме вопрос.
А это удобнее делать после самого вопроса во избежание логических ошибок. Поэтому рекомендуется сначала дать общее рассуждение по теме, а потом поставить сам вопрос, на который дать ответ-тезис, впоследствии вами аргументированно доказываемый.
Слайд 26Тема в виде предложения — утверждения. Например: «Писатель — судья своего
времени».
В качестве варианта формулировки может быть дано утверждение-цитата, например: «Время — ткань, из которой состоит жизнь» (Б. Франклин).
В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, приводятся общие рассуждения по теме. Вопрос теперь придётся сформулировать самим, опираясь на смысл утверждения.
Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы.
В этом случае можно использовать стандартные формулировки,
начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что...», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли...» и т. д.
Сформулируем вопрос к данной теме : «Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени?»
Слайд 27Элементы вступления по теме-утверждению: «Писатель — судья своего времени».
Ключевые слова -
время (своё время), писатель, судья
Общие рассуждения: Время — это категория философская. Нельзя дать однозначный ответ на вопрос, кто же может быть судьёй своего времени. Надо отметить, что очень сложно и ответственно быть судьёй всего того, что совершается вокруг. Миссия нелёгкая, поскольку, как известно, нет пророка в своём отечестве. Трудность заключается ещё и в том, что очень часто не всё, что происходит сейчас, на глазах, доступно осознанию, пониманию. Очень часто ответы на волнующие многих вопросы можно найти через много-много лет. Следовательно, роль судьи и его ответственность увеличиваются многократно. Но всё же надо ответственно подходить к этому, и лучше всего, на мой взгляд, это удаётся писателям. Особенно тем, кто как будто со стороны смотрит на всё происходящее и старается, анализируя, дать объяснение или ответ тому, что волнует миллионы, осознать и объективно оценить происходящее.
Слайд 28Вопрос (задаём главный вопрос темы):
И всё же можно ли уверенно говорить
о том, что именно писатель подчас всё-таки является не просто созерцателем, а именно судьёй своего времени?
Важное уточнение!
Если тема сформулирована в виде цитаты, то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату (по аналогии с предыдущими темами).
Слайд 29Тема — назывное предложение (ключевые слова)
Например: «Преходящее и вечное».
В этом случае
действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.
Ключевые слова темы — преходящее и вечное.
Общие рассуждения на тему: Как часто мы слышим: это будет жить в веках. А что это значит? Если говорить о вечном, то, наверное, это именно то, о чём говорят уже веками в разных литературных источниках. Это те самые философские категории добра, зла, верности, любви, надежды, предательства и так далее, о которых пишут песни, стихи, слагают легенды, те, в которые мы привыкли верить, на которые мы привыкли надеяться и стараться хранить и передавать своим детям, потому что именно на них и держится уже столько веков, вероятно, наш мир. Но что же можно называть преходящими ценностями? Наверное, это то, что не может жить веками, оно актуально именно сейчас, просто потому, что какое-то событие заставило об этом говорить, акцентировало внимание на чём-то, волнующем людей именно в этот момент.
Слайд 30Вопрос (задаём главный вопрос темы):
Что же, на мой взгляд, можно отнести
к таким явлениям, как преходящее и вечное?
Запомните:
Ответ на вопрос после общих рассуждений — это, во-первых, ваша позиция, во-вторых, тот тезис, который будет вами аргументированно доказываться в основной части сочинения.
Слайд 32Существует несколько способов закончить сочинение:
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из
всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
Слайд 33Заключение — призыв. Это ещё один достаточно
распространённый вариант концовки. Конечно,
это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату (ведь именно учитель будет вашим первым читателем).
Заключение — выражение надежды. Это один из самых
выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».
Слайд 34Завершение рассказа о случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве
вступления был приведён такой рассказ). Например, зарисовка, которая возвращает к вступлению:
«Я вспоминаю своего деда, которого мне больше не суждено увидеть, но эти детские воспоминания греют мою душу. Ведь не зря говорят, что пока о человеке помнят, он жив. Значит, надо всегда об этом думать, чтобы человечество ни на минуту не забывало своё прошлое, потому что без прошлого нет прекрасного будущего, а значит, и достойного настоящего!»
Цитата, подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, может, какая-нибудь подойдёт.
Важно, чтобы цитата обязательно соответствовала главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа»), и не учитывать её общий смысл.