Слайд 1
Панорама кавказа
В исполнении
М.Ю.Лермонтова
Слайд 2
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Картина М.Ю. Лермонтова, 1837г.
Эти места воспел Лермонтов
в поэме "Мцыри", действие которой происходит "...там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...". Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты".
Слайд 3
Воспоминание о Кавказе. Картина М.Ю. Лермонтова, 1838г.
На переднем плане по склону
холма едут в лучах заходящего солнца два всадника с ружьями в чехлах за плечами: один на белой лошади в бурке, другой на гнедой — в черкеске и папахе. Вдали синеет горный хребет.
Написана в Новгороде во время службы в Гродненском гусарском полку, в Селищенских казармах.
Слайд 4Древняя рать. 1828г.
В музее, где хранится эта акварель, за ней утвердилось
название «Отряд древних воинов». На обороте акварели надпись неизвестной рукой: «Вид лесистой и гористой местности с ратью древних воинов. Рисовал М. Ю. Лермонтов». Действительно, в долине, ограниченной остроконечными горами, движется рать пеших и конных воинов, вооруженных копьями. На переднем плане — воин в кольчуге, с мечом на поясе. Рядом с ним — другой, со щитом, луком и стрелами. Интересно, что рать русская, а горы — Кавказские, напоминающие по форме Бештау. На склоне дальней горы — чета деревьев. Несомненно, рисунок принадлежит Лермонтову, относится к числу самых ранних и возник в связи с интересом Лермонтова к русской истории. С детства внимание Лермонтова привлекали татарское нашествие и «колыбель воинственных славян» — древний Новгород. В стихах и поэмах, подобно поэтам-декабристам, он призывал подражать древним славянским героям, отдавшим жизнь за честь и свободу родной земли. К 1829 году относится начало неосуществленной поэмы «Олег».
Слайд 5Конный горец со значком. Акварель М.Ю. Лермонтова, 1836г.
Среди небольших холмов изображен
горец верхом на лошади, в чалме с полумесяцем и шароварах, с саблей у левого бока и ружьем за плечами. В правой руке у него знамя на длинном древке.
Слайд 6Крестовая гора. Картина М.Ю. Лермонтова, 1837-1838гг.
Одна из лучших живописных работ Лермонтова
"Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.
Слайд 7Нападение. 1829г.
В 1825 году десятилетний Лермонтов вместе с бабкой ездил из
Горячеводска на Терек, в имение Шелковое, принадлежавшее сестре Е. А. Арсеньевой — Е. А. Хастатовой. Имение находилось на границе Чечни. Все в этом крае было необыкновенно и ново — нравы, характеры и горцев и русских, казаков, солдат, офицеров; на них наложили свой отпечаток кавказская жизнь и законы долголетней войны. Путешествие было небезопасно — на дорогах везде стояли казачьи пикеты, переезды совершались не иначе, как под охраной вооруженного отряда с пушкой. Воображение юного Лермонтова поражали рассказы о кровопролитных сражениях и схватках с горцами, о засадах и нападениях, подстерегавших казаков на каждом шагу.
Слайд 8Нападение. Сцена из кавказской жизни. Картина М.Ю. Лермонтова, 1838г.
К переправе через
речку съезжает арба. С трудом удерживая ее напор, пригибаясь под нарастающей тяжестью ярма, с крутого берега сбегают волы. Ухватившись за ярмо, помогая волам, бородатый мужчина в заломленной назад барашковой шапке обернулся, чтобы успокоить сидящую в арбе молодую женщину, окутанную с головы до ног белым покрывалом. Скрытые от их глаз растущими возле поворота дороги деревьями и кустами, у реки притаились два всадника и договариваются, как лучше напасть на ничего не подозревающих путников. События еще нет — оно вот-вот совершится!..
Слайд 9Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Картина М.Ю. Лермонтова, 1835г.
Акварель изображает
гористую местность с холмами, поросшими лесом. На переднем плане видны водяная мельница и плотина, через которую проходит дорога, круто поднимающаяся вверх. По дороге от мельницы вверх скачет тройка, запряженная в телегу. Ямщик в высокой шапке держит в поднятой руке кнут. В телеге сидит мужчина в шинели или плаще. С правой стороны видны ствол поваленного дерева и несколько пней.
Слайд 10Перестрелка в горах Дагестана. Картина М.Ю. Лермонтова, 1840-1841гг.
Одной из картин на
военную тему явилось полотно "Перестрелка в горах Дагестана". Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.
Слайд 11Развалины близ селения Караагач в Кахетии. Картина М.Ю. Лермонтова, 1837-1838гг.
На картине
"Развалины близ селения Караагач в Кахетии" Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.
Слайд 12Стоянка Нижегородского драгунского полка в Карагаче близ Тифлиса. 1841г.
Совместно с Г.Г.
Гагариным. Два друга, два боевых товарища совместно выполнили акварели, посвященные боевым действиям. Авторские надписи на работах: "Рисовал Лермонтов, расцвечивал Гагарин" точно отражают и процесс создания произведений, и сильные стороны дарований их создателей.
Слайд 13Эльбрус на восходе солнца. Картина М.Ю. Лермонтова, 1837-1838гг.
На переднем плане, слева,
на круто обрывающейся плоской голой скале, у края — фигуры двух человек; левее — всадника и двух оседланных лошадей. Справа, на заднем плане, гора Эльбрус в лучах восходящего солнца.
Написана Лермонтовым после его возвращения из первой ссылки на Кавказ.
Слайд 14Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г. Акварель М.Ю. Лермонтова
и Г.Г. Гагарина.
Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.