Презентация, доклад на тему Методы и приемы обучения грамоте в 1 классе в условиях ФГОС детей с ОВЗ

Содержание

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными навыками чтения и письмаПредметы «Чтение» и «Русский язык» входят в образоватеьную область «Язык и речевая практика» Предметы «Чтение» и «Русский язык» рассчитаны в 1 классе на 99 часов каждый

Слайд 1
Основное содержание

1. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями чтения и письма
2. Цели и задачи, стоящие перед обучением грамоте
3. Предполагаемый результат
4. Педагогические технологии и основные направления работы педагога
5. Методы обучения, их классификация
6. Практическое использование методов и приемов

Методы и приемы обучения в начальной школе в условиях ФГОС

Основное содержание     1. Обучение грамоте как особая ступень овладения

Слайд 2Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными навыками чтения и письма
Предметы

«Чтение» и «Русский язык» входят в образоватеьную область «Язык и речевая практика» Предметы «Чтение» и «Русский язык» рассчитаны в 1 классе на 99 часов каждый , по 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

Три периода обучения грамоте:
Подготовительный
Основной
Послебукварный

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными навыками чтения и письмаПредметы «Чтение» и «Русский язык» входят в

Слайд 3Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и обучения письму.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи
Обучение направлено на:
Формирование навыка чтения
Формирование элементарного графического навыка
Развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики

Изучение курса способствует решению следующих задач:
Овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности
Развитие умения слушать и говорить
Расширение активного, пассивного и потенциального словаря
Овладение грамматическим строем речи
Овладение орфографией и пунктуацией, развитие орфографической и и пунктуационной зоркости
Овладение навыками и умениями анализа и понимания текста
Приобретение и систематизация знаний о русском языке
Воспитание средствами языка

Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и обучения письму. Обучение письму идет параллельно с обучением

Слайд 4Цель и задачи учебного курса
Определяющей целью является: формирование у обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья способности к успешной социализации и адаптации в обществе.
Использование технологии личностно-ориентированного обучения обеспечивает выполнение следующих основных задач:
развитие личности школьника, его творческих способностей;
развитие интереса к учению;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
поддержание индивидуальности ребенка.

Цель и задачи учебного курсаОпределяющей целью является: формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способности к успешной

Слайд 5Предполагаемый результат
Предметными результатами изучения курса «Обучение грамоте» в 1-м классе является

формирование следующих умений:
1-й уровень - базовый
различать звуки на слух и в собственно произношении;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания);
2-й уровень - минимальный
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
списывать с печатного текста отдельные

Личностными результатами изучения курса «Обучение грамоте» в 1-м классе является формирование следующих умений:
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предполагаемый результатПредметными результатами изучения курса «Обучение грамоте» в 1-м классе является формирование следующих умений: 1-й уровень -

Слайд 6
Технология – это искусство,мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменение состояния (В.П.

Шепель)
Технология- это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве (Толковыйсловарь)
Педагогическая технология- это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П. Беспалько)
Педагогическая технология-это описание процесса достижения планируемых результатов обучения 9И.П.Волков)
Направления и краткое содержение работы
Развитие речи: формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи, составление предложений
Развитие слухового восприятия и речевого слуха: различение звуков окружающей действительности, практическое знакомство с понятиями слово, часть слова (слог), звук.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировк
Развитие навыков произвольной деятельности
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Совершенствование мелкой моторики и формирование графо-моторных навыков.

Педагогическая технология

Технология – это искусство,мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменение состояния (В.П. Шепель) Технология- это совокупность приемов, применяемых

Слайд 7Методы обучения реализуют установку на большую активность субъекта. Включение методов в

учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся усиливает интерес и мотивацию

Существенной составляющей педагогических технологий являются  методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся

Методы обучения реализуют установку на большую активность субъекта. Включение методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся

Слайд 8






Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя

и учащихся.   Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".      В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
лекция;
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
решение задач;
работа с книгой;

Методы обучения и их классификация

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.   Ю.К. Бабанский считает,

Слайд 9по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
использование технических средств;
просмотр

кино- и телепрограмм;
практические:
практические задания;
тренинги;
деловые игры;
анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частичнопоисковый;
исследовательский;
по логичности подхода:
индуктивный;
дедуктивный;
аналитический;
синтетический.

по источнику получения знаний:словесные;наглядные:демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;использование технических средств;просмотр кино- и телепрограмм;практические:практические задания;тренинги;деловые игры;анализ и

Слайд 11Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию

степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить
пять методов обучения:
объяснительно-иллюстративный метод;
репродуктивный метод;
метод проблемного изложения;
частичнопоисковый, или эвристический, метод;
исследовательский метод.

Рекомендуемые методы
Заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольших инсценировок. Артикуляционные упражнения.
Участие в диалоге, выполнение инструкций учителя.
Различение геометрических фигур по форме, цвету, размеру. Составление комбинаций из полосок, геометрических фигур. Воспроизведение последовательности фигур, их расположение в заданном направлении. Упражнения по данному образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Рисование и раскрашивание геометрических фигур, предметных изображений по трафарету, рисование и раскрашивание несложных орнаментов, рисунков, напоминающих образ букв, рисование элементов букв.

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности

Слайд 12 Игровые и занимательные методики на уроках чтения

и русского языка
"Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).
Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).
Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).
"Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова) Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".
Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
"Играем со словом" (обучение звуковому облику слова). Задание №1. "Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".
Задание №2. "Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".
Задание №3. "Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".
Задание №4. "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".
"Придумай новое слово".
Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.



.
Игровые и занимательные методики на уроках чтения и русского языка

Слайд 13 "Путаница".
"Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит? Кит. В океане

кто плывет? Кот В огороде что растет? Рак. Под водою кто живет? Мак. Перепутались слова! Я командую "раз-два" И приказываю вам Всех расставить по местам".

"Кружок".Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".
Образец: МАК – 000

"Игра в слова".
Задание №1. "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Задание №2.
"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать. Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".
Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"


Слайд 14Задание: “Вставь пропущенные буквы. Зачеркни слово, которое не рифмуется с другими словами.

Что ты можешь рассказать об этом слове, об этом предмете? и т. д. Ребёнок от узнавания наглядного образа – рисунков предметов переходит к анализу их названий – слов на уровне такой абстракции, как звук. Фонетический анализ слов подскажет, какие буквы надо вписать и что не рифмуется слово “муха”. Об этом слове можно сказать, что оно состоит из четырёх букв: две обозначают согласные звуки, две – гласные.

“Фотоглаз”
Чтобы помочь детям научиться читать целыми словами, использую прием “ фотоглаз ”. Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Этот прием вводился с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:
а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;
б) за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.
Дети очень любят этот вид работы, для них это как бы игра. А результатом является то, что медленно читающие слова в тексте ученики, быстро их “фотографируют” и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

Задание: “Вставь пропущенные буквы. Зачеркни слово, которое не рифмуется с другими словами. Что ты можешь рассказать об этом

Слайд 15Для расширения поля зрения детей учитель использует такие таблицы:
Готовясь произнести слог,

ребёнок должен знать, что нужно прочитать сразу две буквы, причём основное внимание уделить гласной, хотя она стоит второй. Для такого вида чтения используется “лента букв”, “слоговая таблица”, разнообразные упражнения:
составь слово с данным слиянием;
прочитай слияния с мягкими согласными;
прочитай слияния с твёрдыми согласными;
прочитай слияния с данной гласной(согласной).
У детей разный уровень: одни читают целыми словами, другие – не знают букв. Если все будут выполнять одинаковые задания, то “сильные” заскучают, им будет не интересно. Всем надо найти работу по силам, поэтому в классе формируются пары постоянного и сменного состава, идёт обучение коллективное, групповое, парное и индивидуальное. Пока слабо подготовленные дети учатся читать по слогам, читающие работают со связанным текстом. При этом строго учитываются возможности каждого ученика.
Для расширения поля зрения детей учитель использует такие таблицы:Готовясь произнести слог, ребёнок должен знать, что нужно прочитать

Слайд 16 "Закончи слово".
Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)


Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
"Закончи предложение".
Задание: "Попробуй угадать конец фразы".
Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .
"Добавь слова" (распространение предложений).
Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"
Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.
"Составь фразу" (образование предложений из слов).
Задание №1.
"Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро".  
"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"
Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед. 3. Стоят, вазе, цветы, в.
"Пропавшие слова".
Задание: "Сейчас я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".
1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .



Слайд 17 "Найди ошибку".
Задание №1. "Послушай предложения и

скажи, все ли в них верно".
Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня Самолет сюда, чтобы помочь людям. Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Весной луга затопили реку
Задание №2. "Как нужно исправить предложение?"
"Объясни".
Задание: "Послушай фразу:
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна.
"Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла). Скажи, как ты понимаешь эти выражения: "
железный топор - железный человек золотая стрела - золотые руки острый нож - острое слово низкий стол - низкий поступок черствый хлеб - черствый человек".
"Правильно или нет?» Задание: «,Можно ли так сказать?"
Мама ставит вазу с цветами в стол. Когда хотят что-то купить, теряют деньги. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. В полу лежит красивый ковер.
"Где начало рассказа?"
Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок
"Подбери рифму".Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол.
Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам: снег, кошка, кружок, миска; речка, тучка, бочка


Слайд 18
Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяют каждому ученику проявлять инициативу,

самостоятельность, избирательность в способах работы.
Учитель должен использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды), внедрение дидактических приемов с художественным изображением схем, символов, рисунков способствует развитию интереса к предмету.
Использование различных методов повышает уровень активности детей

·        
·        

Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Учитель

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть