Презентация, доклад на тему Методическая разработка презентация по теме: Л.Н.Толстой Кавказский пленник

Содержание

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Слайд 1Презентация по теме: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Ульянова И.А. Учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии 528 Санкт-Петербурга
Презентация по теме:  Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Ульянова И.А. Учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии 528

Слайд 2Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Л.Н.Толстой  «Кавказский пленник»

Слайд 4«Кавказский пленник» был написан Л.Н. Толстым
для «Азбуки», которую он выпустил
в

свет в 1872 году

«Кавказский пленник» был написан Л.Н. Толстым для «Азбуки», которую он выпустилв свет в 1872 году

Слайд 5Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

События в рассказе происходили осенью.
Жилин был невелик ростом,

да удал.
Жилин попал в плен, потому что Костылин его одного бросил.
Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей.
Жилин написал неправильный адрес и решил убежать.
Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа.
Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком.
Во второй раз Жилин бежал один.
Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты.
После побега Жилин всё-таки поехал в отпуск.
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»  События в рассказе происходили осенью.Жилин был невелик ростом, да удал.Жилин попал в плен,

Слайд 6Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Проверочная работа на знание текста
Задание: поставьте значок +,

если тезис верный, значок - , если тезис ошибочный
ОТВЕТЫ
- События в рассказе происходили осенью (нет, летом)
+ Жилин был невелик ростом, да удал.
+ Жилин попал в плен, потому что Костылин его одного бросил.
- Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей (нет, 5000 рублей)
+ Жилин написал неправильный адрес и решил убежать.
- Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (нет, он не смирился, планировал побег)
+ Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком.
+ Во второй раз Жилин бежал один.
+ Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты.
- После побега Жилин всё-таки поехал в отпуск (нет, он остался служить на Кавказе, в отпуск не поехал)
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»  Проверочная работа на знание текстаЗадание: поставьте значок +, если тезис верный, значок -

Слайд 7Критерии оценки
«5» - все ответы правильные
«4» - допущено 1 – 2

ошибки
«3» - допущено 3 – 5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок

Критерии оценки«5» - все ответы правильные«4» - допущено 1 – 2 ошибки«3» - допущено 3 – 5

Слайд 8Величественный Кавказ

Величественный Кавказ

Слайд 9

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить,

2) прельстить, привлечь,
подчинить.

Из словаря С.И.Ожегова:

Плен – неволя.Пленник – взятый в плен, невольник.Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить. Из словаря

Слайд 10Вывод. Не существует внутренней вражды между народами. Каждый народ имеет свои

традиции, к которым человек другой национальности должен относиться с уважением.

Глава II

Эпизоды: «Описание одежды горцев»
«Обед»
«Похороны»

Вывод. Не существует внутренней вражды между народами. Каждый народ имеет свои традиции, к которым человек другой национальности

Слайд 11Вывод. В плену характер Жилина проявился особенно ярко. Перед нами мужественный,

жизнестойкий человек, к тому же добрый и находчивый, что и нравится людям, независимо от их национальности.

Глава III
Жилин и горцы
- Почему Жилин взялся за рукоделие:
- Почему старуха разбила куклу?
Почему Дина начала носить Жилину молоко вместо воды, а также другую еду?
- Чем Жилин поразил татар? Почему не все татары привыкли к Жилину?




Вывод. В плену характер Жилина проявился особенно ярко. Перед нами мужественный, жизнестойкий человек, к тому же добрый

Слайд 13Домашнее задание:

Выбрать эпизоды, в которых сопоставляется поведение Жилина и Костылина
Подумать над

вопросом о том, почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»
Найти в толковом словаре значения слов «Жила» и «Костыль». Попытаться сделать вывод о значении фамилий героев.



Домашнее задание:Выбрать эпизоды, в которых сопоставляется поведение Жилина и КостылинаПодумать над вопросом о том, почему рассказ называется

Слайд 14Жилин и Костылин.
1 .Глава 1. Как вели себя Жилин и

Костылин во время нападения татар?
2 .Глава 2. Эпизод «Выкуп». Почему Костылина татары назвали «смирным»
3 .Главы 3 – 4. Найти в тексте глаголы, относящиеся к поведению Жилина и Костылина. К какому из героев можно отнести понятие «действие» и «бездействие».
4 .Глава 5. Сцена побега. Какую фразу несколько раз повторяет Жилин? Что добавляет это к характеристике героя?
5 . Глава 6. Эпизод «Прощание Дины с Жилиным». Почему второй побег удался?







Жилин и Костылин. 1 .Глава 1. Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?2 .Глава

Слайд 15Исследовательская работа со словарём

Жила – прочное окончание мышц, отсюда слова «жилистый»,

«двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Таков и герой рассказа по фамилии Жилин.

Костыль – палка для хромых, безногих. Фамилия Костылин характеризует второго героя как слабого, нуждающегося в поддержке человека.






Исследовательская работа со словарёмЖила – прочное окончание мышц, отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком

Слайд 16Схема сравнительной характеристики героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
1. Портрет.
2. Поведение героев.
3.

Речь.
4. Отношение к окружающим.
5. Взаимоотношение героев.
Схема сравнительной характеристики героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»1. Портрет.2. Поведение героев.3. Речь.4. Отношение к окружающим.5. Взаимоотношение героев.

Слайд 17Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих

лица?

Что общего у наших героев?

1) Служили на Кавказе.
2) Жилин и Костылин - дворяне.
3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуск и попадают в плен.

Жилин и Костылин
Сравнительная характеристика
героев

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица?Что общего у наших героев?1) Служили

Слайд 18Какое отношение у читателя
к Жилину и Костылину?
Костылин: «Грузный» - тяжёлый


«Толстый » - полный
«Красный» - вспотевший.

Портрет Жилина и Костылина

Жилин внешне обычный человек, но чувствуется в нём сила и мужество.
Пословицы, которые придумал народ о людях неказистых, неброских, но душевно сильных, крепких.
Мал, да удал;
Мал золотник, да дорог.

Какое отношение у читателя к Жилину и Костылину?Костылин: «Грузный» - тяжёлый

Слайд 19Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной». Он любит лошадь,

жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства.

Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь».

Монолог как форма
речевой характеристики

Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной». Он любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не

Слайд 201. Как повели себя офицеры при первой встрече?
2. Почему Жилин хочет

поехать один
3. Как характеризует поведение героев в плену?
4. Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.

Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выхода. «Не боялся да не буду бояться вас, собак!»

Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

Поведение героев

1. Как повели себя офицеры при первой встрече?2. Почему Жилин хочет поехать один 3. Как характеризует поведение

Слайд 21Побег из плена

Побег из плена

Слайд 23Приём, при помощи которого Толстой изображает героев называется АНТИТЕЗА (противопоставление).
Авторская позиция.

Автор - носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой недостоин называться человеком.

Зачем Толстой
противопоставляет героев?

Приём, при помощи которого Толстой изображает героев называется АНТИТЕЗА (противопоставление).Авторская позиция. Автор - носитель добра, справедливости. Он

Слайд 24Костылин
Жилин
Добрый (думает о матери, жалеет ее)
Надеется на себя, обдумывает

побег

Деятельный человек

Сумел прижиться в ауле

Работящий, не может сидеть без дела,
мастер

Всем помогает, даже своим
врагам – татарам

Ему интересны другие люди, любит детей

Великодушный

Слабый человек,
на себя не надеется,
ждет помощи от матери

Способен на предательство

Раскис, упал духом

Не принимает других людей

Костылин Жилин Добрый (думает о матери, жалеет ее)Надеется на себя, обдумывает побегДеятельный человекСумел прижиться в аулеРаботящий, не

Слайд 25Подготовка к сочинению
Жилин и Костылин: разные судьбы.
Схема сочинения-рассуждения:
Т – Д

- В
Тезис
Доказательства
Вывод

Основная мысль сочинения:
Жизнь человека зависит от характера, от поступков, которые человек совершает, от того выбора, который он делает сам.
Подготовка к сочинению Жилин и Костылин: разные судьбы.Схема сочинения-рассуждения:Т – Д - ВТезисДоказательстваВыводОсновная мысль сочинения: Жизнь человека

Слайд 26Подготовка к сочинению
Жилин и Костылин: разные судьбы.
План
Почему рассказ называется «Кавказский

пленник», если в нём два главных героя?
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина:
а) портретная характеристика героев;
б) поведение героев;
в) речь персонажей;
г) отношение к окружающим;
д) взаимоотношения героев.
3. Жизнь человека зависит от того выбора, который он делает сам.
Подготовка к сочинению Жилин и Костылин: разные судьбы.ПланПочему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных

Слайд 27«Кавказский пленник» был написан Л.Н.Толстым в 1872 году. Толстой очень любил

этот рассказ, считал его одним из самых лучших. В нём два главных героя, но в названии слово «пленник», а не «пленники». Так автор подчёркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему нравится первый герой, Жилин.
Разные судьбы у героев этого рассказа, разные у них и характеры. Как же Толстой сумел показать, что именно разница в характерах, в поведении Жилина и Костылина привела к такому развитию событий?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим подробно главных героев этого рассказа.

Примерный вариант вступления

«Кавказский пленник» был написан Л.Н.Толстым в 1872 году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из

Слайд 28Лев Николаевич Толстой в своём рассказе о войне показал, что жизнь

зависит от характера человека, от того выбора, который человек всегда делает сам. Эта мысль может быть перенесена и в сегодняшние дни: мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения.

Примерный вариант заключения

Лев Николаевич Толстой в своём рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера человека, от того

Слайд 29Написать сочинение – рассуждение «Жилин и Костылин: разные судьбы» по плану,

используя в доказательствах цитаты из текста.

Домашнее задание

Написать сочинение – рассуждение «Жилин и Костылин: разные судьбы» по плану, используя в доказательствах цитаты из текста.Домашнее

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть