Слайд 1Людмила Петрушевская
«СТРАНА»
Современная русская литература
Слайд 2Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году в Москве. Она окончила
университет, работала корреспондентом на радио, редактором справочного отдела телевидения.
С середины 60-х годов пишет рассказы. Известность она получила как драматург ( пьесы “Уроки музыки”, “Чинзано”, “Три девушки в голубом”), а мы в 5 классе читали ее пьесу- сказку “Два окошка”.
Первая книга Петрушевской вышла только в 1988 году, пьесы тоже стали ставить через 16 лет после написания. В творческом багаже писательницы рассказы, сказки, сценарии мультфильмов, переводы с польского.
Слайд 4Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2002 года
Слайд 5 Это ничего, что один поймёт так, а другой поймёт иначе. В
этом сила и смысл творчества.
Фёдор Сологуб
Слайд 7
Страна
Государство
Россия
Земля
Народ
Слайд 8
Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому
не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой. Она сама со следами былой красоты на лице — брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.
Слайд 9Первая остановка
Что хочется нам узнать о героине после прочтения первого фрагмента?
Почему пьет эта женщина?
Как можно быть “никому не видимой”?
Почему вещи названы “вещички”?
А.Тулуз-Лотрек Пьющая
Слайд 10
Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят
за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.
Слайд 11Вторая остановка
Эдуард Мане
Почему героиня звонит туда, где она уже не
своя?
Зачем упоминание о жене яркого блондина?
Слайд 12
Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой
бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино — девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.
Слайд 13Третья остановка
-Чем закончится рассказ?
- Всё ли равно девочке,
пьёт её мама или нет?
- Кто виноват в том, что мать и дочь так живут?
- Можно ли что-то изменить в их жизни?
Слайд 14
И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и
никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.
Слайд 15Четвертая остановка
- Какие сны снятся девочке и матери?
- Почему они не
хотят просыпаться?
- Рассказ начинается и заканчивается одним и тем же событием, почему?
- О какой же стране шла речь в заглавии?
Слайд 18 Какими тремя словами можно выразить свое впечатление, настроение после
Слайд 19Какие проблемы поднимает автор?
Одиночества
Равнодушия
Семейных отношений
Жизненных ценностей
Слайд 20ОБРАЗ ГЕРОЯ
НАСТОЯЩЕЕ
НЕТ
НЕТ
НЕТ
«осторожно звонит… тянет… мямлит…ждет»
ЗАБОТА
ЛЮБОВЬ
ПРОШЛОЕ
БЫЛО
«со следами былой красоты…»
……….
«…была тут своей…», прошлая
жизнь, прошлые знакомые
ИМЯ
ПОРТРЕТ
РЕЧЬ
ПОВЕДЕНИЕ
ОТНОШЕНИЕ К ДОЧЕРИ
Человеческое, что держит эту женщину, - МАТЕРИНСТВО
Слайд 21ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
ЗАМКНУТОСТЬ, БЕЗЫСХОДНОСТЬ
Слайд 22АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Рассказчик = Автор
Каков он?
?
ХАРАКТЕРНО ДЛЯ НОВЕЛЛЫ
Скрыт, отчужден от описываемых событий.
Пытается
быть беспристрастным, но не может скрыть своей симпатии (!) к героине
Слайд 23Рефлексия
1 группа
Изобразите на карте страну, о
которой идет речь в рассказе Л.Петрушевской.
2 группа
Нарисуйте эскиз обложки для книги.
3 группа
Письмо по кругу. Как помочь героям рассказа?
4 группа
Напишите синквейн на понятие «одиночество».
5 группа
Составьте кластер « Счастье».