Презентация, доклад на тему Литературная группа 1920-х гг. Скифы и скифство.

Содержание

Символизм как течение после Октября не развивался. Андрей Белый и Вячеслав Иванов преподавали в Пролеткульте; молодые пролетарские писатели заимствовали у Белого символику, идеи космизма, урбанизма, но многое, разумеется, в том числе антропософия Белого, оставалась невостребованным.

Слайд 1Презентация Литературная группа 1920-х гг. «Скифы » и скифство

Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Презентация Литературная группа 1920-х гг. «Скифы » и скифство

Слайд 9
Символизм как течение после Октября не развивался.
Андрей Белый и Вячеслав

Иванов преподавали в Пролеткульте; молодые пролетарские писатели заимствовали у Белого символику, идеи космизма, урбанизма, но многое, разумеется, в том числе антропософия Белого, оставалась невостребованным.

Символизм как течение после Октября не развивался. Андрей Белый и Вячеслав Иванов преподавали в Пролеткульте; молодые пролетарские

Слайд 12В 1921 г. ушел из жизни А.Блок, а в 1924 -

В.Брюсов.
Но А.Белый весной 1928г., работает над автобиографическим очерком "Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития" и пропагандирует приемы своей литературной работы в известной серии "Как мы пишем".

В 1921 г. ушел из жизни А.Блок, а в 1924 - В.Брюсов. Но А.Белый весной 1928г., работает

Слайд 14«Скифство» — это не только литературное объединение и идейно - эстетическое

движение в России первой четверти XX века. Для того, чтобы это объединение состоялось и движение оформилось, скифская тема в русской культуре должна была развиваться в течение нескольких веков, а в поэзии XIX века получил развитие и скифский сюжет. Например, скифская тема звучит в стихотворении  Николая Гнедича «Иностранным гостям моим» (1824 г.):
Приветствую гостей от сенских берегов!
Вот скифского певца приют уединенный…
«Скифство» — это не только литературное объединение и идейно - эстетическое движение в России первой четверти XX

Слайд 16 Именно в рамках скифского сюжета в течение столетия (примерные хронологические

рамки: 1812 – 1925) был сформулирован национальный смысл и создан наиболее глубокий художественный образ Революции.
Именно в рамках скифского сюжета в течение столетия (примерные хронологические рамки: 1812 – 1925) был сформулирован

Слайд 17Истоки скифского мифа в русской культуре – романтизм, декабризм, славянофильство и

народничество.

Истоки скифского мифа в русской культуре – романтизм, декабризм, славянофильство и народничество.

Слайд 19«Скифский сюжет» является одним из стержневых в истории русской литературы
XIX

в.
«Скифский сюжет» является одним из стержневых в истории русской литературы XIX в.

Слайд 20Самоидентификация со скифской культурой проходит

через всю

русскую поэзию

от Державина
до Блока.

Самоидентификация со скифской культурой проходит       через всю русскую поэзию

Слайд 21У Державина развитие в его известном стихотворение «Лебедь» (1804 г.):
С Курильских

островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод,
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род,

Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь…

У Державина развитие в его известном стихотворение «Лебедь» (1804 г.):С Курильских островов до Буга,От Белых до Каспийских вод,Народы,

Слайд 23 Наиболее важен в данном отношении последний период (1916 – 1925),

непосредственно совпадающий с годами двух революций и гражданской войны, когда существовала и была творчески активна группа «Скифы».
Наиболее важен в данном отношении последний период (1916 – 1925), непосредственно совпадающий с годами двух революций

Слайд 24«Скифство» XX века, будучи новым идейным течением, синтезировало все основные темы

русской историософии Х - XIX века, преодолело даже её роковую полярность (западничество - славянофильство).
«Скифство» XX века, будучи новым идейным течением, синтезировало все основные темы русской историософии Х - XIX века,

Слайд 26Одно только это обстоятельство делает скифскую тему магистральной в культуре начала

XX века.
Одно только это обстоятельство делает скифскую тему магистральной в культуре начала XX века.

Слайд 27Начало же, истоки скифского сюжета следует искать существенно раньше.

«Мистический нигилизм, мистическая революционность стали также той почвой, на которой в русской культуре родился и просуществовал вплоть до начала 20-х гг. «скифский» миф, — пишет Е.А. Бобринская. — В конце XIX и начале XX в. «скифская» тематика оказалась тем центром, в котором неожиданным, на первый взгляд, образом соединились мистические и историософские концепции, оккультизм, радикальная революционность и реальная политическая практика».

Начало же, истоки скифского сюжета следует искать существенно раньше.       «Мистический нигилизм,

Слайд 29Е.В. Концова отмечает, что в «скифах» XX века соединялось ницшеанское «дионисийство», выражавшееся

в стихийности, безудержности, вольности, и «панмонголизм» Вл. Соловьева, привносивший геополитическую проблематику (“Восток — Запад”)…».

Е.В. Концова отмечает, что в «скифах» XX века соединялось ницшеанское «дионисийство», выражавшееся в стихийности, безудержности, вольности, и «панмонголизм» Вл.

Слайд 31Влияние Ницше, как и Вл. Соловьева, было значительным в культуре рубежа

веков, но затронуло преимущественно другие круги – прежде всего старшее поколение символистов:
Вяч. Иванова,
Д. Мережковского,
К. Бальмонта и др.
Эти авторы, хотя и обращались к скифской тематике, но сами «скифами» никогда не назывались, а в своей оценке Октябрьской революции резко расходились со «скифами».

Влияние Ницше, как и Вл. Соловьева, было значительным в культуре рубежа веков, но затронуло преимущественно другие круги

Слайд 33
Из этого круга к «скифам» ближе всего подошёл
 В. Брюсов, автор одного из

самых заметных скифских поэтических текстов, вошедших в первый номер альманаха «Скифы». В 1899 году Валерий Брюсов написал стихотворение «Скифы», а чтобы ни у кого не было сомнений, с кем поэт себя идентифицирует он так и написал:
Если б некогда гостем я прибыл
К вам, мои отдалённые предки...


Из этого круга к «скифам» ближе всего подошёл В. Брюсов, автор одного из самых заметных скифских поэтических текстов, вошедших

Слайд 36В ходе революции этот образ был быстро и намеренно забыт, а

сами «политические скифы» – партия эсеров – репрессированы одними из первых.

В ходе революции этот образ был быстро и намеренно забыт, а сами «политические скифы» – партия эсеров

Слайд 38Это не отменяет ценности скифского сюжета и скифского мифа для научного исследования, ведь,

согласно Александру Блоку, именно этому сюжету, начавшемуся для России ещё на Куликовом поле, суждено «вечное возвращение».
Это не отменяет ценности скифского сюжета и скифского мифа для научного исследования, ведь, согласно Александру Блоку, именно этому сюжету,

Слайд 45В преддверии Октября и годы революции младшие символисты примкнули к известной

группе "Скифы" (1917-1918), возглавляемой
Р. Ивановым-Разумником.

В преддверии Октября и годы революции младшие символисты примкнули к известной группе

Слайд 47 «Скифство» было преемственно русскому символизму и раскрывало волновавшую его национальную

тему.
А. Блок, оставаясь живым воплощением этого литературного направления, несомненно, стал и наиболее ярким «скифом», и такая эволюция для его творчества органична и закономерна.
«Скифство» было преемственно русскому символизму и раскрывало волновавшую его национальную тему. А. Блок, оставаясь живым воплощением

Слайд 50Об этом говорил наиболее близко знавший его внутренний мир Андрей Белый в своей

проникновенной речи, произнесенной на специальном заседании ВОЛЬФИЛЫ, посвященной памяти Блока (1921): «Россия – встреча Востока и Запада, символ судеб всего человечества, вот эта всечеловечность и человечность, вот эта идеология – делает Александра Александровича, во-первых, Скифом, во всех смыслах слова: как максималиста, как того, кто доводит свой ход мысли – не в абстрактных схемах, но в жизненных переживаниях – до конца».

Об этом говорил наиболее близко знавший его внутренний мир Андрей Белый в своей проникновенной речи, произнесенной на специальном заседании

Слайд 52В программной статье к первому сборнику, пронизанной разочарованием Февральской революцией, Иванов-Разумник

излагал идущую еще от теории В.Соловьева
"азиатскую" концепцию
русской революции.
В ней говорилось:
"Мы снова чувствуем себя скифами, затерянными в чужой нами толпе, отслоненными от родного простора".
В программной статье к первому сборнику, пронизанной разочарованием Февральской революцией, Иванов-Разумник излагал идущую еще от теории В.Соловьева

Слайд 54Это были писатели разных школ и направлений.
Кроме
Андрея Белого

Это были писатели разных школ и направлений.Кроме Андрея Белого

Слайд 57и Александра Блока

и Александра Блока

Слайд 59В группу входили
Сергей Клычков

В группу входили Сергей Клычков

Слайд 60Сергей Есенин

Сергей Есенин

Слайд 61Пётр Орешин

Пётр Орешин

Слайд 62Алексей Чапыгин

Алексей Чапыгин

Слайд 63Ольга Форш

Ольга Форш

Слайд 64В сборниках также печатался
Алексей Ремизов

В сборниках также печаталсяАлексей Ремизов

Слайд 65В сборниках также печатался
Евгений Замятин

В сборниках также печаталсяЕвгений Замятин

Слайд 66В сборниках также печатался
Михаил Пришвин.

В сборниках также печаталсяМихаил Пришвин.

Слайд 67В сборниках также печатался
Валерий Брюсов

В сборниках также печатался  Валерий Брюсов

Слайд 68В сборниках также печатался
Николай Клюев

В сборниках также печаталсяНиколай Клюев

Слайд 69В сборниках также печатался
Борис Пастернак

В сборниках также печаталсяБорис Пастернак

Слайд 71В сборниках также печатался
из художников –
Кузьма Петров - Водкин.

В сборниках также печаталсяиз художников –Кузьма Петров - Водкин.

Слайд 73В сборниках также печатался
из композиторов –
Сергей Прокофьев.

В сборниках также печаталсяиз композиторов – Сергей Прокофьев.

Слайд 74Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году.



Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году.

Слайд 75Человек, который увидел и как бы вновь «узнал» в русских скифов,

- романтический император Наполеон Бонапарт. В изложении Е. В. Тарле это произошло следующим образом: «Наполеон, когда ему доложили о первых пожарах, не обратил на них особенного внимания, но когда 17 сентября утром он обошел Кремль и из окон дворца, куда бы ни посмотрел, видел бушующий огненный океан, то, по показаниям графа Сегюра, доктора Метивье и целого ряда других свидетелей, император побледнел и долго молча смотрел на пожар, а потом произнес: «Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают... Какая решимость! Какие люди! Это — скифы!».

Человек, который увидел и как бы вновь «узнал» в русских скифов, -  романтический император Наполеон Бонапарт.

Слайд 77Скифское движение стало вершиной русского Народничества и предтечей Евразийства.

Скифское движение стало вершиной русского Народничества и предтечей Евразийства.

Слайд 79Членов группы объединяли вначале близость к левым эсерам, потом - на

первых порах - сотрудничество с советской властью и издание сборников "Скифы"- два литературных сборника «Скифы» (1917, 1918 г.),

Членов группы объединяли вначале близость к левым эсерам, потом - на первых порах - сотрудничество с советской

Слайд 80газета «Знамя труда»

газета «Знамя труда»

Слайд 81журнал «Наш путь»

журнал «Наш путь»

Слайд 82«Скифы» было здесь кодовым словом, и многие участники идентифицировали себя именно

с этим наименованием, которое стало названием альманаха (1917-1918), книгоиздательства
(Берлин, 1920-1925),
проекта академии
(будущая ВОЛЬФИЛА 1919-1925), вошло в заглавия художественных текстов В. Брюсова и А. Блока.
«Скифы» было здесь кодовым словом, и многие участники идентифицировали себя именно с этим наименованием, которое стало названием

Слайд 84С.Д. Мстиславский вспоминает о том, как группа получила название: «Засмеялись, когда

нашли это слово» – «точно мы себя нашли, маленькая кучка людей “разного рода деятельности”, разных “политических убеждений”… но одной социальной веры. И даже точнее сказать «Одной Революции».
С.Д. Мстиславский вспоминает о том, как группа получила название: «Засмеялись, когда нашли это слово» – «точно мы

Слайд 86И далее С.Д. Мстиславский усиливает:

«Скифы» –

люди
«единой веры,
души единой».
И далее С.Д. Мстиславский усиливает: «Скифы» –       люди

Слайд 87Все помнят октябрьскую революцию 1917 года как переворот Ленина и большевиков.


Но революцию вместе с большевиками осуществляли и русские народники – левые эсеры .
Все помнят октябрьскую революцию 1917 года как переворот Ленина и большевиков. Но революцию вместе с большевиками осуществляли

Слайд 89Скифское Движение шло с русскими народниками – левые эсеры рука об руку.

Скифское Движение шло с русскими народниками – левые эсеры рука об руку.

Слайд 93Русскую революцию «Скифы» восприняли не столько как социально - политическое потрясение,

сколько как пролог к революции Духа, начало новой, огромной исторической эпохи, «третьего тома мировой истории».

Русскую революцию «Скифы» восприняли не столько как социально - политическое потрясение, сколько как пролог к революции Духа,

Слайд 94И подобно «первым томам» — «античному» и «христиано - европейскому», —

эпоха эта должна была создать новый тип личности, выработать новую, универсальную систему ценностей, принести с собой новое понимание добра и зла». 
И подобно «первым томам» — «античному» и «христиано - европейскому», — эпоха эта должна была создать новый

Слайд 96Революция должна привести к рождению

Нового Человека
– Скифа –
Солнечного

Русского.
Революция должна привести к рождению Нового Человека – Скифа – Солнечного Русского.

Слайд 100 Эти темы теоретически разрабатывал один из идейных лидеров «скифства» Иванов-Разумник:

«Если мировая революция есть Социализм с большой буквы, эсхатологически, то будет не старый человек на старой земле, а будет новый человек на новой земле, и это должно быть». Вот что объединяло всех скифов – вне зависимости от их философских взглядов, эстетических и политических предпочтений.
Эти темы теоретически разрабатывал один из идейных лидеров «скифства» Иванов-Разумник: «Если мировая революция есть Социализм с

Слайд 102 Скифами - в переписке и воспоминаниях - прямо называли друг

друга некоторые участники объединения –
Яркие скифы
М. Спиридонова
Скифами - в переписке и воспоминаниях - прямо называли друг друга некоторые участники объединения – Яркие

Слайд 104Яркие скифы
Иванов-Разумник

Яркие скифы Иванов-Разумник

Слайд 105Яркие скифы
А. Белый

Яркие скифы А. Белый

Слайд 106Яркие скифы
Сергей Есенин

Яркие скифы Сергей Есенин

Слайд 109Они были активистами этой партии. Другие печатались в левоэсеровских газетах.
Они

мыслили революцию совсем иначе.
Они были активистами этой партии. Другие печатались в левоэсеровских газетах. Они мыслили революцию совсем иначе.

Слайд 111После Октября революция мыслилась ими как размах революционной стихии, как крестьянский

социализм.

После Октября революция мыслилась ими как размах революционной стихии, как крестьянский социализм.

Слайд 114Революция понималась как шаг к подлинно "скифской" революции - новому "вознесению"

духа.

Революция понималась как шаг к подлинно

Слайд 116 Такая позиция отразилась в известном стихотворении А.Блока "Скифы" (1918). «Скифы»

Блока – это манифест движения, наиболее полное выражение его идейно-эстетической платформы. 
Такая позиция отразилась в известном стихотворении А.Блока

Слайд 120Такая позиция была близка французским сюрреалистам, мечтавшим низвергнуть реализм буржуазного миропорядка

и возродить великое царство стихийной жизни: "Приходите же вы, москвичи, ведите за собой бесчисленные отряды азиатов, растопчите европейскую афтер - культуру",- полемически цитировал
А. Луначарский их призыв.

Такая позиция была близка французским сюрреалистам, мечтавшим низвергнуть реализм буржуазного миропорядка и возродить великое царство стихийной жизни:

Слайд 123Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей -

цветов.

Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей - цветов.

Слайд 124Представление о революции как о крестьянском рае отразились у
Сергея Есенина

в поэмах 1918г.

Представление о революции как о крестьянском рае отразились у Сергея Есенина в поэмах 1918г.

Слайд 126Николая Клюева.

Николая Клюева.

Слайд 127Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце

и наполняет мир красотой.
Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце и наполняет мир красотой.

Слайд 128Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам.

Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам.

Слайд 131Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии


Союз Скифских Республик.

Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии – Союз Скифских Республик.

Слайд 133 После распада "Скифов" А.Белый выпускал журнал "Записки мечтателя" (1918-1922).

После распада

Слайд 134 «Скифство» было наследием русского народничества, отстаивавшего своё понимание Революции, своё

право на интерпретацию революционных событий.
«Скифство» было наследием русского народничества, отстаивавшего своё понимание Революции, своё право на интерпретацию революционных событий.

Слайд 135И это звучит особенно актуально.
Революция, о которой говорили скифы, продолжается.

И это звучит особенно актуально. Революция, о которой говорили скифы, продолжается.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть