Слайд 1Презентация
Литературная группа 1920-х гг. «Скифы » и скифство
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 9
Символизм как течение после Октября не развивался.
Андрей Белый и Вячеслав
Иванов преподавали в Пролеткульте; молодые пролетарские писатели заимствовали у Белого символику, идеи космизма, урбанизма, но многое, разумеется, в том числе антропософия Белого, оставалась невостребованным.
Слайд 12В 1921 г. ушел из жизни А.Блок, а в 1924 -
В.Брюсов.
Но А.Белый весной 1928г., работает над автобиографическим очерком "Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития" и пропагандирует приемы своей литературной работы в известной серии "Как мы пишем".
Слайд 14«Скифство» — это не только литературное объединение и идейно - эстетическое
движение в России первой четверти XX века. Для того, чтобы это объединение состоялось и движение оформилось, скифская тема в русской культуре должна была развиваться в течение нескольких веков, а в поэзии XIX века получил развитие и скифский сюжет. Например, скифская тема звучит в стихотворении Николая Гнедича «Иностранным гостям моим» (1824 г.):
Приветствую гостей от сенских берегов!
Вот скифского певца приют уединенный…
Слайд 16 Именно в рамках скифского сюжета в течение столетия (примерные хронологические
рамки: 1812 – 1925) был сформулирован национальный смысл и создан наиболее глубокий художественный образ Революции.
Слайд 17Истоки скифского мифа в русской культуре – романтизм, декабризм, славянофильство и
народничество.
Слайд 19«Скифский сюжет» является одним из стержневых в истории русской литературы
XIX
в.
Слайд 20Самоидентификация со скифской культурой проходит
через всю
русскую поэзию
от Державина
до Блока.
Слайд 21У Державина развитие в его известном стихотворение «Лебедь» (1804 г.):
С Курильских
островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод,
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род,
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь…
Слайд 23 Наиболее важен в данном отношении последний период (1916 – 1925),
непосредственно совпадающий с годами двух революций и гражданской войны, когда существовала и была творчески активна группа «Скифы».
Слайд 24«Скифство» XX века, будучи новым идейным течением, синтезировало все основные темы
русской историософии Х - XIX века, преодолело даже её роковую полярность (западничество - славянофильство).
Слайд 26Одно только это обстоятельство делает скифскую тему магистральной в культуре начала
XX века.
Слайд 27Начало же, истоки скифского сюжета следует искать существенно раньше.
«Мистический нигилизм, мистическая революционность стали также той почвой, на которой в русской культуре родился и просуществовал вплоть до начала 20-х гг. «скифский» миф, — пишет Е.А. Бобринская. — В конце XIX и начале XX в. «скифская» тематика оказалась тем центром, в котором неожиданным, на первый взгляд, образом соединились мистические и историософские концепции, оккультизм, радикальная революционность и реальная политическая практика».
Слайд 29Е.В. Концова отмечает, что в «скифах» XX века соединялось ницшеанское «дионисийство», выражавшееся
в стихийности, безудержности, вольности, и «панмонголизм» Вл. Соловьева, привносивший геополитическую проблематику (“Восток — Запад”)…».
Слайд 31Влияние Ницше, как и Вл. Соловьева, было значительным в культуре рубежа
веков, но затронуло преимущественно другие круги – прежде всего старшее поколение символистов:
Вяч. Иванова,
Д. Мережковского,
К. Бальмонта и др.
Эти авторы, хотя и обращались к скифской тематике, но сами «скифами» никогда не назывались, а в своей оценке Октябрьской революции резко расходились со «скифами».
Слайд 33
Из этого круга к «скифам» ближе всего подошёл
В. Брюсов, автор одного из
самых заметных скифских поэтических текстов, вошедших в первый номер альманаха «Скифы». В 1899 году Валерий Брюсов написал стихотворение «Скифы», а чтобы ни у кого не было сомнений, с кем поэт себя идентифицирует он так и написал:
Если б некогда гостем я прибыл
К вам, мои отдалённые предки...
Слайд 36В ходе революции этот образ был быстро и намеренно забыт, а
сами «политические скифы» – партия эсеров – репрессированы одними из первых.
Слайд 38Это не отменяет ценности скифского сюжета и скифского мифа для научного исследования, ведь,
согласно Александру Блоку, именно этому сюжету, начавшемуся для России ещё на Куликовом поле, суждено «вечное возвращение».
Слайд 45В преддверии Октября и годы революции младшие символисты примкнули к известной
группе "Скифы" (1917-1918), возглавляемой
Р. Ивановым-Разумником.
Слайд 47 «Скифство» было преемственно русскому символизму и раскрывало волновавшую его национальную
тему.
А. Блок, оставаясь живым воплощением этого литературного направления, несомненно, стал и наиболее ярким «скифом», и такая эволюция для его творчества органична и закономерна.
Слайд 50Об этом говорил наиболее близко знавший его внутренний мир Андрей Белый в своей
проникновенной речи, произнесенной на специальном заседании ВОЛЬФИЛЫ, посвященной памяти Блока (1921): «Россия – встреча Востока и Запада, символ судеб всего человечества, вот эта всечеловечность и человечность, вот эта идеология – делает Александра Александровича, во-первых, Скифом, во всех смыслах слова: как максималиста, как того, кто доводит свой ход мысли – не в абстрактных схемах, но в жизненных переживаниях – до конца».
Слайд 52В программной статье к первому сборнику, пронизанной разочарованием Февральской революцией, Иванов-Разумник
излагал идущую еще от теории В.Соловьева
"азиатскую" концепцию
русской революции.
В ней говорилось:
"Мы снова чувствуем себя скифами, затерянными в чужой нами толпе, отслоненными от родного простора".
Слайд 54Это были писатели разных школ и направлений.
Кроме
Андрея Белого
Слайд 64В сборниках также печатался
Алексей Ремизов
Слайд 65В сборниках также печатался
Евгений Замятин
Слайд 66В сборниках также печатался
Михаил Пришвин.
Слайд 67В сборниках также печатался
Валерий Брюсов
Слайд 68В сборниках также печатался
Николай Клюев
Слайд 69В сборниках также печатался
Борис Пастернак
Слайд 71В сборниках также печатался
из художников –
Кузьма Петров - Водкин.
Слайд 73В сборниках также печатался
из композиторов –
Сергей Прокофьев.
Слайд 74Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году.
Слайд 75Человек, который увидел и как бы вновь «узнал» в русских скифов,
- романтический император Наполеон Бонапарт. В изложении Е. В. Тарле это произошло следующим образом: «Наполеон, когда ему доложили о первых пожарах, не обратил на них особенного внимания, но когда 17 сентября утром он обошел Кремль и из окон дворца, куда бы ни посмотрел, видел бушующий огненный океан, то, по показаниям графа Сегюра, доктора Метивье и целого ряда других свидетелей, император побледнел и долго молча смотрел на пожар, а потом произнес: «Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают... Какая решимость! Какие люди! Это — скифы!».
Слайд 77Скифское движение стало вершиной русского Народничества и предтечей Евразийства.
Слайд 79Членов группы объединяли вначале близость к левым эсерам, потом - на
первых порах - сотрудничество с советской властью и издание сборников "Скифы"- два литературных сборника «Скифы» (1917, 1918 г.),
Слайд 82«Скифы» было здесь кодовым словом, и многие участники идентифицировали себя именно
с этим наименованием, которое стало названием альманаха (1917-1918), книгоиздательства
(Берлин, 1920-1925),
проекта академии
(будущая ВОЛЬФИЛА 1919-1925), вошло в заглавия художественных текстов В. Брюсова и А. Блока.
Слайд 84С.Д. Мстиславский вспоминает о том, как группа получила название: «Засмеялись, когда
нашли это слово» – «точно мы себя нашли, маленькая кучка людей “разного рода деятельности”, разных “политических убеждений”… но одной социальной веры. И даже точнее сказать «Одной Революции».
Слайд 86И далее С.Д. Мстиславский усиливает:
«Скифы» –
люди
«единой веры,
души единой».
Слайд 87Все помнят октябрьскую революцию 1917 года как переворот Ленина и большевиков.
Но революцию вместе с большевиками осуществляли и русские народники – левые эсеры .
Слайд 89Скифское Движение шло с русскими народниками – левые эсеры рука об руку.
Слайд 93Русскую революцию «Скифы» восприняли не столько как социально - политическое потрясение,
сколько как пролог к революции Духа, начало новой, огромной исторической эпохи, «третьего тома мировой истории».
Слайд 94И подобно «первым томам» — «античному» и «христиано - европейскому», —
эпоха эта должна была создать новый тип личности, выработать новую, универсальную систему ценностей, принести с собой новое понимание добра и зла».
Слайд 96Революция должна привести к рождению
Нового Человека
– Скифа –
Солнечного
Русского.
Слайд 100 Эти темы теоретически разрабатывал один из идейных лидеров «скифства» Иванов-Разумник:
«Если мировая революция есть Социализм с большой буквы, эсхатологически, то будет не старый человек на старой земле, а будет новый человек на новой земле, и это должно быть». Вот что объединяло всех скифов – вне зависимости от их философских взглядов, эстетических и политических предпочтений.
Слайд 102 Скифами - в переписке и воспоминаниях - прямо называли друг
друга некоторые участники объединения –
Яркие скифы
М. Спиридонова
Слайд 109Они были активистами этой партии. Другие печатались в левоэсеровских газетах.
Они
мыслили революцию совсем иначе.
Слайд 111После Октября революция мыслилась ими как размах революционной стихии, как крестьянский
социализм.
Слайд 114Революция понималась как шаг к подлинно "скифской" революции - новому "вознесению"
духа.
Слайд 116 Такая позиция отразилась в известном стихотворении А.Блока "Скифы" (1918). «Скифы»
Блока – это манифест движения, наиболее полное выражение его идейно-эстетической платформы.
Слайд 120Такая позиция была близка французским сюрреалистам, мечтавшим низвергнуть реализм буржуазного миропорядка
и возродить великое царство стихийной жизни: "Приходите же вы, москвичи, ведите за собой бесчисленные отряды азиатов, растопчите европейскую афтер - культуру",- полемически цитировал
А. Луначарский их призыв.
Слайд 123Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей -
цветов.
Слайд 124Представление о революции как о крестьянском рае отразились у
Сергея Есенина
в поэмах 1918г.
Слайд 127Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце
и наполняет мир красотой.
Слайд 128Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам.
Слайд 131Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии
–
Союз Скифских Республик.
Слайд 133 После распада "Скифов" А.Белый выпускал журнал "Записки мечтателя" (1918-1922).
Слайд 134 «Скифство» было наследием русского народничества, отстаивавшего своё понимание Революции, своё
право на интерпретацию революционных событий.
Слайд 135И это звучит особенно актуально.
Революция, о которой говорили скифы, продолжается.