Презентация, доклад на тему Критерии оценивания итогового сочинения (11 класс) и алгоритм работы с ним

Содержание

Пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года. 1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги 2. Надежда и отчаяние 3. Добро и зло 4. Гордость и смирение 5. Он и она

Слайд 1Требования к итоговому сочинению (11 класс) и алгоритм работы над ним
Учитель

русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 84
г. Екатеринбурга
Ролик Ольга Анатольевна
Требования к итоговому сочинению (11 класс)  и алгоритм работы над нимУчитель русского языка и литературы МБОУ

Слайд 2Пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
1. «Война

и мир» – к 150-летию великой книги 2. Надежда и отчаяние 3. Добро и зло 4. Гордость и смирение 5. Он и она
Пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года. 1. «Война и мир» – к 150-летию

Слайд 3Список литературы по направлениям:

Список литературы по направлениям:

Слайд 4Список литературы по направлениям:

Список литературы по направлениям:

Слайд 5Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
Требование № 1.
«Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое

количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2.
«Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) Требование № 1. «Объем итогового сочинения»Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное

Слайд 6Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям,
оценивается по критериям:
- Критерии являются основными.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:- Критерии являются основными.

Слайд 7Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания

сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную

Слайд 8Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на

проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на

Слайд 9НЕОБХОДИМО СЛЕДОВАТЬ АЛГОРИТМУ РАБОТЫ:

НЕОБХОДИМО СЛЕДОВАТЬ АЛГОРИТМУ РАБОТЫ:

Слайд 10 Вступление (60-70 слов). 
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов. 
Тeзис 1
Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин

или нeскoлькo)

Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 1

Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

Заключение (60-70 слов)

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.

 Вступление (60-70 слов). II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов. Тeзис 1Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)Лoгичeский пepeхoд к

Слайд 11Три типа тем итогового сочинения:

Три типа тем итогового сочинения:

Слайд 12I. Вступление 
Раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
 Вступление состоит из 3 элементов:
объяснение ключевых слов

темы или цитаты;
 общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
 ответ-тезис на главный вопрос темы.

II. Основная часть 
Раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
 Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
 Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от  темы сочинения.
Тезис, должен быть подкреплён аргументом.
 Аргумент нужно:
привести из литературных источников.
выделить в отдельный абзац.
в конце каждого абзаца написать микровывод.
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

I. Вступление Раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Вступление состоит из 3 элементов:объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости

Слайд 13Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если

знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).

 Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

 Микровывод (завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.

Аргумент состоит из 3 элементов:

Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так

Слайд 14III. Заключение 
Подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.  
4 способа закончить сочинение:
ВЫВОД.


Проще закончить сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ПРИЗЫВ.
Пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» .
Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Уместны формы «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д.

Заключение — выражение надежды.
Позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Цитата, подходящая по смыслу и высказаная уместно. Лучше заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. 

III. Заключение Подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.  4 способа закончить сочинение:ВЫВОД. Проще закончить сочинение выводом из всего

Слайд 15КЛИШЕ для сочинений
ВСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

КЛИШЕ для сочиненийВСТУПЛЕНИЕПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

Слайд 16ШАБЛОНЫ ДЛЯ ТЕЗИСОВ
ШАБЛОНЫ для аргументов

ШАБЛОНЫ ДЛЯ ТЕЗИСОВШАБЛОНЫ для аргументов

Слайд 17ШАБЛОНЫ для промежуточного вывода
ШАБЛОНЫ для заключения

ШАБЛОНЫ для промежуточного выводаШАБЛОНЫ для заключения

Слайд 18Подборка тем к новым направлениям 2019-2020 учебного года
«Война и мир» –

к 150-летию великой книги
Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: "... надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет...».
ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», - согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
Особенности психологического анализа в романе "Война и мир".
Реализм Толстого в изображении войны в романе "Война и мир".
"Война и мир" как роман-эпопея.
Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»

Подборка тем к новым направлениям 2019-2020 учебного года«Война и мир» – к 150-летию великой книги Согласны ли

Слайд 19Надежда и отчаяние

Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От

пустых надежд человек сохнет»?
Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир
Надежда и отчаяние Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?Согласны ли вы

Слайд 20Добро и зло

Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
Проповедует

ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?
Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграниной добротой?
Может ли зло помочь человеку понять себя?
Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причененное другим?
Добро и зло Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление

Слайд 21Гордость и смирение

Гордость и гордыня: в чем отличие?
Какого человека

называют гордым?
Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
Помогает ли смирение понять себя?
Гордость или смирение обогащают личность?
В чём разница между гордостью и смирением?
Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
Согласны ли вы с высказяванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
Как был наказан Ларра - герой рассказа Максима Горького?
Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
Гордость и смирение Гордость и гордыня: в чем отличие? Какого человека называют гордым? Согласны ли Вы с

Слайд 22Он и она

Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях

с противоположным полом?
Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
Когда можно ли простить измену в любви?
Легко ли быть любимым?
Какие нравствнные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.» ?
Он и она Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом? Существует ли дружба

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть