Презентация, доклад на тему Конспект Сведения из биографии Ф.М.Достоевского (Преступление и наказание)

Содержание

Федор МихайловичДостоевский

Слайд 1Тема урока
Сведения из биографии Ф.М.Достоевского
Преступление и наказание.
Своеобразие жанра.

Тема урока Сведения из биографии Ф.М.ДостоевскогоПреступление и наказание.Своеобразие жанра.

Слайд 2Федор Михайлович
Достоевский

Федор МихайловичДостоевский

Слайд 3Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве.
Отцом будущего

писателя был отставной военный лекарь Михаил Андреевич, участник Отечественной войны 1812 года, а матерью Мария Фёдоровна – из купеческой семьи.
Квартира их находилась во флигеле больницы.
Картины неустроенности, нищеты, болезней, преждевременных смертей определили первые впечатления чуткого ребенка.
Отец был человеком строгим, но была добрая и ласковая мама и ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фроловна. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну.

Отец писателя - Михаил Андреевич Достоевский, мать – Мария Федоровна Достоевская (Нечаева)

Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве.Отцом будущего писателя был отставной военный лекарь Михаил

Слайд 4Из семи детей выжили только двое – Федор и старший брат

Михаил. Всю жизнь два старших брата оставались самыми близкими людьми.
По вечерам в семье проходили литературные чтения. В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.
Младший брат Фёдора Михайловича Андрей Михайлович, писал что «брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные, а также попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи... Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, тогда чуть не всего знали наизусть…».
С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом.
В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил (см. Достоевский М. М.) начали заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию. Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению.
Из семи детей выжили только двое – Федор и старший брат Михаил. Всю жизнь два старших брата

Слайд 5Фасад главного здания бывшей Мариинской больницы для бедных. Ныне здесь Музей-квартира

Ф.М.Достоевского

Главное инженерное училище (Инженерный замок)

Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил сыновей в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.
1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет), благодаря чему он получил не только качественное инженерное образование, но и возможность продолжения культурного развития.
Гибель Александра Сергеевича юным Федей была воспринята как личное горе. Андрей Михайлович писал: «брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».

Фасад главного здания бывшей Мариинской больницы для бедных. Ныне здесь Музей-квартира Ф.М.Достоевского Главное инженерное училище (Инженерный замок)Когда

Слайд 6В период его учебы крепостные крестьяне убивают отца Достоевского. Впоследствии он

отказывается от наследственных прав на это имение.
Училище Достоевский закончил в 1843 году со званием военного инженера и поступил на службу в корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде.
Достоевский участвовал в работе кружка Белинского. Он впервые перевёл и издал «Евгению Гранде» Бальзака (1843).
Год спустя вышло в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу стал знаменитым. В. Г. Белинский высоко оценил это произведение.
Роман отличался гуманными настроениями и этим произвел сильное впечатление. На читателя. Достоевский точно, реалистично описывает петербургский быт. Его герои не великосветские дамы и господа, а простые чиновники и обыватели.

Ф.М. Достоевский. Рисунок К. Трутковского. 1847

В период его учебы крепостные крестьяне убивают отца Достоевского. Впоследствии он отказывается от наследственных прав на это

Слайд 7М.В. Буташевич-Петрашевский
Вскоре Ф. М. Достоевский входит в кружок М. В. Буташевича-Петрашевского,

члены которого занимались изучением работ французских социалистов-утопистов Сен-Симона и Фурье. На общедоступных встречах на квартире Буташевича-Петрашевского обсуждались вопросы освобождения крестьян от крепостного права.
О кружке проведало правительство, и 23 апреля 1849 года Достоевский и другие члены кружка были арестованы и заточены в Петропавловскую крепость.
Во время которого обвинённый писатель отрицал все предъявленные ему обвинения. Он не выдал никого из своих товарищей, ссылаясь на свою неосведомлённость. Но военный суд признал Достоевского виновным и приговорил к смертной казни.
Но лично император Николай I добавил: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни». Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года.
Смертная казнь была заменена четырьмя годами каторжных работ с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.

М.В. Буташевич-ПетрашевскийВскоре Ф. М. Достоевский входит в кружок М. В. Буташевича-Петрашевского, члены которого занимались изучением работ французских

Слайд 8Ф.М. Достоевский в форме унтер-офицера. Фото 1858
Следующие четыре года Достоевский провёл

на каторге в Омске.
Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суд над собой», «строгий пересмотр прежней жизни», сложная гамма чувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, — весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой «Записок из Мертвого дома» (1860-1862), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа писателя.
В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в Семипалатинск. На улучшение социального статуса, даже в положении рядового, влиял факт наличия у него образования, полученного в Высшем инженерном учебном заведении.
В 1855 году был произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься.
В Семипалатинске Достоевский познакомился со своей первой женой Марией Дмитриевной Исаевой.
Ф.М. Достоевский в форме унтер-офицера. Фото 1858Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске.Пережитые душевные потрясения,

Слайд 9Михаил Михайлович Достоевский. Мария Дмитриевна Исаева. Фото 50-х гг. XIX в.
В

1859 Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери.
В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха», сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения.
На страницах журнала «Время», стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман «Униженные и оскорбленные», само название которого воспринималось критикой того времени как символ всего творчества писателя.
В апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт цензурой. С самого открытия политика издания отличалась независимостью, и это не очень нравилось властям.
Но в 1864 году Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск нового журнала, который стал называться «Эпоха».
Михаил Михайлович Достоевский. Мария Дмитриевна Исаева. Фото 50-х гг. XIX в.В 1859 Достоевский вышел в отставку и

Слайд 10Титульные листы журналов «Время» и «Эпоха», издаваемых М.М. Достоевским.
В новом журнале

Ф.М. Достоевский публикует роман «Записки из подполья». Многие литературные критики называют это произведение прологом к зрелому романному творчеству.
В 1863 году Достоевский совершил поездку за границу, где познакомился с молодой эмансипированной особой Апполинарией Прокофьевной Сусловой. Их сложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа «Игрок» (1866).
В 1864 году умерла Мария Дмитриевна, а 22 июля того же года умер от болезни брат Михаил. Для Фёдора Михайловича это был тяжёлый удар. Все основные заботы, связанные с «Эпохой» свалились на его плечи и в феврале 1866 года издание вынуждено было закрыться.
В безвыходном материальном положении Достоевский написал главы «Преступления и наказания», посылая их М.Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатались из номера в номер.
Титульные листы журналов «Время» и «Эпоха», издаваемых М.М. Достоевским.В новом журнале Ф.М. Достоевский публикует роман «Записки из

Слайд 11Ф.М. Достоевский. Фото 1863 г.
Также Достоевский был вынужден заключить с книгоиздателем

Стелловским кабальный договор, по которому Достоевский обязывался до 1 ноября 1866 года написать новый роман для готовившегося к печати собрания своих сочинений. В случае невыполнения этого пункта договора писатель на девять лет терял право собственности на все свои сочинения.
Но работать параллельно над вторым романом уже не оставалось физических сил. И когда оставался месяц, он по совету друзей нанимает стенографистку Анну Григорьевну Сниткину и за 28 дней продиктовал ей роман «Игрок» . Психологию и тактику игрока в рулетку Достоевский знал как никто другой. В октябре 1866 года за двадцать один день был написан и 25 числа закончен роман «Игрок».
Ф.М. Достоевский. Фото 1863 г.Также Достоевский был вынужден заключить с книгоиздателем Стелловским кабальный договор, по которому Достоевский

Слайд 12Анна Григорьевна Сниткина (Достоевская). Фото 1867 года.
В 1866 году Достоевский продиктовал

своей новой стенографистке роман «Преступление и наказание», который был полностью завершён в следующем году.
Герой романа Родион Раскольников – талантливый, мыслящий человек – поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдание и гибель честных и благородных людей.
Зимой 1867 года Достоевский женился на Анне Григорьевне, и, по воспоминаниям Н.Н.Страхова, «новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал».
Анна Григорьевна вспоминала:
«Фёдор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, завёл меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи».
Анна Григорьевна Сниткина (Достоевская). Фото 1867 года.В 1866 году Достоевский продиктовал своей новой стенографистке роман «Преступление и

Слайд 13Ф.М. Достоевский. Фото 1872
Роман «Преступление и наказание» был хорошо оплачен Катковым,

и писатель с женой уехали за границу.
С 1867 по 1871 годы они попеременно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве и Флоренции.
В 1868 году вышел роман «Идиот», задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека». Идеальный герой князь Мышкин, олицетворяющий собой прощение и милосердие, не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие.
По возвращении в Петербург у них родились сыновья Фёдор и Алексей. Начался самый светлый период в жизни писателя – любимая и любящая семья, добрая и мудрая жена, взявшая в свои руки все экономические вопросы деятельности писателя. Достоевский навсегда бросил рулетку.
Ф.М. Достоевский. Фото 1872Роман «Преступление и наказание» был хорошо оплачен Катковым, и писатель с женой уехали за

Слайд 14Ф.М. Достоевский. Художник В.Г. Перов. 1872
С 1872 по 1878 годы писатель

прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными.
В 1871 году Достоевский пишет роман «Бесы», в котором «бесы» — это анархисты, идеи которых всё чаще стали проникать в Российскую действительность.
В 1873 году Фёдор Михайлович становится редактором журнала «Гражданин», где в рамках цикла «Дневник писателя» публикует серию фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня.
Здесь же, в Старой Руссе, писатель пишет роман «Подросток» и первые главы «Братьев Карамазовых».
Это результат длительных размышлений автора над многими проблемами, а многие идеи, характеры, эпизоды романа либо подготовлены предшествующими произведениями писателя, либо возникли в его творческом воображении задолго до начала работы.

Ф.М. Достоевский. Художник В.Г. Перов. 1872С 1872 по 1878 годы писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской

Слайд 15Ф.М. Достоевский. Художник В. Россинский
В последние несколько лет жизни два события

стали особо значимыми для Достоевского.
В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве.
Эта речь оказалась завещанием писателя. Полный творческих планов, собираясь писать вторую часть «Братьев Карамазовых» и издавать «Дневник писателя»,
9 февраля 1881 года Федор Михайлович Достоевский внезапно скончался.
Ф.М. Достоевский. Художник В. РоссинскийВ последние несколько лет жизни два события стали особо значимыми для Достоевского.В 1878

Слайд 16«Преступление и наказание» Краткое содержание романа.
60-е годы XIX в. Бедный район Петер­бурга,

примы­ка­ющий к Сенной площади и Екате­ри­нин­скому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Рома­нович Расколь­ников поки­дает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процент­щице Алене Ивановне, которую гото­вится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распи­вочных, где случайно знако­мится со спив­шимся, поте­рявшим место чинов­ником Марме­ла­довым. Тот расска­зы­вает, как чахотка, нищета и пьян­ство мужа толк­нули его жену, Кате­рину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для зара­ботка на панель.
На следу­ющее утро Расколь­ников полу­чает из провинции письмо от матери с описа­нием бед, пере­не­сённых его младшей сестрой Дуней в доме разврат­ного поме­щика Свид­ри­гай­лова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петер­бург в связи с наме­ча­ю­щимся заму­же­ством Дуни. Жених — расчёт­ливый делец
«Преступление и наказание»  Краткое содержание романа.60-е годы XIX в. Бедный район Петер­бурга, примы­ка­ющий к Сенной площади и Екате­ри­нин­скому каналу.

Слайд 17Лужин, жела­ющий строить брак не на любви, а на бедности и зави­си­мости невесты. Мать наде­ется, что

Лужин мате­ри­ально поможет её сыну кончить курс в универ­си­тете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Расколь­ников укреп­ля­ется в наме­рении убить процент­щицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благо­даря её деньгам от неза­слу­женных стра­даний будут избав­лены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвра­щение к крова­вому насилию вновь подни­ма­ется в душе героя после увиден­ного им сна-воспо­ми­нания о детстве: сердце маль­чика разры­ва­ется от жалости к заби­ва­емой до смерти клячонке. И все же Расколь­ников убивает топором не только «гадкую стару­шонку», но и её добрую, кроткую сестру Лиза­вету, неожи­данно вернув­шуюся в квар­тиру. Чудом уйдя неза­ме­ченным, он прячет похи­щенное в случайном месте, даже не оценив его стои­мости.
Вскоре Расколь­ников с ужасом обна­ру­жи­вает между собой и другими людьми отчуж­дение. Заболевший от пере­жи­того, он, однако, не в состо­янии отверг­нуть тяго­тящие его заботы това­рища по универ­си­тету Разу­ми­хина. Из беседы послед­него с врачом Расколь­ников узнает, что по подо­зрению в убий­стве старухи
Лужин, жела­ющий строить брак не на любви, а на бедности и зави­си­мости невесты. Мать наде­ется, что Лужин мате­ри­ально поможет её сыну кончить курс

Слайд 18арестован маляр Миколка, простой дере­вен­ский парень. Болез­ненно реагируя на разго­воры о преступ­лении, сам

он также вызы­вает подо­зрение у окру­жа­ющих.
Пришедший с визитом Лужин шоки­рован убоже­ством каморки героя; их разговор пере­рас­тает в ссору и закан­чи­ва­ется разрывом. Особенно заде­вает Расколь­ни­кова близость прак­ти­че­ских выводов из «разум­ного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошло­стью) и собственной «теории»: «людей можно резать...» Бродя по Петер­бургу, больной юноша стра­дает от своей отчуж­дён­ности с миром и уже готов сознаться в преступ­лении перед властями, как видит раздав­лен­ного каретой чело­века. Это Марме­ладов. Из состра­дания Расколь­ников тратит на умира­ю­щего последние деньги: того пере­носят в дом, зовут доктора. Родион знако­мится с Кате­риной Ивановной и Соней, проща­ю­щейся с отцом в неуместно ярком наряде прости­тутки. Благо­даря доброму делу герой нена­долго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квар­тире прие­хавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прого­няет их. Он снова одинок, но у него появ­ля­ется надежда сбли­зиться с «пере­сту­пившей», как
арестован маляр Миколка, простой дере­вен­ский парень. Болез­ненно реагируя на разго­воры о преступ­лении, сам он также вызы­вает подо­зрение у окру­жа­ющих.Пришедший с визитом Лужин

Слайд 19и он, абсо­лютную запо­ведь Соней.
Заботы о родных Расколь­ни­кова берет на себя Разу­михин, едва ли не с первого

взгляда влюбив­шийся в краса­вицу Дуню. Тем временем оскорб­лённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат. Чтобы узнать о судьбе зало­женных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подо­зрения неко­торых знакомых, Родион сам напра­ши­ва­ется на встречу с Порфи­рием Петро­вичем, следо­ва­телем по делу об убий­стве старухи процент­щицы. Последний вспо­ми­нает о недавно опуб­ли­ко­ванной в газете статье Расколь­ни­кова «О преступ­лении», пред­лагая автору разъ­яс­нить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Полу­ча­ется, что «обык­но­венное» («низшее») боль­шин­ство всего лишь мате­риал для воспро­из­вод­ства себе подобных, именно оно нужда­ется в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разру­шают насто­ящее во имя лучшего, даже если пона­до­бится «пере­сту­пить» через ранее уста­нов­ленные для «низшего» боль­шин­ства нрав­ственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступ­ники» затем стано­вятся


и он, абсо­лютную запо­ведь Соней.Заботы о родных Расколь­ни­кова берет на себя Разу­михин, едва ли не с первого взгляда влюбив­шийся в краса­вицу Дуню. Тем временем

Слайд 20«новыми зако­но­да­те­лями». Таким образом, не признавая библей­ских запо­ведей («не убий», «не укради» и др.), Расколь­ников

«разре­шает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и прони­ца­тельный Порфирий разга­ды­вает в герое идео­ло­ги­че­ского убийцу, претен­ду­ю­щего на роль нового Напо­леона. Однако у следо­ва­теля нет улик против Родиона — и он отпус­кает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуж­дения ума и сама приведёт его к признанию в соде­янном. Действи­тельно, герой все больше убеж­да­ется, что ошибся в себе: «насто­ящий властелин <…> громит Тулон, делает резню в Париже, забы­вает армию в Египте, тратит полмил­лиона людей в москов­ском походе», а он, Расколь­ников, муча­ется из-за «пошлости» и «подлости» единич­ного убий­ства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не пере­ступил» через нрав­ственный закон. Сами мотивы преступ­ления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «спра­вед­ли­вости», согласно рево­лю­ци­онно-соци­а­ли­сти­че­ским учениям пере­да­ющий досто­яние «хищников» их жертвам.
«новыми зако­но­да­те­лями». Таким образом, не признавая библей­ских запо­ведей («не убий», «не укради» и др.), Расколь­ников «разре­шает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный

Слайд 21Прие­хавший вслед за Дуней в Петер­бург Свид­ри­гайлов, по-види­мому, виновный в недавней смерти своей жены,

знако­мится с Расколь­ни­ковым и заме­чает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвра­щении к обид­чику сестры Родиона привле­кает его кажу­щаяся способ­ность насла­ждаться жизнью, несмотря на совер­шенные преступ­ления. Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, проис­ходит реши­тельное объяс­нение. Лужин улича­ется в клевете на Расколь­ни­кова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, само­от­вер­женно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеж­да­ются в чистоте и благо­род­стве юноши и сочув­ствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опоро­чить Расколь­ни­кова в глазах сестры и матери.
Последний тем временем, вновь ощутив мучи­тельное отчуж­дение от близких, приходит к Соне. У неё, «пере­сту­пившей» запо­ведь «не прелю­бо­дей­ствуй», ищет он спасение от невы­но­си­мого одино­че­ства. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как



Прие­хавший вслед за Дуней в Петер­бург Свид­ри­гайлов, по-види­мому, виновный в недавней смерти своей жены, знако­мится с Расколь­ни­ковым и заме­чает, что они «одного

Слайд 22её собе­седник. Любовь и состра­дание к близким, вера в мило­сердие Бога никогда не поки­дали её. Она

читает Родиону еван­гель­ские строки о воскре­шении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «напо­лео­нов­ским» замыслом о власти над «всем мура­вей­ником». Мучимый одновре­менно страхом и жела­нием разоб­ла­чения, Расколь­ников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспо­коясь о своём закладе. Вроде бы отвле­чённый разговор о психо­логии преступ­ников в конце концов доводит юношу до нерв­ного срыва, и он почти выдаёт себя следо­ва­телю. Спасает его неожи­данное для всех признание в убий­стве процент­щицы маляра Миколки.
В проходной комнатке Марме­ла­довых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Кате­рина Ивановна в припадке болез­нен­ного само­любия оскорб­ляет хозяйку квар­тиры. Та велит ей с детьми немед­ленно съехать. Вдруг входит Лужин, прожи­ва­ющий в том же доме, и обви­няет Соню в краже сторублёвой ассиг­нации. «Вина» девушки дока­зана: деньги обна­ру­жи­ва­ются в кармане её фартука. Теперь в глазах окру­жа­ющих она ещё и воровка. Но неожи­данно нахо­дится свиде­тель того, что Лужин сам



её собе­седник. Любовь и состра­дание к близким, вера в мило­сердие Бога никогда не поки­дали её. Она читает Родиону еван­гель­ские строки о воскре­шении Христом

Слайд 23неза­метно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Расколь­ников объяс­няет присут­ству­ющим причины его

поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчи­тывал вернуть распо­ло­жение невесты. Родион и Соня уходят к ней на квар­тиру, где герой призна­ется девушке в убий­стве старухи и Лиза­веты. Та жалеет его за нрав­ственные муки, на которые он себя обрёк, и пред­ла­гает иску­пить вину добро­вольным призна­нием и каторгой. Расколь­ников же сокру­ша­ется только о том, что оказался «тварью дрожащей», с сове­стью и потреб­но­стью в чело­ве­че­ской любви. «Я ещё побо­рюсь», — не согла­ша­ется он с Соней.
Между тем Кате­рина Ивановна с детьми оказы­ва­ется на улице. У неё начи­на­ется горловое крово­те­чение, и она умирает, отка­зав­шись от услуг священ­ника. Присут­ству­ющий здесь Свид­ри­гайлов берётся опла­тить похо­роны и обес­пе­чить детей и Соню.
У себя дома Расколь­ников находит Порфирия, который убеж­дает юношу явиться с повинной: «теория», отри­ца­ющая абсо­лют­ность нрав­ствен­ного закона, оттор­гает от един­ствен­ного источ­ника жизни — Бога, творца единого по природе чело­ве­че­ства, — и тем самым обре­кает своего плен­ника на смерть. «Вам теперь <…> воздуху
неза­метно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Расколь­ников объяс­няет присут­ству­ющим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню,

Слайд 24надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в винов­ность Миколки, «приняв­шего стра­дание» по исконной народной

потреб­ности: иску­пить грех несо­от­вет­ствия идеалу — Христу.
Но Расколь­ников ещё наде­ется «пере­сту­пить» и нрав­ствен­ность. Перед ним — пример Свид­ри­гай­лова. Их встреча в трак­тире откры­вает герою печальную истину: жизнь этого «ничтож­ней­шего злодея» пуста и тягостна для него самого. Взаим­ность Дуни — един­ственная надежда для Свид­ри­гай­лова вернуться к источ­нику бытия. Убедив­шись в её беспо­во­ротной нелюбви к себе во время бурного разго­вора на его квар­тире, он через несколько часов застре­ли­ва­ется.
Тем временем Расколь­ников, гонимый отсут­ствием «воздуха», проща­ется с родными и Соней перед призна­нием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по насто­янию Сони, на глазах народа пока­янно целует землю, перед которой «согрешил». В поли­цей­ской конторе он узнает о само­убий­стве Свид­ри­гай­лова и делает офици­альное признание.
Расколь­ников оказы­ва­ется в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разу­ми­хина. Соня посе­ли­лась
надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в винов­ность Миколки, «приняв­шего стра­дание» по исконной народной потреб­ности: иску­пить грех несо­от­вет­ствия идеалу — Христу.Но Расколь­ников

Слайд 25возле Расколь­ни­кова и наве­щает героя, терпе­ливо снося его мрач­ность и равно­душие. Кошмар отчуж­дён­ности

продол­жа­ется и здесь: катор­жане из просто­на­родья нена­видят его как «безбож­ника». Напротив, к Соне отно­сятся с нежно­стью и любовью. Попав в тюремный госпи­таль, Родион видит сон, напо­ми­на­ющий картины из Апока­лип­сиса: таин­ственные «трихины», вселяясь в людей, порож­дают в каждом фана­тичную убеж­дён­ность в собственной правоте и нетер­пи­мость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в <…> бессмыс­ленной злобе», пока не истре­бился весь род чело­ве­че­ский, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему откры­ва­ется наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к един­ству в любви и к полноте жизни. В нем пробуж­да­ется «беско­нечная любовь» к Соне. На пороге «воскре­сения в новую жизнь» Расколь­ников берет в руки Еван­гелие.




возле Расколь­ни­кова и наве­щает героя, терпе­ливо снося его мрач­ность и равно­душие. Кошмар отчуж­дён­ности продол­жа­ется и здесь: катор­жане из просто­на­родья нена­видят его

Слайд 263. Своеобразие жанра
Достоевский создал новый жанр  — психологический роман.
В его основе

— человек как великая тайна, в которую вместе с читателем заглядывает автор. Что руководит человеком, почему тот или иной способен на греховные поступки, что происходит с человеком, преступившим черту?
Атмосфера романа — мир униженных и оскорбленных, где нет счастливых, нет непадших. В этом мире сочетается реальность и фантастика, поэтому особое место в романе занимают сны Раскольникова, которые не так, как в традиционном романе предсказывают судьбу героя.

3. Своеобразие жанраДостоевский создал новый жанр  — психологический роман.В его основе — человек как великая тайна, в

Слайд 27Нет, сны главного героя отражают состояние его психики, его души после

убийства старухи, проецируют действительность (сон об убийстве лошади), аккумулируют философскую теорию героя ( последний сон Родиона).
Каждый герой поставлен в ситуацию выбора.
Этот выбор давит на человека, заставляет его идти вперед, идти, не думая о последствиях, идти только для того, чтобы узнать, на что он способен, чтобы спасти другого или себя, чтобы себя погубить.

Нет, сны главного героя отражают состояние его психики, его души после убийства старухи, проецируют действительность (сон об

Слайд 28Еще одной жанровой особенностью таких романов является полифония, многоголосие.
В романе огромное количество

героев, которые ведут разговоры, произносят монологи, выкрикивают что-то из толпы — и каждый раз это не просто фраза, это философская проблема, вопрос жизни или смерти ( диалог офицера и студента, монологи Раскольникова, его диалоги с Соней, с Свидригайловым, Лужиным, Дунечкой, монолог Мармеладова).

Герои Достоевского носят в своей душе или ад или рай. Так Сонечка Мармеладова, несмотря на ужасы профессии, носит в душе рай, ее жертвенность, ее вера и спасают ее от ада жизни.

Еще одной жанровой особенностью таких романов является полифония, многоголосие.В романе огромное количество героев, которые ведут разговоры, произносят монологи,

Слайд 29Такой герой, как Раскольников, по мнению Достоевского, в уме своем подчинен дьяволу

и выбирает ад, но в последний момент, когда герой заглядывает в бездну, он отшатывается от нее и идет доносить на себя. Есть в романах Достоевского и герои ада. Они давно и сознательно выбрали ад не только умом, но и сердцем. И сердца их очерствели. Таков в романе Свидригайлов.
Для героев ада один выход — смерть.
Герои типа Раскольникова всегда интеллектуально выше остальных: недаром ум Раскольникова признают все, Свидригайлов ждет от него какого-то нового слова. Но Раскольников чист сердцем, его сердце полно любви и сострадания (к девочке на бульваре, к матери и сестре, к Сонечке и ее семье).

Такой герой, как Раскольников, по мнению Достоевского, в уме своем подчинен дьяволу и выбирает ад, но в последний

Слайд 30Душа человека как основа психологического реализма
Понимание души человека не может быть

однозначным, поэтому в романах Достоевского(в «Преступлении и наказании» тоже) так много недосказанного.
Раскольников несколько раз называет причину убийства, но ни он, ни другие герои не могут окончательно решить, почему он убил. Конечно, прежде всего им руководит ложная теория, подчиняя себе, искушая проверкой, заставляя поднять топор. Неясно и то, убил ли Свидригайлов свою жену или нет.
В отличие от Толстого, который сам объясняет, почему герой поступает так, а не иначе, Достоевский заставляет читателя вместе с героем переживать какие-то события, видеть сны и во всей этой повседневной сумятице непоследовательных поступков, неясных диалогов и монологов самостоятельно найти закономерность.

Душа человека как основа психологического реализмаПонимание души человека не может быть однозначным, поэтому в романах Достоевского(в «Преступлении

Слайд 31Огромную роль в жанре психологического романа играет описание обстановки. Общепризнанно, что

само описание Петербурга соответствует настроению героев. Город становится герой повествования. Город пыльный, грязный, город преступлений и самоубийств.
Своеобразие художественного мира Достоевского в том, что его герои проходят через опасный психологический эксперимент, впуская в себя «бесов», темные силы. Но писатель верит, что в конце концов герой пробьется сквозь них к свету. Но каждый раз читатель останавливается перед этой загадкой преодоления «бесов», потому что однозначного ответа нет.
Это необъяснимое всегда остается в структуре романов писателя.

Огромную роль в жанре психологического романа играет описание обстановки. Общепризнанно, что само описание Петербурга соответствует настроению героев. Город становится

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть