Слайд 1Компьютерный учебник для 10 класса по литературе
Выполнила:
Топорова Анастасия
Слайд 2Содержание
1) Биография М.Ю Лермонтова
2) Ранний период творчества
3) Зрелый период
4) Тема
родины в лирике Лермонтова
5) Мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова
6) Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
7) Героические характеры в произведениях Лермонтова
8) Тема одиночества как основная тема творчества Лермонтова
9) Тесты для самопроверки
10) Глоссарий
Слайд 31. Биография М.Ю Лермонтова
Великий русский поэт, прозаик и драматург. Родился в
Москве, в дворянской семье.
Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Юрий Петрович охладел к жене прежде всего по причине её болезненности, усугубившейся после рождения ребенка. Частые, слабо прикрытые измены, в том числе в стенах имения, с воспитательницей Михаила, немкой Сесилией Федоровной, настроили против Юрия Петровича и жену и тёщу. Окончательно рухнули отношения когда после очередных упреков пылкий и раздражительный Юрий Петрович ударил Марью Михайловну кулаком по лицу. Болезнь Марьи Михайловны после того случая стала прогрессировать с удивительной быстротой, развилась в чахотку и стала причиной ее преждевременной смерти.
После смерти и похорон Марьи Михайловны Юрий Петрович уехал в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевны. Вопреки заверениям, бабушка всячески препятствовала свиданиям отца и сына и фактически осталась единственной воспитательницей будущего поэта.
Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта.
Детство его прошло в Тарханах — имении его бабушки в Пензенской губернии В 1828 г Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г. Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г, по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.
Одним из первых появившихся в печати его произведений была опубликованная без ведома автора в 1835 г поэма «Хаджи Абрек». В 1837 г за гневные, обращенные против правящих кругов николаевской России стихи на смерть Пушкина поэт был сослан на Кавказ.
Произведения Лермонтова, написанные после ссылки, а также его независимое поведение вызвали неприязнь и вражду к нему со стороны царского двора и правящей верхушки. Творчество Лермонтова формировалось под огромным влиянием декабристских идей В нем отразился тот кризис, те мучительные поиски выхода, которые были характерны для передовой, вольнолюбивой части русского общества после 1825 г.
За дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтов был сослан на Кавказ вторично —в Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявлял незаурядную храбрость, однако царская немилость по-прежнему преследовала его: Николай I вычеркивал имя Лермонтова из наградных списков. Хлопоты друзей и родных о переводе поэта в Петербург потерпели неудачу.
Даже пребывание Лермонтова в отпуске весной 1841 г было прервано: ему приказали в сорок восемь часов покинуть Петербург и отправиться в полк. По дороге в полк Лермонтов остановился на некоторое время в Пятигорске. Здесь у него, не без тайных интриг жандармских чинов, произошла ссора в Мартыновым, закончившаяся 15 июля 1841 г дуэлью, на которой поэт был убит.
Слайд 42. Ранний период творчества
Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова, полные размышлений,
напоминают о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности, о прошлом и будущем.
Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны
В юности он мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером, своей волей. Таков Мцыри – «любимый идеал поэта», таков и лирический герой стихотворения «Парус».
Пишет он в стихотворении «1е января». Именно поэтому на последующем творчестве поэта лежит печать разочарования и одиночества, а в некоторых произведениях звучат даже мотивы обреченности.
Лирическое “я” раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах “Из Андрея Шенье”: “За дело общее, быть может, я паду...”, “Я грудью шел вперед, я жертвовал собой...” , “Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей...” Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги. Поэт чувствует, что жизнь его протекает “без цели”, что он “чужд всему”. Отрицание “толпы людей”, “света” носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер:
Коварной жизнью недовольный,
Обманут низкой клеветой...
Эта фраза помогает понять суть претензий героя к обществу. Постепенно все явственнее проступают и контуры “толпы”, “здешнего света”, где подлинные ценности оказываются поверженными:
Поверь: великое земное
Различно с мыслями людей.
Сверши с успехом дело злое —
Велик; не удалось — злодей.
Слайд 5В свете, где царят “притворное внимание”, “клевета”, “зависть”, “обман” и “зло”,
герой выглядит “странным”, чувствует себя одиноким и обреченным на непонимание и ненависть:
Настанет день — и миром осужденный,
Чужой в родном краю...
Юношеское лирическое “я” у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, что через автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном.
В юношеской лирике герой Лермонтова по масштабу своих грандиозных переживаний предстает равновеликим мирозданию. Духовная мощь личности не уступает творческой силе Бога. В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой... ” он говорит:
…Кто?
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!
Его лирическое “я” может ощущать гармонию со Вселенной, устремляться в небеса на свою духовную родину. В стихотворении “Ангел” он говорит о душе:
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Но чаще лирическое “я” противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и бунтуя. Двойственность сознания героя характерна для ранней лирики Лермонтова. Тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной, осязаемой красоте и музыкальности, тоска по земному счастью, человеческому участию и разочарование в морали “света”, в любви, дружбе, отрицание ценностей земного бытия, стремление обрести гармонию с мировым целым и сознание безнадежности своей мечты — все эти противоречия лирического героя заставляют его вглядеться в себя. В центре лирики оказывается непрерывный процесс внутреннего размышления, в котором тесно спаяны гражданские, философские, интимные переживания.
Слайд 63. Зрелый период
С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития
поэта. В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей. И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап - его зрелость.
Началом этого этапа можно считать стихотворение "Смерть поэта" (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение "Смерть поэта", в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи! За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь "за хребтом Кавказа" творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение "Пророк" (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского "Пророка", который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение "глаголом жечь сердца людей". Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Пророк вынужден бежать в пустыню от людей:
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи…
Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря:
"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!"
Таким образом, Лермонтов - поэт-пророк появился не сразу, долгое время "творческая дума" зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.
Слайд 74. Тема родины в лирике Лермонтова
Важное место в творчестве М. Ю.
Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта.
В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”:
...я родину люблю
И больше многих: среди ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать.
В другом юношеском стихотворении Лермонтова “Ангел” (1832) реальной основой поэтических видений “небесной родины” являются воспоминания поэта о матери. Земной мир, “мир печали и слез”, безоговорочно отступает перед небесным:
По небу полуночи ангел летел...
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез...
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
На противопоставлении основано более позднее стихотворение Лермонтова “Бородино”, написанное в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Поэт противопоставил идеализированное прошлое настоящему и устами старого солдата вынес приговор современному Лермонтову поколению: “Богатыри- не вы”. Это произведение, прославляющее русское оружие, является реалистическим описанием великой битвы. Поэт открыл новый источник своей веры в Родину:
Уж постоим мы головою
За родину свою.
Слайд 8Простой, отнюдь не выдающийся человек, умирающий от пулевого ранения в грудь,
дает поручение боевому товарищу в стихотворений “Завещание” (1841) передать привет “родному краю”.
Чувством патриотизма проникнуто стихотворение “Родина”, написанное в 1841 году, один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве Лермонтова. Уже в начале стихотворения поэт признается в любви к родине:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Новая, без патетики любовь к Отчизне непривычна поэту, он сам называет ее “странною”. О русской деревне рассказывается при помощи прозаизмов вплоть до “говора пьяных мужичков”. “Родина”- свидетельство приятия русской жизни как она есть.
Кроме конкретного воплощения образа Родины, в творчестве Лермонтова есть и романтический идеал. Родная сторона наделила лирического героя стихотворения “Листок” жизненной энергией. Дубовый листок, “оторванный от ветки родимой”, “засох”, “увял”. Автор презирает людей, у которых нет родины, нет “страдания”. Этот мотив звучит в стихотворении “Тучи”:
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Тучи являются здесь символом абсолютной свободы. Требовательная любовь к родине оборачивалась горьким обличением ее современного общественного и нравственного состояния в стихотворении “Прощай, немытая Россия...” (1841). Это протест Лермонтова против “страны рабов, страны господ”, преклонения народа перед “голубыми мундирами”. Лирический герой стихотворения выражает предположение:
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Так возникает образ Кавказа, поэтической родины Лермонтова. Поэта восхищают “ущелья”, “южные горы”, “степь”. Эти образы напоминают ему умершую мать и “пару божественных глаз”, и он признается:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Об этом явлении “любви” к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: “Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова”.
Таким образом, тема родины для Лермонтова оказывается шире темы России. Своей малой родиной Лермонтов считал Пензенское имение Тарханы, описание которого представлено в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен...” (1840). Герой “памятью к недавней старине летит... вольной, вольной птицей”:
Слайд 95. Мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова
Мотивы скорби и одиночества
в лирике Лермонтова С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. Пророк -последняя капля в чаше его страданий.
И если пушкинское последнее стихотворение Я памятник себе воздвиг нерукотворный устремлено в будущее, то лермонтовский Пророк полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк - вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина Восстань, пророк, и вождь, и внемли, Исполнись волею моей ,И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеутверждающей,
светлой поэзии Пушкина. Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть
Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым Гляжу на будущность с боязнью ,Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной Один из основных мотивов творчества Лермонтова - противопоставление многогранной и духовно богатой личности поэта пустоте светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе гонимого пророка.
Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям.
Слайд 106. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
Тема поэта и поэзии
в лирике Пушкина и Лермонтова Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают следующие вопросы какими духовными чертами должен обладать поэт, какова роль поэта в обществе, в чем сущность самого процесса творчества, каким должно быть отношение поэта к окружающему миру, в чем заключаются его заслуги перед
обществом. Оба поэта убеждены в том, что необходимым условием творчества является свобода. Пушкин говорит об этом в стихотворении Поэту . Автор на себе испытал суд глупцов и смех толпы голодной , но не утратил веры в себя и свое призвание. Пушкин призывает поэта дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. Ты сам свой высший суд Всех строже оценить сумеешь ты свой труд Поэт, по мнению Пушкина, должен творить, не требуя наград за подвиг благородный .
Лермонтов также считает, что труд поэта должен быть бескорыстным. Об этом он говорит в стихотворении Поэт . Это произведение представляет собой развернутое сравнение судьбы кинжала и поэта. Кинжал был когда-то грозным оружием, но со временем он свое утратил назначенье и превратился в золотую игрушку. То, что случилось с кинжалом, напоминает автору судьбу поэта. Лермонтов обвиняет поэта в том, что он на злато променял ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье
.Лермонтов считает, что истинному искусству чужды блестки и обманы . Голос поэта должен звучать как колокол на башне вечевой. Во дни торжеств и бед народных . В последних строках образы поэзии и кинжала сливаются Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк !Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок ,Покрытый ржавчиной презренья?
Слайд 117. Героические характеры в произведениях Лермонтова
Творчество великого русского поэта Михаила Юрьевича
Лермонтова приходится на период 30-х годов XIX века - очень сложное время в истории России. Оно связано с правлением императора Николая I, с его жестокими реакционными действиями. Период русской истории времен николаевской реакции можно по праву назвать трагическим и переломным. Это время было трагедией для миллионов людей, наложило свой отпечаток на судьбу целого поколения.
Современники Лермонтова, еще молодые люди, уже ничего не хотели, ни к чему не стремились. Несмотря на свою образованность и просвещенность, они не были способны к активным действиям. Рано состарившись душевно, они уже не могут наслаждаться ни жизнью, ни поэзией, ни искусством. Люди без целей, без идеалов, без стремлений - вот каким видит свое поколение поэт. Поколение, у которого нет настоящего и будущего.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Мы видим, что суд в стихотворении “Дума”, посвященном этому поколению, беспощаден. Автор указывает на многие пороки своих современников. Любовь и ненависть - случайные чувства в их сердцах. Хуже того, они “к добру и злу постыдно равнодушны”, “перед опасностью позорно-малодушны и перед властию - презренные рабы”. Потомки великих отцов, они не смогли продолжить их начинаний, а впереди их ожидает справедливый приговор, когда их память “потомок оскорбит презрительным стихом”.
Слайд 12Поэт не желает мириться с таким положением вещей. Ему нужен герой,
но искать его среди сверстников было, по мнению Лермонтова, бессмысленно. И он обращается к истории, чтобы найти там примеры подлинной высоты духа, а также пытается искать их в среде, которой не коснулось тлетворное влияние света, цивилизации, - в среде кавказских горцев.
Упрек “потерянному поколению” звучит в стихотворении “Бородино”. Поэт восхищается героическим прошлым поколения отцов, его самоотверженным подвигом, любовью к родине и выносит приговор своим современникам: “Богатыри- не вы!” Неторопливо, плавно рассказывая об одном из самых трагических событий русской истории, старый солдат вновь переживает все то, что было на поле боя. Его повествование убеждает нас в том, что битва при Бородино - момент наивысшей духовной мощи русского народа. Скупыми словами ветеран Отечественной войны описывает обстановку перед боем, подчеркивая несуетность, спокойную неторопливость братьев по оружию. Они знают, что завтра многих из них, возможно, не будет в живых, но готовы “постоять головою за Родину свою”, понимают необходимость решительной схватки с врагом: “досадно было, боя ждали”. Они не просят Бога сохранить им жизнь, а думают лишь о том, как одолеть врага, и в этом их мощь. Называя их “богатырями”, именно эту силу духа и стремился подчеркнуть Лермонтов.
Впервые в русской литературе ход событий показан в стихотворении “Бородино” глазами простого участника битвы, нет общей панорамы битвы, придающей помпезность и бутафорность описанию, есть только то, что воспринимается одним человеком. Это помогает показать всю силу трагедии войны, весь ужас происходящего (“смешались в кучу кони, люди”, “в дыму огонь блестел”). Реальность описываемого проявляется в просторечных выражениях. Сравнения упрощены, нет вычурности и изысканности (“французы двинулись, как тучи”, “знамена, как тени”).
По мнению автора, такие люди, как герой стихотворения, и одержали победу над врагом, прежде всего, нравственную победу, память о которой живет в веках:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! Мысли Лермонтова о значении этой великой битвы оказались близки Л. Н. Толстому, признававшему, что “Бородино” было зерном его романа “Война и мир”.
Другой пример духовной стойкости человека содержится в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, где автор описывает один из самых трагических периодов истории русского государства - правление Ивана Грозного. Изображенное в произведении историческое прошлое внутренне перекликается с политическими настроениями в обществе времен Николая I. Укрепление царской власти осуществлялось кровавыми методами. В душах людей жил постоянный страх, над страной нависла гнетущая атмосфера всеобщей расправы.
При сходстве политической обстановки эпох Ивана IV и Николая I Лермонтов подчеркивал различное поведение людей. Современники в его глазах - “перед властию - презренные рабы”. В лице же главного героя “Песни...” - купца Калашникова - автор находит образец для подражания. Образ “удалого купца” - это образ цельного человека, способного отстаивать свои принципы, выразителя народной морали, родовой чести и человеческого достоинства, героизма и смелости. Калашников мог бы все честно рассказать царю и избежать смерти, но честь семьи для него дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но умирает победителем. Победа над Кирргбеевичем, обидчиком жены, прежде всего нравственная. Даже еще перед боем опричник был сражен, узнав, кто с ним будет драться и за что.
Слайд 13“Удалой купец” Калашников является истинно героическим характером для Лермонтова. И хотя
он изображен не в качестве защитника родной земли, он умеет “постоять за правду до последнева”.
Таким образом, русская история для поэта - неиссякаемый источник богатства и красоты души человека. Еще одним подобным источником для Михаила Юрьевича был Кавказ - жилище вольности, суровый край свободы. И именно Мцыри - дитя Кавказа - является одним из наиболее героических характеров, созданных Лермонтовым.
Мцыри - герой-борец, протестующий против насилия над личностью, яркая личность с сильным характером, могущая и любить, и ненавидеть в полную силу, от всей души, а не “случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви”. В “одну- но пламенную страсть” сливается в нем любовь к родине и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь. Его желание “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие три дня побега становятся для него временно обретенной волей. Только вне монастыря он жил.
Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам, дорогим сердцу могилам, хотя герой тоскует и по ним. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за ее свободу. Хотя судьба не подарила Мцыри возможности изведать упоенье битвой, он всем строем своих чувств воин. Суровой сдержанностью он отличается еще с ранних лет:
Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Трагическое одиночество в монастыре закалило его волю. И хотя ему не удается отыскать путь в “родимую страну”, где “люди вольны, как орлы”, найти удовлетворенья своим желаниям, он духовно не сломлен. Его мужество, цельность натуры, героизм являются укором боязливому, бездеятельному и “позорно-малодушному” поколению Лермонтова, которое “вянет без борьбы”.
Такими мужественными, цельными, свободолюбивыми натурами, беззаветно любящими родину и способными “постоять за правду до последнева”, предстают перед нами любимые герои Лермонтова, носители твердых принципов чести и достоинства.
Слайд 148. Тема одиночества как основная тема творчества Лермонтова
Поэзия Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание. О своем одиночестве в светском обществе, об окружающих его бездушных людях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." Лермонтов пишет о том, как "большой свет" пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картины маскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается "забыться памятью" в "недавней старине", почему ласкает в душе старинную мечту? Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски, прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы. Все парадоксально в мире маскарада. "Пестрая толпа" видится поэту "как будто бы сквозь сон". Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речей слышится лишь "дикий шепот". Все противоестественно, все лжет. Душа Лермонтова живет "вольной птицей" только тогда, когда он вспоминает:
...и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут
Спящий пруд,
А за прудом село дымится... Лермонтов скучал и задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. В "буре тягостных сомнений и страстей", как ни ярка, ни властна мечта поэта, она лишь "свежий островок". При всей ее притягательности мечта хрупка.
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не званную гостью... После этого отрезвления от мечты у поэта с необычайной силой рождается желание "смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью". В этих горьких, выстраданных строчках звучит горячий протест против всего, что воплотила в себе светская чернь, и что было особенно отвратительно поэту: фальшь, бездушие, пустота. Этой борьбе Лермонтов был верен до конца своей жизни. И силы для этого давал ему истинный и прекрасный, полный гармонии мир, который всегда жил в его душе.
Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни "без шума и следа", не оставив следа в истории, вытеснила его юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов живет теперь, чтобы сказать правду о "плачевном состоянии" его духа и совести поколению безвольному и малодушному, живущему без надежды на будущее.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Слайд 15Тесты для самопроверки
1. М.Ю.Лермонтов родился:
а) в Тарханах
б) в Петербурге
г) в Пятигорске
д)
в Москве
2. В какое учебное заведение поступил М.Ю.Лермонтов в 1831 г.?
а) в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге
б) в Московский университет
в) в Царскосельский лицей
г) в Петербургский университет
3. Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?
а) «Парус»
б) «Герой нашего времени»
в) «Маскарад»
г) «Смерть поэта»
4. Назовите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова.
а) зависть
б) свобода
в) одиночество
г) усталость
5. Какая характеристика общественной жизни наиболее точно передает особенности времени формирования Лермонтова - поэта?
а) начало формирования демократических тенденций
б) общественный подъем, рост национального самосознания, вызванный войной 1812 г.
в) идеи декабризма определили атмосферу общественной жизни
г) спад социальной активности и рост пессимизма в общественных настроениях после разгрома восстания 14 декабря 1825 г.
Слайд 166. В поэзии М.А.Лермонтова воплотились принципы:
а) романтизма и сентиментализма
б) реализма и
романтизма
в) классицизма и романтизма
г) реализма и классицизма
7. Парус в одноименном стихотворении М.Ю.Лермонтова - это …
а) символ дальних странствий
б) символ одинокой, жаждущей бурь личности
в) деталь пейзажа
г) символ бесконечного движения в мире
8. Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю.Лермонтовым к :
а) 10 - летней годовщины битвы
б) 20 - летней годовщине битвы
в) 25 - летнему юбилею сражения
г) 15 - летию сражения
9. В стихотворении «Кинжал» М.Ю. Лермонтов использует образ кинжала, символизирующего поэтический дар. В каком еще стихотворении возникает тот же образ - символ?
а) «Бородино»
б) «Смерть поэта»
в) «Дума»
г) «Поэт»
10. Главной философской проблемой поэмы «Мцыри» является проблема:
а) добра и зла
б) веры и богоборчества
в) смысла жизни
11. Мцыри совершает побег из монастыря:
а) во время грозы
б) ночью, когда все спят
в) во время богослужения, когда все находятся в церкви
г) на рассвете
Слайд 1712. Кто является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени»?
а) Грушницкий
б) Максим Максимыч
в) Вернер
г) Печорин
13. Печорина звали:
а) Максим Максимыч
б) Григорий Александрович
в) Александр Григорьевич
г) Евгений Александрович
14. Назовите имя критика, давшего следующую оценку Печорину.
Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.
а) Н.А.Добролюбов
б) В.Г.Белинский
в) И.А.Гончаров
г) А.И.Герцен
15. Кто рассказывает историю Бэлы?
а) Печорин
б) автор
в) сама героиня
г) Максим Максимыч
16. Кому из героев романа «Герой нашего времени» В.Г. Белинский дал следующую характеристику:
Этот тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце.
а) доктор Вернер
б) Вулич
в) Максим Максимыч
г) Казбич
Слайд 1817. Как сложилась судьба Бэлы?
а) ее увез Казбич
б) она осталась с
Печориным
в) она вернулась к своим родным
г) она умерла
18. Почему «жены местных властей менее обращали внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце пылкое и под белой фуражкой образованный ум»?
а) в Кисловодск редко приезжали новые люди
б) среди солдат нередко можно было встретить разжалованных декабристов
в) дамы были неразборчивы в выборе знакомых
г) из желания порадеть низшему чину
19. Какая из частей романа «Герой нашего времени» является центральной и придает произведению характер психологического романа?
а) «Бэла»
б) «Фаталист»
в) «Тамань»
г) «Княжна Мери»
д) «Максим Максимыч»
20. Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе:
а) Вулича
б) Грушницкого
в) Максим Максимыча
г) доктора Вернера
Слайд 1921. Найдите соответствия между отрывками и названиями произведения:
а) И только небо
засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
б) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
в) Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришелец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
г) Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
А) «Родина»
Б) «Бородино»
В) «Смерть поэта»
Г) «Дума»
22. К какому произведению М.Ю. Лермонтова подошли бы в качестве эпиграфа следующие строки из стихотворения «Дума»?
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарилось оно.
а) «Смерть поэта»
б) «Мцыри»
в) «Песня про… купца Калашникова»
г) «Герой нашего времени»
Слайд 2023. Укажите художественный прием, который использовал автор в выделенных строках?
Вам не
видать таких сражений!...
Носились знамена, как тень,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) гипербола
б) олицетворение
в) инверсия
г) сравнение
24. Определите героя по его портретной характеристике.
а) доктор Вернер
б) Казбич
в) Максим Максимыч
г) Печорин
А) «На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду»
Б) «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок - то, ловок - то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре…»
В) «… В транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти… Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно…»
Г) «…Одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей…»
Слайд 21Глоссарий
Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее
собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Сентиментали́зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment – чувство) — умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
Слайд 22Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности. Во всяком произведении
изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).
Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.
Инве́рсия в литературе (от лат. inversio — переворачивание, перестановка) — нарушение обычного порядка слов в предложении
Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.