Слайд 1К.Д. Ушинский – педагог и писатель.
Педагогическая направленность его рассказов о
природе и о детях.
Слайд 4К.Д. Ушинский – педагог
Большую часть своей жизни К.Д. Ушинский посвятил практической
педагогике. Основное внимание сосредоточил на создании народной школы и вопросах женского образования (служил инспектором Смольного института для благородных девиц).
Свою педагогическую практику осмыслил в двухтомнике «Человек как предмет воспитания», многие выводы из которого не устарели и сегодня.
Слайд 10К.Д. Ушинский о значении
родного языка
Также не устарели отдельные положения из
статьи педагога «Родное слово» (1861), где он утверждал, что родной язык – это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и «удивительный педагог», лучший народный наставник, учивший ещё тогда, когда не было ни книг, ни школ.
Детскую литературу и чтение в школьные годы Ушинский рассматривал как способ постижения народной культуры и богатств родного языка.
Практическое воплощение эти идеи педагога получили в созданных им учебниках для чтения.
Слайд 12Принципы создания учебных книг К.Д. Ушинского
«отдавать преимущество реальному содержанию», т.е. естественнонаучному
материалу, ибо «логика природы есть самая доступная логика для детей»;
книга должна быть «по возможности занимательной»;
простота языка, исключающая «формальные украшательства» и подделку под детский способ выражения;
разнообразная тематика (времена года, человек и его тело, мир растений и животных, строение Земли, географические открытия, города и страны, история);
соединение познавательного и художественного материала с целью развития в единстве мысли, чувств и дара слова.
Слайд 13К.Д. Ушинский – писатель
В детской литературе Ушинский известен как обработчик народных
сказок, а его авторские рассказы тоже тяготеют к народно-поэтическому творчеству. Они написаны ритмизованным слогом, украшены поговорками, характерными повторами, уменьшительными и увеличительными суффиксами.
Слайд 14Рассказы о животных:
«Лиса Патрикеевна»
«Васька»
«Мышки»
«Лошадь»
«Бишка»
«Петушок с семьёй»
«Курица и утята»
«Чужое яичко»
См. Зубарева.
«Детская литература»
Все животные представлены с характерными повадками и в жизненной роли, которая неотделима от их природы. Иногда использован приём антропоморфизма (животные разговаривают, спорят), придающий эмоциональную окраску, а шутливая манера изложения сочетается с поучительностью.
Слайд 18Познавательно-природоведческие рассказы о труде и знаниях
«История одной яблоньки»
«Как рубашка в поле
выросла»
содержат подробное описание процесса выращивания яблони и льна и труда людей.
«Бодливая корова»
«Гадюка»
- произведения о детях, попавших в опасность. Они содержат бытовые сцены, которые позволяют юным читателям сделать вывод о необходимости вести себя разумно.
Слайд 19Рассказы
на нравственно-этические темы
«Дети в роще»
«Вместе тесно, а врозь скучно»
«Умей обождать»
«Играющие
собаки»
«Утренние лучи»
«Трусливый Ваня»
Это рассказы с очевидной дидактической установкой, героями их являются дети, а иногда животные.
Автор подсказывает детям, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем.
Слайд 21Работа с хрестоматией
Прочитайте текст.
Какими качествами наделены герои?
Кого напоминает вам Петушок?
Почему героями
являются птицы, а не дети?
Слайд 24Рассказы о Родине
«Наше Отечество»
«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством
мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов, и когда мы уснём навеки, то она же прикроет и кости наши.
…Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина»
Слайд 25Особенности литературного творчества К.Д. Ушинского
Отчётливо выраженная познавательная и воспитательная направленность
Художественная убедительность
(органичность воплощения педагогического замысла в образную форму)
Жанровое разнообразие (сказки, басни, рассказы, прозаические миниатюры, статьи, очерки)
Лаконизм или, напротив, наличие колоритных пейзажных зарисовок и выразительных деталей, выбор которых обусловлен литературно-педагогической задачей