Слайд 1
Сентиментализм.
Н. М. Карамзин
«Бедная Лиза»
Слайд 2Сентиментализм (от франц.sentiment – «чувство»)
– это литературное направление в европейской культуре,
возникшее во второй половине 18 века. Задача – заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления.
Н.М.Карамзин
В.А.Жуковский
А.Н.Радищев
Слайд 31. В центре внимания – мир чувств героя.
2. Идеал- добродетельный герой
с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать.
3. Интерес и идеализация жизни простых людей.
4. Уделяется особое внимание природе, восхищение ею (пейзаж-иллюстрация чувств героя).
5. Духовное равенство всех людей вне зависимости от сословий.
6. Важная роль личности автора, который делится своими чувствами, мыслями.
7. Появляются эпистолярные жанры.
Черты сентиментализма
Слайд 4Особенности русского сентиментализма
Слайд 5Родился 12 декабря 1766 года в Симбирской губернии в дворянской семье.
Получил хорошее домашнее образование: знал немецкий, французский, английский, итальянский языки
Николай Михайлович
Карамзин
Слайд 6Портрет работы В.А. Тропинина
В 14 лет Карамзин был
отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета
И.М. Шадена, в котором учился
с 1775 по 1781 годы. Одновременно посещал лекции в Московском университете
Слайд 7В 1783 году поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но
вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты
Слайд 8В 1789-1790 годы предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил
Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором
Слайд 10По возвращении из поездки Карамзин начал деятельность в качестве профессионального писателя
и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала», (в котором появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером
Н.М. Карамзин Художник Ж. Б. Дамон Ортолани. 1805
Слайд 11Н.М.Карамзин – журналист, писатель, историк
«Московский журнал»
«Письма русского путешественника»
«Наталья, дочь боярская»
«Бедная Лиза»
«История
государства Российского»
Н.М.Карамзин.
Худ. А.Г.Венецианов. 1828
Слайд 12Проза и поэзия Карамзина оказали значительное влияние на развитие русского литературного
языка.
Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов – как неологизмов (благотворительность, влюблённость, вольнодумство, достопримечательность, промышленность, трогательный, человечный), так и заимствований (тротуар, кучер).
Карамзин одним из первых начал использовать букву Ё.
Слайд 13С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл
от художественной литературы, а
с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки»
Слайд 14Именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики.
А.С. Пушкин
говорил: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом»
Слайд 15Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям
отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому
Слайд 16Н. М. Карамзин открыл
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина в
рукописи XVI века и опубликовал его
в 1821 году
Слайд 17 Смерть Карамзина явилась результатом простуды, полученной 14
декабря 1825 года, и 3 июня (22 мая – по ст. ст.) 1826 года он скончался в Санкт-Петербурге.
Похоронен на Тихвинском кладбище
Александро-Невской лавры
Слайд 18Памятник Н.М.Карамзину
и его книге «История
Государства Российского
Слайд 22Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы —
не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда.
Слайд 23Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической
характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Слайд 24Герои повести
Рассказчик
Образ рассказчика включён в структуру повести на правах ее полноценного
героя и действующего лица, он единственный посредник между читателем и героями. Рассказчик повести узнает об истории Лизы от самого Эраста, переживает за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Повествователь кажется чувствительным, печальным, радостным.
Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе.
Слайд 25Лиза
Имя героини «почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, крестьянка.
Чувства
Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием.
Слайд 27Эраст
Имя героя означает «возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем,
вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии.
Слайд 30Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты
и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках.
Слайд 31Любовь стала испытанием для Эраста. Он плохо знал свой характер, переоценил
свои нравственные силы. Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».
Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично.
Слайд 32В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.
Каждое появление Эраста на
страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег».
Эраст измеряет всё деньгами. Деньги – символ неискренних отношений. Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных помыслов.
Слайд 33«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом,
что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.