Презентация, доклад на тему Исследовательская работа по творчеству вятской поэтессы Л. Суворовой

Содержание

Аннотация:Тема исследования:«Роднополисы» или «Кругосветная Вятка»: является ли рифмованная агитация достойной альтернативой традиционной русской лирикеГипотеза: обращение к индивидуальным фоновым знаниям влияет на целевую аудиторию сильнее, чем обращение к социальным и корпоративным фоновым знаниямЦель исследования: доказать, что традиционная

Слайд 1«Кругосветная Вятка» Людмилы Суворовой
Исследовательская работа ученика 10 класса ВПГ
Бучина Антона
руководитель:

учитель русского языка и литературы Исупова Н.А.
«Кругосветная Вятка» Людмилы СуворовойИсследовательская работа ученика 10 класса ВПГ Бучина Антонаруководитель: учитель русского языка и литературы Исупова

Слайд 2Аннотация:
Тема исследования:«Роднополисы» или «Кругосветная Вятка»: является ли рифмованная агитация достойной альтернативой

традиционной русской лирике
Гипотеза: обращение к индивидуальным фоновым знаниям влияет на целевую аудиторию сильнее, чем обращение к социальным и корпоративным фоновым знаниям
Цель исследования: доказать, что традиционная русская лирика воздействует на аудиторию более глубоко и сильно, чем «заказной» песенный текст, снабженный видеорядом
Аннотация:Тема исследования:«Роднополисы» или «Кругосветная Вятка»: является ли рифмованная агитация достойной альтернативой традиционной русской лирикеГипотеза: обращение к индивидуальным

Слайд 3Роднополисы:
Одним из самых заметных культурных событий последних месяцев можно назвать презентацию

клипа «Роднополисы».
Он был официально представлен на фестивале СМИ «На семи холмах» и запомнился прежде всего тем, что в нём принял деятельное участие губернатор Кировской области Никита Белых.
Задачу авторов, - призвать жителей провинции жить и работать в родных городах, а не уезжать за неизвестностью в столицу, - можно считать выполненной.
Роднополисы:Одним из самых заметных культурных событий последних месяцев можно назвать презентацию клипа «Роднополисы». Он был официально представлен

Слайд 4Вопрос:
Можно ли назвать эту художественную работу именно вятской?

Вопрос:Можно ли назвать эту художественную работу именно вятской?

Слайд 5Отрывок из Роднополисов

Отрывок из Роднополисов

Слайд 6Казалось бы - да, вот оно, наше: виды города, вокзал, «Прощание

славянки», дымковская игрушка. Но если заменить эти фото города видами, например, Нижнего Новгорода?

Или «дымку» в купе поезда поменять, например, на «хохлому»? Или провести съемки с участием массовки не на улице Спасской, а на Большой Покровской?

Казалось бы - да, вот оно, наше: виды города, вокзал, «Прощание славянки», дымковская игрушка. Но если заменить

Слайд 7Схематичность произведения
Согласитесь, произведение настолько схематично, что позволяет такие замены. С одной

стороны, эта доказывает, что песня универсальна и могла бы стать гимном столицы любого региона.
С другой стороны - жаль, что можно так легко и без потерь отказаться от вятских особенностей.
Схематичность произведенияСогласитесь, произведение настолько схематично, что позволяет такие замены. С одной стороны, эта доказывает, что песня универсальна

Слайд 8Схематичность произведения
Добавлю, что и слово «Вятка» в песне «Роднополисы», похоже, не

обязательно. Я не знаю, за Киров или за Вятку авторы клипа. Но предположу, что «Вятка» здесь - больше для рифмы: «свои порядки», «в кредит «девятка»… А какие рифмы можно подобрать к слову «Киров»? Лично мне не пришло в голову ничего, кроме «кумиров», «сатиров» и «мойдодыров», а это вряд ли послужило бы удачному воплощению авторского замысла.
Универсальный подход хорош для популяризации идеи, но не годится для рассказа о конкретном, как говорили в советские времена – «отдельно взятом» городе.
Вятка в клипе «Роднополисы» – не цель, а средство.
Схематичность произведенияДобавлю, что и слово «Вятка» в песне «Роднополисы», похоже, не обязательно. Я не знаю, за Киров

Слайд 9Поэты о своей Малой Родине:
Поэты, конечно, знают, что, если писать о

Москве или Санкт-Петербурге, поймут все. Нева и Васильевский остров, Собор Василия Блаженного и Арбат – это неотъемлемые составляющие коммуникативного фонда российской аудитории. Но Булат Окуджава пел всё-таки не «наш Арбат», а «мой Арбат». И это личностное, необобщенное отношение сделало песню не просто популярной, но и по-настоящему любимой.
А как быть жителям Вятки? Что предстанет перед внутренним взором российского слушателя при словах «моя Московская», «моя Спасская»? Есть вариант, что каждый представит старинные улочки родного города. Вариант не худший, но речь всё-таки не о собирательном провинциальном городе.
Поэты о своей Малой Родине:Поэты, конечно, знают, что, если писать о Москве или Санкт-Петербурге, поймут все. Нева

Слайд 10Каким должен быть человек, пишущий о своей Малой Родине?
Сильной личностью, которая

рискует писать о том, что знакомо не всем, не заигрывать с аудиторией, не искать популярности, хорошо знать родной город:
Находить душевные силы видеть в нем лучшее, благодарить его, а не критиковать:
Обладать мастерством, которое позволит дать точное, не абстрактное и не схематичное описание города:
Раскрыть свойства города, присущие только ему.

Каким должен быть человек, пишущий о своей Малой Родине?Сильной личностью, которая рискует писать о том, что знакомо

Слайд 11Поэты и Малая Родина
Добавлю, что благодаря личному отношению Пушкина к Болдино

туристы едут в Нижегородскую область, благодаря Достоевскому они едут в Петербург, который писатель отнюдь не ненавидел, как писали советские исследователи, но это тема для отдельной работы. Есенин – это Рязань, Высоцкий – Москва. А Людмила Суворова – это, конечно, Вятка.
Поэты и Малая РодинаДобавлю, что благодаря личному отношению Пушкина к Болдино туристы едут в Нижегородскую область, благодаря

Слайд 12Людмила Суворова:
Родилась в 1974 году в г. Кирове. С 1953

по 1965 гг. жила на Волге (Нижний Новгород, Самара, Сызрань), затем семья вернулась в Вятку.
Закончила Кировское училище искусств по классу фортепиано. Преподаватель Детской музыкальной школы №1.
В 1971 году поступила в Литературный им. Горького в Москве, но по ряду причин не закончила учебу.
Печаталась в газетах, журналах, коллективных сборниках. Вышли книги стихов «Мелодия виолончели», Весы», «Стеклянный шар» и «Хвала пустыне». Член Союза Писателей России.
Людмила Суворова:  Родилась в 1974 году в г. Кирове. С 1953 по 1965 гг. жила на

Слайд 13Господь, не оставь мою милую Вятку,
Где тихо и просто, и всё

по порядку.
Где чистый песочек и красная глина,
Цветут во дворах бузина и калина.
Где тополь возвышенный шепчет о вечном,
И липы в Аполло, и сосны в Заречном.
И мне, обывателю, выпало счастье
Корнями и кровью в старинном мещанстве,
И каплею малой от ссыльных поляков,
От ига, булгар (и Гайдар! И Булгаков!)
Взрасти, укрепиться крапивой и пижмой,
Корнями – стабильной, ветвями – подвижной.
Господь, не оставь мою милую Вятку,Где тихо и просто, и всё по порядку.Где чистый песочек и красная

Слайд 14Анализ стихотворения
Перед местным читателем, конечно, предстанет все, о чем говорит поэт:

все это хранится именно в нашем вятском коммуникативном фонде. Поясню: в коммуникативном фонде хранятся знания и представления, накопленные аудиторией до встречи с автором. Чтобы попасть в коммуникативный фонд, надо воспользоваться словарем аудитории, обратиться к ее фоновым знаниям.
Фоновые знания делятся на три группы: социальные – то, о чем знают все, коллективные – то, о чем знает определенная корпорация, и индивидуальные – то, о чем знает ограниченный круг лиц.
Анализ стихотворенияПеред местным читателем, конечно, предстанет все, о чем говорит поэт: все это хранится именно в нашем

Слайд 15Анализ стихотворения
К социальным фоновым знаниям в этом стихотворении относятся: Гайдар и

Булгаков, обыватель, мещанство, иго, булгары. К корпоративным я бы отнес природу, потому что эти растения часто встречаются именно в нашей полосе, хотя и хорошо известны другим жителям России. Также – дворы, Аполло, Заречный, ссыльных поляков: все это уже указывает на наш город и его обитателей.
А к индивидуальным фоновым знаниям? Первую строчку: «Господь, не оставь мою милую Вятку». Милая Вятка – это уже не захолустная Вятка, не серая Вятка, не унылая Вятка, как может показаться приезжему, или будущему мигранту. А главное здесь - молитвенное обращение к Господу о родном городе. О чужом, незнакомом, нелюбимом трудно молиться и совсем не хочется писать стихи.
И позволю себе предположить, что именно этот индивидуальный аспект дает стихотворению особую силу, говорит все и сразу и о городе, и об авторе. Город, где молятся, город, о котором молятся, который любят – «милую Вятку». Прочие детали уже помогают раскрывать образ города, а не прячут его и не являются главной целью.
Анализ стихотворенияК социальным фоновым знаниям в этом стихотворении относятся: Гайдар и Булгаков, обыватель, мещанство, иго, булгары. К

Слайд 16Подло ноет под лопаткой.
От избытка жизни сладкой
По апрельскому ручью
Дунуть, оттолкнувшись пяткой.
Больше

думать не хочу
О благоразумном Ное.
И отчаянной весною,
будто к кардиоврачу,
поплыву тщедушной щепкой,
незатейливой, но цепкой –
приключение смешное –
по весеннему ручью.
От Московской до Орловской
Уж протаяны бороздки,
И воспользуюсь одною –
Ставь за здравие свечу!
По Царевской, по булыжной,
По овражной, верхней, нижней,
В завиток водоворота.
Вот знакомые ворота.
Вот из дома вышел кто-то.
Мне и это по плечу.
Проплывая мимо, мимо –
Русло неисповедимо,
Опрометчивы порывы.
Только время улучу –
И украдкой, и с оглядкой,
С риском – до одной поры. Вы –
Носит кругосветной Вяткой,
Карусельно – и красиво –
некрасиво, криво-гладко,
Но - лечу!
Подло ноет под лопаткой.От избытка жизни сладкойПо апрельскому ручьюДунуть, оттолкнувшись пяткой.Больше думать не хочуО благоразумном Ное.И отчаянной

Слайд 17О стихотворении:
О чем это стихотворение? О том, как автор, пытаясь избавиться

от внутренней тревоги, сердечной боли, залюбовался вятскими ручьями? Не только. Оно – еще и о том, что Вятка – лечит, исцеляет, помогает пережить боль, возвращает детские воспоминания и позволяет их остро переживать («вот из дома вышел кто-то» - скорее всего, имеется в виду родной дом Людмилы Суворовой на улице Свободы-97, ныне разрушенный), дает силы жить.
О стихотворении:О чем это стихотворение? О том, как автор, пытаясь избавиться от внутренней тревоги, сердечной боли, залюбовался

Слайд 18Кругосветная Вятка
Я тайно радуюсь погоде,
Плохой, сырой, не по сезону,
Горбатой улице Свободы,
Свободному

её наклону.
Тому, что нам не торопиться,
И возвратиться – не проблема.
Черны деревья Вифлеема,
Ленивы на деревьях птицы…
Дорога матово змеится,
И колесо гоняет мальчик
По ней, разгорячён, запальчив.
Темно поблескивают спицы.
Звенит синица золотая,
Атласные вороны кружат.
Светило мятное плутает
В подстылых полыньях и лужах.
Оно задумчиво и немо,
Оно у вечности в долгу.
И нестерпимо на снегу
Черны деревья Вифлеема.
Кругосветная ВяткаЯ тайно радуюсь погоде,Плохой, сырой, не по сезону,Горбатой улице Свободы,Свободному её наклону.Тому, что нам не торопиться,

Слайд 19Почему, гуляя по Вятке, вглядываясь в ее улицы, можно увидеть деревья

Вифлеема? Многие поэты, в том числе и Александра Мочалова, не раз отмечали, что люди, которые чувствуют Вятку сердцем, могут почувствовать другие города, другие времена. Таким образом Вятка благодарит тех, кто ее полюбил и понял. Вятка настраивает на молитвенный лад, не сужает границы мысли, а расширяет их, дает особую внутреннюю зоркость. В романе Дмитрия Быкова «Орфография» главный герой любовался крымскими видами и предпочитал их заграничным, боясь разочароватьсяв той же Ницце: он не исключал, что прославленные, «пропиаренные», как бы сейчас сказали, заграничные города на поверку окажутся чем-то заурядным, так что уж лучше – «проверенные», а главное – любимые Гурзуф и Ялта. Не думаю, что Людмила Суворова отказалась бы увидеть настоящий Вифлеем, но главное о нем она уже поняла – и именно в Вятке.
Почему, гуляя по Вятке, вглядываясь в ее улицы, можно увидеть деревья Вифлеема? Многие поэты, в том числе

Слайд 20Выводы:
Все вышесказанное позволяет мне сделать вывод о том, что не только

корпоративные, но и индивидуальные фоновые знания по-настоящему обогащают аудиторию. Конечно, все, что мы услышали в этих стихах, не позволит стране «запомнить новый тренд», как поется в песне «Роднополисы». Но, возможно, позволит читателям из других городов добавить Вятку на их душевную, внутреннюю карту России. Одно дело – знать о существовании города, его промышленности, количестве населения, промыслах, другое дело – знать, что он любим и за что его можно ценить даже в эпоху экономических и демографических катаклизмов.
Выводы:Все вышесказанное позволяет мне сделать вывод о том, что не только корпоративные, но и индивидуальные фоновые знания

Слайд 21Выводы:
Песню «Роднополисы» можно сравнить с красочным плакатом, стихи Людмилы Суворовой –

с личным посланием в конверте. И то, и другое по-своему ценно для истории.
Но исследователи пришли к выводу о том, что максимальная персонализация целевой аудитории дает поразительный эффект: именно такой личностный подход позволяет расширять границы, вызывать интерес у представителей разных социальных и возрастных групп.
В настоящем художественном произведении первостепенно личное отношение автора к тому, о чем он пишет, любит он это – или просто популяризирует. Впрочем, это касается не только литературы.
Выводы:Песню «Роднополисы» можно сравнить с красочным плакатом, стихи Людмилы Суворовой – с личным посланием в конверте. И

Слайд 22СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть