Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Сараева Галина
Ивановна, учитель русского языка и литературы .
Слайд 2 «Все знания о мире, и школьные предметы в том
числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?»
Слайд 3
Коммуникативная компетенция
Способность понимать чужие и создавать собственные
программы речевого поведения, согласно целям и ситуациям общения.
Слайд 5
Анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку отмечает невысокий
уровень сформированности коммуникативной компетенции, связанный с не готовностью ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности, неумением выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач
Слайд 6-между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания
человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;
-между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;
-между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Противоречия
Слайд 7
Определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать
коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.
Цель
Слайд 8- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся
коммуникативной компетенции;
- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
- повысить результативность обучения;
- включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах
Задачи
Слайд 9ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СПОСОБЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
Современные образовательные технологии
1.Информационные технологии
2.Технология развития
критического мышления
3.Исследовательская
деятельность
4.Проектные технологии
5. Блочное обучение
6.Технология решения
изобретательских задач
Коммуникативно -
ориентированные задания
1.Выделение главных
мыслей текста
2.Прогнозирование
3.Диалог с текстом
4.Включение воображения
5.Работа над сочинением
6.Драматизация
7.Словесное рисование
Слайд 10СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:
- изменяет суть
преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося).
- увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения.
- знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося.
- результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию.
Слайд 11СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология решения изобретательских задач
«Удивляет!»
Этот прием
направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.
«Лови ошибку!»
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав
Слайд 12
МЕТОДЫ УСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
все
формы учебного диалога;
доклады и сообщения;
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
обсуждения, дискуссии, диспуты;
упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях;
выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Слайд 13МЕТОДЫ ПИСЬМЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде,
роли Пишущего и Читающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
Слайд 14НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку
и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах