Слайд 1
Активизация мыслительной деятельности учащихся через применение современных технологий в условиях реализации
ФГОС
Слайд 2
Модернизация образования - важнейшая задача воспитания молодого поколения, формирующего гражданина нового
типа:
Способного к самостоятельной познавательной деятельности, ориентированного на усвоении способов приобретении знаний
из различных источников информаций;
Компетентного в сфере гражданско-общественной деятельности;
Адаптированного в сфере социально-трудовой деятельности;
Умеющего правильно выбирать пути и способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность;
Заботящегося о собственном здоровье и семейном благополучии.
Семинар (вступление)
Слайд 3
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Слайд 4
«Невозможно дать другому того, что не имеешь сам, невозможно развивать,
воспитывать
и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным
и образованным».
А. Дистерверг
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Слайд 5
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Методическое объединение учителей русского языка
и литературы состоит из 4 человек.
Слайд 6
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Средний возраст составляет 46 лет.
Из
них образование имеют:
Высшее 4 человека
Слайд 7
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Председателем школьного методического объединения учителей
русского языка и литературы является:
Лопатина
Нина
Дмитриевна
Слайд 8
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Квалификационные категории:
Педагогический стаж:
Прохождение курсовой подготовки
за последние 5 лет:
Слайд 9Награды учителей русского языка и литературы
Семинар по русскому языку и литературе
(вступление)
Слайд 10
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Мониторинг качества
и обученности:
Слайд 11
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Активное участие учителя русского языка
и литературы принимают в школьных, районных, городских конкурсах:
Педагогические чтения «Образование.
История. Духовное развитие нации»
КВН
Конкурс «Живая классика»
Конкурс «Стихи, опаленные войной»
Смотр –конкурс «Вдохновение»
Слайд 12
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Для облегчения восприятия письменных текстов
были предложены:
Принципы и методики дозирования учебных информаций;
- Иллюстрации, позволяющие воспринимать информацию
на эмоционально-образном уровне;
- Принципы и методики устного трактования
(объяснения текстов);
- Средства проверки
усвоения текстов;
- Принципы составления
и предъявления учащимся
практических заданий.
Слайд 13
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
В настоящее время «развивающемуся обществу
нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные
к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью,
обладают развитым
чувством
ответственности
за судьбу страны»
Слайд 14
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Для решения подобной задачи, вставшей
перед нашим обществом и в , частности, перед современной школой, необходимо создать педагогическую среду, влияющие на разные аспекты и стороны развития личности:
- Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению,
личностному росту.
- Создать условия для приобретения учащимися средств познания и
исследования мира: процессов, явлений, событий, свойств, законов,
отношений и др.
Создать условия для возможности к реализации «Я-концепции»
(«Я-могу»-«я –хочу» - «я- нравлюсь»).
Слайд 15
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Сравнительные особенности традиционной и современной
образовательной технологии:
Слайд 16
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Слайд 17
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
обучение в
сотрудничестве
метод проектов
разноуровневое обучение
портфолио ученика
открытое непрерывное образование
индивидуальное обучение
кейс-метод
деятельностная технология
баскет-метод
модульная технология
Слайд 18
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ:
носит совместный характер,
т.е. учащиеся сотрудничают между собой, при этом допускают ошибки - это факты, которые надо исправлять.
Предполагают несколько вариантов:
обучение в команде ( 3 человека, но не более 7);
обучение в группе, т.е. соревнование не в группе,
а между группами;
машинная пила, т.е. ученики - это зубы пилы, которые
должны работать все вместе;
учимся вместе, т.е. изучение чего-либо нового при
подготовке, например, к контрольной работе.
При этом необходимо создать условия
комфорта групп.
Слайд 19
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:
Возник в Америке в
20-ые годы. Направлен на развитие познавательных умений, умение ориентироваться в информации, развитие критического мышления, умение извлекать информацию из других предметов.
Проект способствует достижению цели через детальную разработку проблемы, которая совершается осязаемым результатом.
Требования:
наличие проблемы, требующих интегрированных знаний;
практическая значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная деятельность учащихся;
структирование содержательной части проекта;
использование исследовательских методов
(определить решение проблемы, выдвинуть гипотезу и т.д.).
Методический проект носит развивающий характер
и прикладной.
Слайд 20
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ:
В центре личность, т.е.
дифференцированное,
профильное обучение.
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА:
Все складывает, что необходимо ученику,
что он знает , видно его практическое
применение знаний в жизни.
Слайд 21
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
ОТКРЫТОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ:
с 7-ми
до 18 лет-это стандартное образование;
сугубо школьное образование -не ограничено рамками ученика, ученик должен получать образование из разных источников, учитель должен контролировать эти знания:
работа с родителями- получение информации от родителей;
создание открытых школ, где во главе стоит ученик, у которого есть собственное Я. Если обучение происходит для ученика, что он диктует, какой материал он будет изучать и в какой последовательности . Со стороны учителя обязательно должен быть контроль за этим обучением.
Между учителем и учеником равноправные отношения.
Слайд 22
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
КЕЙС-МЕТОД ( ситуационный анализ):
Это метод
обучения , когда обучающиеся и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям из практики. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем, изучаются учащимися, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для самостоятельных дискуссий и обсуждений в классе под руководством учителя. В данном случае метод конкретных ситуаций рассмотрен как процесс с выделением таких его главных составляющих, как обсуждение, дискуссии, что, не случайно. Традиция использования конкретных ситуаций в обучении исходит из принципа «движение к истине важней, чем сама истина».
Метод конкретных ситуаций предполагает:
подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики;
самостоятельное изучение и обсуждение ситуации учащимися;
совместное обсуждение ситуации в классе
под руководством учителя;
следование « процесс обсуждения важнее самого решения.
Слайд 23
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ:
Во главе стоит
личность, т.е. ученик: подход к ученику, уровень развития ученика. Существуют разновозрастные группы: возраст разный, а уровень обученности одинаковый.
Происходит творческое развитие личности, т.е. холестический подход к обучению- обучают человека целиком, рассматривают единый организм, дают единую картину мира. Например: по географии изучают Россию, то и по всем предметам изучают Россию.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ:
Это способность ученика проектировать
предстоящую деятельность,
быть ее субъектом.
Слайд 24
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
БАСКЕТ-МЕТОД:
Суть этого метода –активное вовлечение
учеников в учебный процесс.
На уроках учитель в центре внимания: он не мудрец, а помощник, проводник знаний. Задача учителя не только доступно, научно и грамотно изложить материал, но и научить учеников правильно составлять и задавать вопросы, логически излагать свои мысли, пользоваться научной литературой.
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:
Заключается в создании благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям
личности. Все это делается для того,
чтобы ученики могли работать
с материалом самостоятельно,
т. к. сначала им дается пакет информации
и методов работы.
Слайд 25
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Использование современных педагогических технологий неразрывно
связано с применением в обучении современных информационных технологий. Современные технологии могут быть реализованы с помощью компьютера и др. технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, создание мультимедийных презентаций хорошо подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. При этом не требуется одинакового владения техническими средствами , т.к. в процессе совместной работы происходит совершенствование практических навыков более слабых в этом отношении учащихся.
Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно взаимообучение и по предмету проекта, и по вопросам эффективного использования соответствующих информационных технологий.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить качество успеваемости в школе, развить личностный рост ученика и решить задачу воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Слайд 26
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
К учителям, которые на
своих уроках применяют наряду с традиционными технологии современные технологии, учащиеся идут на урок с интересом, проявляя активность при изучении данной дисциплины. Использование педтехнологий позволяет достичь наиболее высоких результатов.
На таких уроках учитель создает особое пространство, обеспечивающее деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме. Здесь нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания « палки»- двойки, неуда на контрольной боте или на экзамене и желания увернуться от нее. Здесь ученик испытывает радость от преодоления трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для –себя в этом мире. Учитель ведет ученика по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Ежеурочно учителя русского языка и литературы применяют информационные технологии, что позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Слайд 27
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Для развития познавательного интереса учащихся,
достижения нового качества образования учителя нашей школы используют различные виды традиционных и нетрадиционных уроков, что позволяет сформировать стойкие познавательные интересы, развивает умения самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие в реальной жизни процессы, полученные знания ученики применяют на практике.
«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…Сущность педагогического опыта в том и заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»
В. А. Сухомлинский
Слайд 28
Семинар по русскому языку и литературе (вступление)
Таким образом, современные педагогические технологии
в сочетании с традиционными образовательными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, развить личностный рост ученика и решить задачу воспитания всесторонне развитой творчески свободной личности в условиях реализации ФГОС:
• способного к самостоятельной познавательной деятельности, ориентированного на усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации;
• компетентного в сфере гражданско-общественной деятельности;
• адаптированного в сфере социально-трудовой деятельности;
• умеющего правильно выбирать пути и способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность;
• заботящегося о собственном здоровье и семейном благополучии.
Слайд 29ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
ТВОРЧЕСТВО.
ИННОВАЦИИ -
ПУТЬ
К УСПЕХУ
УЧЕНИКА.